Дело 2-5216/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2018 г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Карабанова А.С.,
при секретаре Моисеевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирзоева Амромиддина Срожевича, Мирзоевой Гулзиры Насировны к администрации г. Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска о возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Мирзоев А.С. и Мирзоева Г.Н. обратились в суд с исковым заявлением к администрации г. Ульяновска, Управлению муниципальной собственности администрации г. Ульяновска (далее – УМС администрации г. Ульяновска) о возложении обязанности поставить семью Мирзоевых, состоящую из 6 человек, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указали, что неоднократно обращались в администрацию г. Ульяновска по вопросу постановки их семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в постановке по причине не предоставления справки формы №, что не соответствует действительности.
В судебном заседании истцы не участвовали, доверили представлять свои интересы представителю по доверенности Хачатряну С.Х., который заявленные требования поддержал по доводам иска. Дополнительно пояснил суду, что сведения о регистрации истцов за последние 5 лет не могли быть представлены в УМС администрации г. Ульяновска по причине невозможности их получения. Вместе с тем, в настоящее время такие сведения им предоставляются в суд, в связи с чем суд может рассмотреть вопрос по существу и обязать ответчиков поставить семью Мирзоевых на соответствующий учет.
Представитель ответчиков администрации г. Ульяновска и УМС администрации г. Ульяновска Горничнова Л.Н. в судебном заседании не участвовала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отзыве иск не признала, указала на то обстоятельство, что при обращении в администрацию г. Ульяновска по вопросу постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, заявители не предоставили предусмотренные законом сведения о регистрации истцов за последние 5 лет, в связи с чем отсутствовали основания для удовлетворения их заявления.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании; судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 12 ГПК РФ устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как установлено судом, семья Мирзоевых состоит из шести человек: истцы Мирзоев А.С. и Мирзоева Г.Н., и несовершеннолетние дети ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ.р., и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Мирзоева Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г. Ульяновска с заявлением о постановке ее семьи составом из 6 человек на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На ее заявление ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ указал на необходимость предоставления документов, включая справки по форме № на всех членов семьи за последние 5 лет.
В связи с не предоставлением указанной справки письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в постановке семьи Мирзоевых на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Мирзоева Г.Н. повторно обратилась в УМС администрации г. Ульяновска с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ предоставив справки по форме № в отношении лиц, зарегистрированных по <адрес> и <адрес> Ульяновской области.
На указанное заявление ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ вновь отказал в постановке семьи Мирзоевых на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по причине предоставления документов, включая справки по форме № на всех членов семьи за последние 5 лет.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством является обоснованность отказа администрации г. Ульяновска истцам в постановке их семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по причине предоставления неполного пакета документов.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Между тем, в силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Статьей 2 Закона Ульяновской области от 06.06.2007 г. № 83-ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма» установлен перечень документов, представляемых гражданами для признания их малоимущими.
При этом документы, предусмотренные пунктом 1 указанной части, должны быть представлены гражданином по собственной инициативе.
На основании п. 4 ст. 2 указанного закона области на основании представленных документов местная администрация устанавливает размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в соответствии с методикой, установленной Законом Ульяновской области от 02.11.2005 года № 110-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Ульяновской области».
Помимо этого, на уровне Муниципального образования «город Ульяновск» действует постановление администрации г.Ульяновска от 29.01.2013 г. № 395, утвердившее административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Административный регламент).
В пункте 2.6.1. Административного регламент также указан исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления указанной муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления.
Указанным перечнем предусмотрено, в частности, предоставление на обязательной основе справки о составе семьи или выписки из домовой книги за последние пять лет (в случае если данный документ не находится в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг).
Данная правовая норма согласуется с требованиями ст.ст. 53, 54 ЖК РФ, поскольку при принятии решения о постановке гражданина на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, орган местного самоуправления должен убедиться, что заявитель не имеет право пользования жилым помещением и, следовательно, обеспечен учетной нормой жилой площади и не предпринял за последние 5 лет мер к ухудшению своих жилищных условий.
Как следует из материалов дела, обращаясь в администрацию г. Ульяновска по вопросу постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, истицми были предоставлены справки по форме № 8 в отношении лиц, зарегистрированных по <адрес> и <адрес> Ульяновской области.
Между тем, как следует из указанных справок по <адрес>, Мирзоева Г.Н. и несовершеннолетние дети зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ, а Мирзоев А.С. с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Мирзоев А.С. был зарегистрирован по <адрес> Ульяновской области.
При этом каких-либо документов о регистрации по мету жительства Мирзоевой Г.Н. и несовершеннолетних Мирзоева М.А., Мирзоевой А.А. и Мирзоева С.А. до ДД.ММ.ГГГГ истцами в администрацию <адрес> представлено не было, что представителем истца в судебном заседании не оспаривалось.
Из пояснений представителя истцов следует, что Мирзоева Г.Н. до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в Майнском районе Ульяновской области в частном доме у родственников, из чего суд делает вывод, что администрация г. Ульяновска не имела возможности истребовать указанные сведения в порядке межведомственного взаимодействия.
При отсутствии всех необходимых документов, предусмотренных законодательством, вопрос о принятия решения о признании семьи истцов малоимущей, нуждающейся в жилье, и постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, администрация г. Ульяновска решить не имела возможности, соответственно, вопрос по существу заявления истцов о признании их нуждающимися до настоящего времени администрацией не решен.
Более того, не были представлены такие документы и суду в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, требования истцов к администрации г.Ульяновска, УМС администрации г. Ульяновска о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении в настоящее время удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мирзоева Амромиддина Срожевича, Мирзоевой Гулзиры Насировны к администрации г. Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска о возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Карабанов