Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5373/2015 ~ М-5015/2015 от 04.09.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2015 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи: Рапидовой И.В.,

при секретаре судебного заседания Вороновой И.А.,

с участием заместителя прокурора

Октябрьского района г.о. Самара Лысенко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по заявлению кандидата в Депутаты Совета депутатов *** района г.о. Самара Самарской области №... созыва по одномандатному избирательному округу №... Ф* об установлении факта подкупа избирателей кандидатом в депутаты Совета депутатов *** района г.о.Самара Самарской области №... созыва по одномандатному избирательному округу №... П* и отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов *** района г.о.Самара Самарской области №... созыва по одномандатному избирательному округу №... П*,

УСТАНОВИЛ:

Кандидат в Депутаты Совета депутатов *** района г.о. Самара Самарской области №... созыва по одномандатному избирательному округу №... Ф*. обратился в суд Октябрьского района г.Самары с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что на основании Закона Самарской области от 30.03.2015 г. № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» дата на территории г.о. Самара пройдут выборы депутатов Совета депутатов г.о. Самара Самарской области №... созыва.

Он является кандидатом в депутаты Совета депутатов *** района городского округа Самара Самарской области №... созыва по одномандатному избирательному округу №...

П* также является кандидатом в депутаты Совета депутатов *** района городского округа Самара Самарской области №... созыва по одномандатному избирательному округу №... (дата регистрации дата.)

дата им были обнаружены в *** районе агитационные материалы, содержащие информацию о том, что во вторник, дата, в 17:00 на спортивной площадке по адрес состоится увлекательное и задорное семейное состязание: «Х». В программе были указаны: спортивные конкурсы, эстафеты. Также говорилось о том, что юных участников развлечет аниматор. Далее в объявлении сообщалось, что в 19:00 пройдет встреча с жителями по вопросам реформы местного самоуправления и благоустройства. К обозначенному объявлению была прикреплена как неотъемлемая часть избирательная программа кандидата по одномандатному избирательному округу №... П*. Рядом с указанным выше объявлением было размещено еще одно, содержащее информацию о том, что в среду, дата в 18:00 на детской площадке по адрес состоится дворовый субботник. Далее сообщалось, что краской, кистями, перчатками и другими материалами для работ всех обеспечат П*, М*, П**.

Согласно ч. 2 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Идентичные положения содержатся в ч. 2 ст. 54 Закона СО № 57-ГД.

В обозначенных выше заявлениях кандидат в депутаты П* возлагает на себя обязанности и расходы по организации и проведению спортивного мероприятия «Весёлые старты»: спортивных конкурсов, эстафет, привлечению стороннего аниматора и организации субботника.

При этом следует иметь в виду, что императивными положениями федерального законодательства кандидатам в депутаты запрещается вручать избирателям подарки и иные материальные ценности, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, в данном случае кандидат в депутаты П* прямо оказывает жителям дома по адрес бесплатные услуги, а также осуществляет бесплатное распространение товаров (краска, кисти, перчатки и другие материалы для работ) среди жителей домов по адрес. Более того, осуществление бесплатных услуг по организации спортивного мероприятия и привлечению аниматора кандидат в депутаты П* связывает со своей предвыборной агитацией, о чем, безусловно, свидетельствует прикрепленная к объявлению программа кандидата. Соответственно, указанные действия можно расценивать как подкуп избирателей.

Необходимо иметь в виду, что характер совершенных кандидатом в депутаты П* действий позволяет сделать вывод о том, что они направлены на побуждение избирателей голосовать именно за конкретного кандидата - П* При этом немаловажно также то, что обозначенные действия позиционируются как осуществленные в отношении несовершеннолетних (кандидат прямо говорит о привлечении юных участниках праздника), что, несомненно, свидетельствует о воздействии на их законных представителей - родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа (согласно положениям п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Считает, что противоправная эксплуатация детей в предвыборной агитации, а также манипулирование мнением избирателей-родителей являются недобросовестными политтехнологическими приемами, выражающими неуважение как к отечественным традициям защиты семьи, материнства, отцовства и детства, так и к положениям Конституции РФ.

Исходя из ч. 6 ст. 82 Закона СО № 57-ГД регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в том числе и в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией. Считает, что кандидатом в депутаты Совета депутатов *** района городского округа Самара Самарской области №... созыва по одномандатному избирательному округу №... П* допущены действия, направленные на подкуп избирателей.

Согласно ч. 3 ст. 259 ГПК РФ, с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Голосование назначено на дата г.

Просил суд установить факт подкупа избирателей кандидатом в депутаты Совета депутатов *** района г.о. Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №... П*

В судебном заседании представитель заявителя К*, по доверенности №... от дата., заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным, дополнил требования: просил суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета депутатов *** района г.о.Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №... П*

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии *** района г.о.Самара Самарской области: Председатель избирательной комиссии Т*, действующий на основании уд. №... от дата, в удовлетворении требований заявления возражал, пояснил суду, что с данными фактами, изложенными в заявлении, Ф* в избирательную комиссию не обращался, на заседании комиссии указанные факты не рассматривались. Как представитель комиссии, он не был проинформирован о проведении данного мероприятия и лично не присутствовал на нем, поэтому исходя из представленных заявителем в суд документов, нет обоснования фактов подкупа избирателей. Территориальная избирательная комиссия *** района г.о.Самара Самарской области финансирование проведения субботника в интересах П* не осуществляла, также не следует из представленных документов, что указанные в объявлении мероприятия финансировала сама П* как кандидат.

Заинтересованное лицо П* в судебном заседании также возражала в удовлетворении заявленных требований. Указала, что суду представлены три совершенно разных листка, которые были сорваны по адрес, жители данного дома просили ее представить им ее избирательную программу, которую она отдала старшему по дому. Каким образом данные листы оказались между собой склеенными и как они относятся к ее избирательной программе ей не известно, более того, все объявления о проведении субботника и праздника были подписаны не кандидатом в депутаты, а общественным советом микрорайона «ХХ», который действует на данной территории членом которого она является.

На субботник все материалы (перчатки, краска) предоставила управляющая компания, ее задача как члена совета, заключалась лишь в информировании жителей о предстоящем мероприятии. Соответственно она, как член общественного совета, а также М* и П** тоже имеют право поработать с жителями. Никакие подарки на мероприятии они не дарили, а соответственно, мероприятия проводили ребята - жители данного дома, а они просто присутствовали. В данном объявлении также указано, что после праздника состоится собрание тема которого не предвыборная компания, а реформа местного самоуправления о которой совет обязан информировать жителей данного района, а так же обсуждение программы «ХХХ».

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заместителя Прокурора Октябрьского района г.Самары, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, поскольку действия П* по организации субботника с обеспечением участников мероприятия необходимыми материалами и инвентарем для работы, а так же по организации веселых стартов не содержали условия голосования участников данных мероприятий за П* как кандидата, таким образом факт подкупа избирателей не нашел своего подтверждения, исследовав материалы дела и представленные суду доказательства в их совокупности, считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что также подтвердили лица, участвующие в деле, что заявитель Ф* является кандидатом в депутаты Совета депутатов *** района городского округа Самара Самарской области №... созыва по одномандатному избирательному округу №....

Заинтересованное лицо П* является кандидатом в депутаты Совета депутатов *** района городского округа Самара Самарской области №... созыва по одномандатному избирательному округу №... (дата регистрации дата).

В *** районе г.Самары заявитель Ф* обнаружил, по его мнению, «агитационные материалы», содержащие информацию о том, что во вторник, дата, в 17:00 на спортивной площадке по адрес состоится увлекательное и задорное семейное состязание: «Х». В программе были указаны: спортивные конкурсы, эстафеты. Также говорилось о том, что юных участников развлечет аниматор. Далее в объявлении сообщалось, что в 19:00 пройдет встреча с жителями по вопросам реформы местного самоуправления и благоустройства. К обозначенному объявлению была прикреплена как неотъемлемая часть избирательная программа кандидата по одномандатному избирательному округу №... П*. Рядом с указанным выше объявлением было размещено еще одно, содержащее информацию о том, что в среду, дата в 18:00 на детской площадке по адрес состоится дворовый субботник. Далее сообщалось, что краской, кистями, перчатками и другими материалами для работ всех обеспечат П*, М*, П**.

Согласно ч. 2 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Идентичные положения содержатся в ч. 2 ст. 54 Закона СО № 57-ГД.

Заявитель считает, что кандидатом в депутаты Совета депутатов *** района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №... П* был осуществлен подкуп избирателей путем оказания жителям дома по адрес бесплатных услуги, а также осуществления бесплатного распространения товаров (краска, кисти, перчатки и другие материалы для работ) среди жителей домов по адрес. Более того, осуществление бесплатных услуг по организации спортивного мероприятия и привлечению аниматора кандидат в депутаты П* связывает со своей предвыборной агитацией, о чем, безусловно, свидетельствует прикрепленная к объявлению программа кандидата. Соответственно, указанные действия можно расценивать как подкуп избирателей и использование своего должностного положения, поскольку она также является членом общественного совета микрорайона «ХХ».

В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

Между тем, факт подкупа избирателей кандидатом в депутаты Совета депутатов *** района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №... П* не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Судом установлено, что агитационный материал в виде трех листов объявлений, содержащих информацию о том, что во вторник, дата, в 17:00 на спортивной площадке по адрес состоится увлекательное и задорное семейное состязание: «Х». В программе были указаны: спортивные конкурсы, эстафеты. Также информация о том, что юных участников развлечет аниматор. Далее в объявлении сообщалось, что в 19:00 пройдет встреча с жителями по вопросам реформы местного самоуправления и благоустройства; также объявление, содержащее информацию о том, что в среду, дата в 18:00 на детской площадке по адрес состоится дворовый субботник. Далее сообщалось, что краской, кистями, перчатками и другими материалами для работ всех обеспечат П*, М*, П**; кроме того, объявление, содержащее информацию, о программе кандидата, не содержит обещания передачи денежных средств или других материальных ценностей избирателям за выполнение каких-либо обязательств кандидатом П*

Более того, финансирование проводимых мероприятий членами общественного совета микрорайона «ХХ», которым является также и кандидат в депутаты Совета депутатов *** района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №... П* осуществлялось не за счет средств Территориальной избирательной комиссии *** района г.о.Самара Самарской области в интересах П*, а также тот факт, что указанные в объявлении мероприятия финансировала сама П*, как кандидат, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения согласно нормам избирательных законов понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и избранию кандидатов; обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Отказывая заявителю в требовании об отмене регистрации кандидата П* по данному основанию, суд исходил из того, что П* на государственной должности не состоит, выборную муниципальную должность не замещает.

Обозрев в судебном заседании указанные объявления, суд установил, что они не содержат данных, которые свидетельствовали бы о побуждении избирателей к голосованию за ПронинуЕ.Г. как за кандидата в Депутаты Совета депутатов адрес г.о. Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 04, а, следовательно, исходя из вышеуказанных оснований, заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления кандидату в Депутаты Совета депутатов *** района г.о. Самара Самарской области №... созыва по одномандатному избирательному округу №... Ф* об установлении факта подкупа избирателей кандидатом в депутаты Совета депутатов *** района г.о.Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №... П* и отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов *** района г.о.Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №... П*, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 5-дневный срок через Октябрьский районный суд г. Самары со дня его вынесения.

Судья (подпись) Рапидова И.В.

2-5373/2015 ~ М-5015/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федоров М.А.
Другие
Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района г.о. Самара
Пронина Е.Г.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Рапидова И. В.
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
04.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2015Передача материалов судье
07.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2015Судебное заседание
07.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2015Дело оформлено
18.09.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее