Решение по делу № 2-730/2016 от 03.11.2016

Дело № 2-730/2016                                                     

                             16 ноября 2016 года

                   (мотивированное решение

                       изготовлено 17.11.2016)

                                                       

                                            Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бачиной С.Ю.,

при секретаре Абрешитовой Е.А., с участием истца Лысых Е.Н., представителей ответчика Ткачевой И.А., Назаровой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Березник гражданское дело по иску Лысых Е.Н. к ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» о взыскании задолженности по оплате суммы возмещения расходов коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Истец обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя требования тем, что с марта 2006 года она работает в ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ». Как медицинский работник, работающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки. За период 2015 - 2016 года у ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» перед ней образовалась задолженность в части оплаты труда (по возмещению расходов в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг) в размере 22 381 руб. 40 коп. Установленные меры социальной поддержки включаются в размер начисленной заработной платы. Просит взыскать с ответчика задолженность по оплате суммы расходов коммунальных услуг за период с 2015 - 2016 гг. в размере 22 381 руб. 40 коп.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске и уточнила. Просит взыскать задолженность за период с января 2015 года по октябрь 2016 года в сумме 34301 руб. 95 коп.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что действующим законодательством не урегулирован порядок выплаты медицинским работникам компенсаций за коммунальные услуги. В 2016 году выплата компенсации производилась истцу ежемесячно, но не в полном объеме из-за отсутствия денежных средств в достаточном количестве. Истец предоставляла платежные документы нерегулярно.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в инфекционное отделении ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» медицинской сестрой палатной с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с соглашением к трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ истец работает медицинской сестрой палатной в хирургическом отделении ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ».

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В силу ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, медицинские работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей до 01.01.2005 имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» жилищно-коммунальные льготы, ранее предоставлявшиеся медицинским работникам, с 01.01.2005 были отменены без равноценной компенсации.

Осуществленный Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ пересмотр системы социальных гарантий, установленных для данной категории граждан по состоянию на 31.12.2004, который был связан с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления Федеральных законов от 04.07.2003 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», изменил механизм предоставления социальных гарантий.

Одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности медицинских работников был определен в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения и решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной п.50 ст.35 Федерального закона №122-ФЗ.

Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ (ч.4); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ (ч.5); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (ч.6).

Частью 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как отмечал Конституционный Суд РФ в определениях от 12.07.2006 года №375-О, от 04.12.2007 №947-О-П, от 07.02.2008 года №383-О-П., от 03.02.2010 года №136-О-П, само по себе правовое регулирование, принятое в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не вступает в противоречие с конституционными предписаниями. При этом, реализуя указанные полномочия, соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления обязаны учитывать, что изменение ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера будут иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Данный вывод в полной мере распространяется на медицинских работников, которые проживают и работают в сельской местности в организациях здравоохранения.

Кроме того, согласно ч.1 ст.4 и ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст.160 ЖК РФ компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральным законами и иными правовыми актами.

Таким образом, анализ действующего законодательства, в том числе ч.2 ст.72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» во взаимосвязи с разъяснениями Конституционного суда РФ и положениями Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года, по существу устанавливает не право, а обязанность органов государственной власти субъекта РФ установить и предоставлять меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности на уровне социальной защиты медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере установленном и предоставленном государством указанной категории граждан до 01.01.2005 года.

Согласно Распоряжению Правительства Архангельской области от 22.11.2011 № 735-рп «О безвозмездной передаче муниципального учреждения здравоохранения «Виноградовская центральная районная больница»
как имущественного комплекса, находящегося в собственности
муниципального образования «Виноградовский муниципальный
район», в государственную собственность Архангельской области», из собственности муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» в государственную собственность Архангельской области передано муниципальное учреждение здравоохранения «Виноградовская центральная районная больница» как имущественный комплекс, расположенное по адресу: <адрес>, и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 16.12.2011 № 1365-ро МУЗ «Виноградовская центральная районная больница» переименовано в ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница.

В соответствии со ст. 1 Закона Архангельской области от 22.06.2005 № 52-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон Архангельской области № 52-4-ОЗ), квалифицированным специалистам государственных медицинских организаций Архангельской области (за исключением педагогических работников) и фармацевтических организаций Архангельской области, организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Архангельской области, государственных учреждений культуры и искусства Архангельской области, государственных учреждений социальной защиты населения Архангельской области, государственных ветеринарных учреждений Архангельской области, государственных образовательных организаций Архангельской области (за исключением педагогических работников) и профессиональных образовательных организаций Архангельской области (за исключением педагогических работников), в том числе вышедшим на пенсию, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, переданных в государственную собственность Архангельской области, вышедшим на пенсию до 31 декабря 2011 года и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Архангельской области (далее - специалисты), предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) компенсация расходов по внесению платы за наем и (или) за содержание жилого помещения, в том числе за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой общей площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья;

2) компенсация расходов по внесению взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительства Архангельской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья;

3) компенсация расходов по внесению платы за коммунальные услуги (электрическую энергию, тепловую энергию), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из объема фактически потребляемых услуг, но не более нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

4) компенсация расходов по внесению платы за коммунальные услуги (электрическую энергию, тепловую энергию), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

5) компенсация расходов по оплате твердого топлива (при наличии в жилых домах печного отопления) либо поставке (приобретению и доставке) твердого топлива в размере годовой потребности в пределах нормативов, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 2 Закона Архангельской области № 52-4-ОЗ меры социальной поддержки предоставляются по основному месту работы специалиста в соответствии со статьей 1 настоящего закона.

Меры социальной поддержки предоставляются также специалистам в течение всего времени, когда работник не выполнял трудовые обязанности, но за ним в соответствии с законом сохранялось место работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Архангельской области № 52-4-ОЗ финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки специалистов государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Архангельской области осуществляется следующим образом:

а) за счет средств субсидий из областного бюджета осуществляется финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки:

- специалистов государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Архангельской области, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Архангельской области;

- специалистов государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Архангельской области, вышедших на пенсию (независимо от вида пенсий), проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Архангельской области;

- специалистов муниципальных учреждений здравоохранения, переданных в государственную собственность Архангельской области, вышедших на пенсию до 31 декабря 2011 года (независимо от вида пенсии), проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Архангельской области;

б) за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки специалистов государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Архангельской области, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Архангельской области.

Таким образом, обязанность по компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинскими работниками, осуществляющими трудовые функции в сельской местности, возлагается на ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» за счет средств обязательного медицинского страхования.

Судом установлено, что Лысых Е.Н. работает в ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» в должности медицинской сестры. Задолженность по льготам за коммунальные услуги за период с января 2015 года по октябрь 2016 года составляет 34301 руб. 95 коп., что ответчиком не оспаривается.

Отсутствие порядка реализации мер социальной поддержки по выплате денежной компенсации по коммунальным услугам, а равно отсутствие денежных средств у ответчика, само по себе не является основанием для отказа истцу в иске.

Поэтому указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лысых Е.Н. - удовлетворить.

Взыскать с ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» в пользу Лысых Е.Н. задолженность по оплате суммы возмещения расходов коммунальных услуг в размере 34301 рубль 95 копеек.

Взыскать с ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 1229 рублей 06 копеек.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.

Судья                                                С.Ю. Бачина

2-730/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лысых Е.Н.
Ответчики
ГБУЗ АО "Виноградовская ЦРБ"
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
vinogsud.arh.sudrf.ru
03.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2016Передача материалов судье
07.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2016Судебное заседание
17.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее