Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-271/2019 ~ М-66/2019 от 18.01.2019

Решение

Именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года <адрес>

    Самарский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Коваленко О.П.,

при секретаре Конецкой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Царюк Елены Васильевны к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства и обязании включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений,

Установил:

    Царюк Е.В. обратилась в суд с названным иском к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, указав, что она проходила военную службу, уволена с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. В период прохождения военной службы Царюк Е.В. принята на учет нуждающихся в получении жилого помещения, что подтверждается государственным жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретения жилья в избранном месте жительства <адрес>. При увольнении с военной службы она была исключена из списка очередников по обеспечению жильем. Государственный жилищный сертификат реализован не был, следовательно, она не была обеспечена постоянным жилым помещением от Министерства Обороны РФ. По изложенным основаниям истец просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением, предоставляемым Министерством Обороны РФ для постоянного проживания по избранному месту жительства. Возложить на ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в лице 1 отдела включить ее в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, с датой постановки на учет с 22.02.2008.

    В судебном заседании истец и представитель истца – Лукинов А.В., действующий по доверенности, исковые требования поддержали, подтвердив доводы, изложенные в иске. Просили исковые требования удовлетворить.

    Представитель ответчика- Некуш К.Б., действующая по доверенности, иск не признала, и суду пояснила, что истец обратилась в 1-й отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ с заявлением о восстановлении на учете нуждающихся в получении жилого помещения с приложением копии государственного жилищного сертификата. Данное заявление было рассмотрено как обращение гражданина, поскольку было подано не в соответствии с инструкцией. На обращение гражданина дан ответ и разъяснено право на обращение в установленном порядке с предоставлением необходимых документов. Сведения о признании истца нуждающимся в жилом помещении во время прохождения военной службы отсутствуют, а военные городки на территории Самарской области утратили статус закрытых, статус «служебный» у жилого помещения, в котором проживает истец, снят. Ведение списков очередников ГЖС, а также восстановление на учете нуждающихся в жилом помещении не входит в полномочие 1-го отдела. Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, ведется с 2011 года, поэтому включить истца в данный Реестр с 2008 года невозможно. Просила в иске отказать.

    Представитель администрации Волжского района Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

    Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, личное дело, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом при рассмотрении дела установлено, что истец являлась военнослужащим Министерства обороны РФ и уволена с военной службы ДД.ММ.ГГГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе на основании п. «а» п.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 16 лет 22 дня.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ исключена из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ордера супругу истца была предоставлена четырехкомнатная служебная квартира по адресу: <адрес>, три комнаты из которой в последующем были закреплены после расторжения брака за истцом и членами ее семьи в составе 3 человек, жилой площадью 39,7 кв.м.

В настоящее время истец зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>.

Суд считает, что при рассмотрении дела не нашли свое подтверждение доводы истца об обоснованности заявленных ею требований.

На момент увольнения Царюк Е.В. с военной службы порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80, утратила силу с 08.11.2010 г., Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 21.05.2002 N 56-ФЗ, действовавшей на дату увольнения истца с военной службы) государство гарантирует предоставление жилых помещений в собственность военнослужащим, обеспеченных служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе - при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. Действующая в настоящее время редакция этой же статьи (абз. 3 п. 1 ст. 15), равно как и норма п. 14 ст. 15 этого Федерального закона также предусматривают гарантии военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998, увольняемым с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, имеющим общую продолжительность военной службы 10 и более лет, по улучшению их жилищных условий посредством обеспечения их жилыми помещениями либо выделения денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на дату прекращения истцом военной службы в связи с увольнением) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.

В этой же норме закона в действующей в настоящее время редакции предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в действующей редакции) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, лица, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, имеющие общую продолжительность службы 10 лет и более, не обеспеченные жильем на момент увольнения с военной службы, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту службы, и должны обеспечиваться жильем или жилищной субсидией, причем не за счет средств органов местного самоуправления, а за счет средств федерального бюджета (действующая с 2004 г. статья 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии с п. 26 Инструкции от 15.02.2000 N 80 учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В настоящее время указанные полномочия возложены на ФГКУ "Центррегионжилье", что ответчиком не оспаривается.

Согласно пунктам 27 - 30 названной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащим должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствует информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагается карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему.

Документов о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по избранному месту жительства до увольнения с военной службы (например, решение о постановке на учет), снятии истца с такого учета ни стороной истца, ни стороной ответчика суду не представлено.

До увольнения истца со службы, ДД.ММ.ГГГГ Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации истцу выдавался государственный жилищный сертификат - свидетельство о выделении субсидии на приобретение жилья (копия на л.д. ). В этом документе указано, что Царюк Е.В. является участником подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты", в соответствии с условиями подпрограммы ему предоставляется из федерального бюджета субсидия в размере 2527200 руб. на приобретение жилья на территории <адрес> (с учетом дочери ФИО6, матери ФИО9, прочие ФИО7, ФИО8).

Государственные жилищные сертификаты в соответствии с Правилами, выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 522, могли быть выданы лишь лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Аналогичные выводы следуют и из действующей на 2004 г. подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 700. Согласно названной подпрограмме право на получение субсидии имеют, в том числе граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, при том, что формирование списков получателей сертификатов и выдача сертификатов осуществляются по месту учета граждан - участников подпрограммы.

Поскольку государственный жилищный сертификат выдан истцу в 2008 г. По избранному месту жительства (до увольнения с военной службы) Министерством обороны РФ, соответственно, истец состоял на учете нуждающихся в жилье по избранному месту жительства. В ином случае этим органом сертификат истцу не мог быть выдан в 2008 г.

Факт выдачи истцу государственного жилищного сертификата подтвердил Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ . Указано, что согласно данным из базы данных КЭУ ПУрВО Царюк Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ снята с учета с отметкой «получил ГЖС», был оформлен государственный жилищный сертификат серии УВ от ДД.ММ.ГГГГ на состав 5 человек, избранное место жительства <адрес>. Банковский счет по обслуживанию ГЖС ДД.ММ.ГГГГ досрочно закрыт до истечения срока действия сертификата в связи с тем, что недостаточно денежных средств на приобретение жилого помещения на территории <адрес>. Переселение граждан из военных городков, которые утратили статус «закрытых» путем реализации ГЖС, действующим законодательством не предусмотрено. Также указано, об исключении из специализированного жилищного фонда квартиры, в которой зарегистрирована истец. Рекомендовано истцу для рассмотрения заявленного вопроса, представить документы, подтверждающие признание ее нуждающимся в жилых помещениях, а также документов согласно Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ.

Суд приходит к выводу, что факт выдачи истцу в 2008 <адрес> обороны Российской Федерации государственного жилищного сертификата на приобретение жилья по избранному месту жительства подтверждает тот факт, что истец состоял на учете как нуждающийся в жилье по избранному месту жительства – <адрес>. Данное право об избрании иного места жительства, не совпадающего с последним местом жительства, на момент увольнения истцу, достигшей предельного возраста пребывания на военной службе (45 лет), имеющей стаж военной службы свыше 10 лет, и уволенной по льготному основанию, предусмотрено законом, и не оспаривается ответчиком.

Истец действительно неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями, однако ни разу не представила в распоряжение ответчика документы согласно Перечню, изложенному в Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ .

Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление Царюк Е.В. об оспаривании бездействия ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ удовлетворено. Признано бездействие должностных лиц ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, выразившееся в не рассмотрении в установленном порядке обращения Царюк Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ, возложена обязанность на ФГКУ рассмотреть заявление Царюк Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ по существу в порядке ФЗ «Об обращении граждан».

Ответом ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в лице 1-го отдела (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ истцу рекомендовано было обратиться в отдел с предоставлением документов: рапорта на увольнение, листа беседы, выписки из приказа об увольнении, выписки из приказа об исключении из личного состава войсковой части, послужного списка, рапорта о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, протокола заседания жилищной комиссии о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, карточки учета военнослужащего, находящегося на квартирном обеспечении Министерства обороны РФ, иных документов, подтверждающих нахождение военнослужащего на учете нуждающихся и причинах исключения из базы данных «Учет», выписки из домовой книги (поквартирной карточки), копии паспорта всех страниц ее и членов семьи, копии свидетельств о рождении детей, копии свидетельства о заключении брака, копии свидетельства о расторжении брака, документов с места жительства ее и членов ее семьи за последние 5 лет, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства ее и членов ее семьи за последние 5 лет, копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством РФ, сведений из ЕГРН о наличии зарегистрированных прав на недвижимое имущество и сделок на территории РФ за ней и членами ее семьи с 1998 года по настоящее время, сведений о наличии информации в Министерстве социально-демографической политики <адрес> о постановке ее и членов ее семьи на учет для получения Государственного жилищного сертификата, а также сведений о его получении.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением об обеспечении ее социальной выплатой, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. В удовлетворении ее заявления ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ (<адрес>) было отказано в связи с тем, что Царюк Е.В. снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с получением сертификата. Сведения о возврате сертификата в Главное финансово-экономическое управление МО РФ в ФГКУ «Центрегионжилье» отсутствует, сведения о реализации права на жилое помещение с использованием ГЖС также отсутствуют. На ДД.ММ.ГГГГ истец отсутствует в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, и не является участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан».

ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась в 1-й отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ с заявлением о восстановлении ее в списках нуждающихся, приложив к заявлению копию государственного жилищного сертификата и указав в заявлении, что требование о предоставлении иных документов является злоупотреблением правом со стороны отдела.

Данное заявление также рассмотрено в порядке Федерального закона «Об обращении граждан», ДД.ММ.ГГГГ 1 –ым отделом ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ дан ответ об отказе в удовлетворении заявления, поскольку документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действующему на момент увольнения с военной     службы (рапорт о постановке на учет нуждающихся по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения) не представлены и в отделе отсутствуют. Дополнительно сообщено, что поступившее ранее в 1-й отдел заявление по вопросу получения государственного жилищного сертификата по компетенции направлено в ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ.

Исходя из вышеприведенных ответов на заявления истца, суд приходит к выводу о том, что право истца не нарушено ответчиком.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав граждан.

Порядок восстановления на учете военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в получении жилого помещения не урегулирован действующим законодательством, соответственно, требование ответчика о предоставлении документов согласно Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ N 1280, аналогичный перечень которых содержался и в ранее действующей Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ , является правомерным.

Так, согласно п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1280, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются - нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (далее именуются - члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

д) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;

ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

и) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.

В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпункте "д" настоящего пункта, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Обращаясь с заявлением в 1-й отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ по истечении 10 лет после увольнения, и не представляя документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные пунктом 1 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ N 1280, не указывая ее состав семьи, истец лишил уполномоченный орган права на проверку факта нуждаемости военнослужащего, уволенного в запас, и членов е семьи в получении жилого помещения.

Между тем, именно необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

По смыслу вышеприведенных нормативных положений, структурное подразделение специализированной организации принимает решение о постановке военнослужащего на учет при установлении его нуждаемости в жилом помещении, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки на учет определяется подразделением на основании приложенных к заявлению военнослужащим копий документов, перечисленных в пункте 1 Инструкции и заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки военнослужащего на учет для получения жилого помещения и требования к оформлению этих документов. Военнослужащий обязан сообщить структурному подразделению обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет.

Действительно в силу п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим- гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, за военнослужащими, ранее принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма

При этом, если военнослужащий должен продолжать отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на получение жилого помещения.

Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости военнослужащего в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение жилого помещения. Если такие действия военнослужащим или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на учет нуждающихся не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Несоблюдение военнослужащим установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет в качестве нуждающегося как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право органу для отказа в постановке военнослужащего на такой учет.

Из представленных документов следует, что истец снята с учета нуждающихся в жилом помещении, истцом не были оспорены действия жилищного органа по снятию ее с учета нуждающихся в получении жилого помещения, а также приказ об увольнении и исключению ее из списков личного состава. В учетном деле, переданном в адрес ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ ФГКЭУ «Чернореченская КЭЧ района» по акту от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют документы, подтверждающие факт обращения в жилищную комиссии о признании Царюк Е.В. нуждающейся в жилых помещениях.

Кроме того, по истечению 10 лет с момента увольнения, обстоятельства, послужившие основанием для включения истца и членов ее семьи в список нуждающихся в жилом помещении, изменились.

Так, Распоряжениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р военный городок, расположенный по адресу: <адрес> утратил статус закрытого военного городка ВС РФ.

Приказом заместителя Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ четырехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, исключена из специализированного жилищного фонда и передана в собственность городского поселения Рощинский м.. <адрес>, что также подтверждено справкой администрации городского поселения Рощинский м.. <адрес>.

Таким образом, данная квартира (в виде трех комнат в четырехкомнатной квартире), переданная семье Царюк в качестве служебного, в 2013 году утратила такой статус и перешла в собственность органа местного самоуправления, в силу прямого указания закона (ст. 7 ФЗ РФ «О введении в действие ЖК РФ») с указанного времени истец занимает жилое помещение на условиях социального найма, соответственно она также подлежит учету при определении нуждаемости семьи Царюк в жилых помещениях по линии Министерства обороны РФ по избранному месту жительства в <адрес>).

Однако суд отмечает, что в силу пункта 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512), в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства. При этом данное правовое регулирование устанавливает единый принцип применения учетной нормы площади жилого помещения (исходя из учетной нормы в населенном пункте, где будет предоставляться жилье) и не ограничивает право военнослужащих на обеспечение жильем за счет государства в избранном месте жительства, если военнослужащий намерен сдать жилое помещение, расположенное в населенном пункте, не являющемся избранным местом жительства, и препятствий для такой передачи не имеется (Определение Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1231-О).

Более того, по объяснениям истца в настоящее время она не проживает вместе с дочерью ФИО6 и ее семьей (зятя и внука Пинаевых), последние снимают жилье, а ее мать ФИО9 умерла.

Кроме того, из учетного дела истца также следует, что в квартире вместе с истцом с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ФИО10, супруг истца, документы которого с прежнего места жительства также отсутствуют, и который не был заявлен истцом в качестве члена семьи на момент получения ГЖС.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об изменении состава семьи истца на настоящий моент.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец, игнорируя требования ответчика о предоставлении документов, подтверждающих нуждаемость в получении жилого помещения, на себя и членов ее семьи на дату подачи заявления, злоупотребляет своими правами, поскольку лишает уполномоченный орган исключить основания, препятствующие нахождению истца на жилищном учете, а также вынести мотивированное решение о восстановлении или отказе в восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении. Между тем, суд вопреки доводам истца, который сразу обратился с иском о признании права быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства, не может подменять собой орган, в чьи полномочия входит проверка всех документов и постановка на учет нуждающихся в получении жилых помещений (либо отказ в постановке).

В связи с чем, требования истца о признании за ней права быть обеспеченным по избранному месту жительству и возложении обязанности на ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в лице 1 отдела включить в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений, с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению.

Между тем, поскольку истец не воспользовалась правом на получение жилищной субсидии по сертификату, выданному ДД.ММ.ГГГГ, до увольнения с военной службы состояла на учете нуждающихся в жилье, она сохраняет право состоять на учете нуждающихся в жилье, быть обеспеченным жильем в том же порядке, что и военнослужащие (п. п. 13, 14 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), соответственно, истец не лишен права обратиться в уполномоченный орган с заявлением о восстановлении на учете нуждающихся с даты постановки на учет, с приложением документов согласно специализированной Инструкции (документов, подтверждающих невозможность такого представления), и в случае получения отказа в постановке на учет нуждающихся, оспорить его в установленном порядке в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Царюк Елены Васильевны к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства и обязании включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Самарского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 05 марта 2019 года.

Судья О.П. Коваленко

2-271/2019 ~ М-66/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Царюк Е.В.
Ответчики
1 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ
Другие
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
23.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2019Судебное заседание
18.01.2019Передача материалов судье
28.02.2019Судебное заседание
05.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2019Дело оформлено
27.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее