70RS0006-01-2019-001170-98
Дело № 2-686/2019 РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 октября 2019 года Асиновский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Дегтяренко Е.А.,
при секретаре Качкиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области гражданское дело исковому заявлению Асиновского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа № города Асино Томской области, администрации Асиновского района Томской области об обязании оборудовать вход в здание пандусом и поручнями,
установил:
Асиновский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа № города Асино Томской области (далее МБОУ СОШ № 1 города Асино Томской области), администрации Асиновского района Томской области об обязании оборудовать вход в здание МБОУ СОШ № города Асино Томской области расположенного по адресу: , пандусом и поручнями для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
В обоснование требований истец указал, что Асиновской городской прокуратурой проведена проверка исполнения МБОУ СОШ № города Асино Томской области законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов. В ходе проверки было выявлено, что в здании МБОУ-СОШ № города Асино Томской области отсутствуют входы, доступные для мобильных групп населения с поверхности земли, пандусы отсутствуют. Наружные лестницы не имеют поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Отсутствие условий для беспрепятственного доступа детей - инвалидов в здание образовательного учреждения нарушает также права, свободы и законные интересы неопредленного круга лиц-детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчиков устранить приведенные в исковом заявлении недостатки в срок до /дата/.
В судебном заседании прокурор Дирко И.О. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения требований.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № города Асино Томской области Гордова С.В., директор школы, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, о чем представлено письменное заявление.
Представитель ответчика администрации Асиновского района Ивасенко Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, о чем представлено письменное заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 названного закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 13 мая 2010 года N 689-О-О) органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Томской области от 10.09.2003 N 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" предусмотрено, что социальная защита инвалидов в Томской области осуществляется исходя из адресного и рационального использования бюджетных средств, обеспечения равных возможностей и общедоступности мероприятий по социальной защите инвалидов.
В Томской области признаются приоритетными направления социальной защиты инвалидов, такие как обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и к предоставляемым в них услугам.
Исполнительные органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам (ст. 16 Закона Томской области от 10.09.2003 N 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области").
Согласно ст. 16.2. Закона Томской области от 10.09.2003 N 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, такими как пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах надземных и подземных переходов, улиц и дорог, остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров.
Как следует из материалов дела, /дата/ Асиновской городской прокуратурой Томской области, при проведении проверки исполнения законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов, было установлено, что в здании МБОУ СОШ№ города Асино Томской области, расположенном по адресу: , отсутствуют входы, доступные для маломобильных групп населения с поверхности земли, отсутствуют пандусы. Наружные лестницы не имеют поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам, что подтверждается актом проверки от /дата/.
Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц от /дата/, учредителем МБОУ СОШ № города Асино Томской области является муниципальное образование «Асиновский район», лицом осуществляющим право учредителя администрация Асиновского района.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях реализации права каждого человека на образование осуществляется федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" регулируются положения об организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Так, в силу части 3 данной статьи, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 г. N 605, принятого в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений", утверждены СНиП 35-01-2001 N 605 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее Правила).
Указанными Правилами установлены требования к зданиям (сооружениям) и их элементам, использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления инвалидами необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации.
Из п.1.2 Правил следует, что необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование в рамках «Разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
В соответствии с пунктами 5.1.1, 5.1.2 Правил, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства в образовательной организации надлежащие условия для создания беспрепятственного доступа инвалидов не созданы, административное здание не оборудовано приспособлениями для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья, что влечет существенное нарушение права указанной категории граждан.
Отсутствие специальных устройств (пандуса и поручней) для создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов, детей-инвалидов, в помещение образовательной организации затрудняет реализацию гражданских прав граждан - инвалидов, детей-инвалидов, а так же отрицательно сказывается на реализации государственной политики в области образования и социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, ответчикам разъяснены и понятны.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным принять признание ответчиками заявленных исковых требований, поскольку они не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Асиновского городского прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: , ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ /░░░░/.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░