РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес> Красноярского края
? городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гуртовенко Т.Е.,
с участием представителя ответчика администрации ? сельсовета <адрес> Дорошкова В.А. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ),
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора администрации <адрес> Борисовой И.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на три года),
при секретаре Шкредовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации ? сельсовета <адрес> о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора,
У С Т А Н О В И Л:
Служба по контролю в сфере природопользования <адрес> обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации ? сельсовета <адрес> о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Требования иска мотивированы тем, что службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий была рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа» (действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № 29/2012) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края. Официальная информация о расположении несанкционированных свалок получена посредством запросов в органы исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области обращения с отходами, в органы местного самоуправления, а также посредством уточнения местоположения несанкционированных свалок по космическим снимкам. Были определены их координаты, а также географическая привязка. На основании представленной информации Красноярским филиалом ФГУП «Госцентр «Природа» на территории <адрес> в д.<адрес> – Отрез ? сельсовета обнаружен объект с нарушениями организационно-правового характера, а именно с отсутствием разрешающей документации – сельская свалка д.<адрес> – Отрез, географическое расположение объекта 55?47"9" с.ш. 90? 33" 29" в.д., свалка расположена 500 м юго-восточнее стороны села. Ближайший населенный пункт – д.<адрес> –Отрез на расстоянии 0,5 км. Ближайший водный объект речка Сереж, приток <адрес> на расстоянии 2,5 км. Объект расположен на землях городских округов и муниципальных образований, решение об отводе земель отсутствует. Данный объект не является полигоном ТБО, так как не отвечает гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Администрация ? сельского совета не предпринимает мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не оформляет техническую документацию на данные объекты, как на полигоны ТБО, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью неопределенного круга лиц. С учетом уточненных исковых требований, просят признать незаконной деятельность администрации ? сельсовета <адрес> по неисполнению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запретить администрации ? сельсовета <адрес> осуществлять деятельность по несанкционированному размещению отходов на территории д.<адрес>, возложить на администрацию ? сельсовета <адрес> обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку бытовых отходов и мусора, расположенную вблизи д.<адрес> в районе следующих географических координат: 55? 47" 30,7" с.ш. 90? 32" 26,8" в.д.; возложить на администрацию ? сельсовета <адрес> обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Представитель истца Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель ответчика – представитель ? сельсовета <адрес> Дорошков В.А. исковые требования в части необходимости убрать несанкционированную свалку на территории ? сельсовета <адрес> находящуюся по координатам указанным в иске признал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора администрации <адрес> Борисова И.М. в судебном заседании с исковыми требованиями о размещении на территории администрации ? сельсовета <адрес> несанкционированной свалки согласна, с учетом того, что администрация ? сельсовета <адрес> является бюджетной организацией, просит установить срок для исполнения решения суда не менее шести месяцев.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, представителя третьего лица, суд приходит к следующему.
В соответствие с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Ст. 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться в том числе на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности на соответствующих территориях.
Ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относит также организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствие с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ к отходам производства и потребления (далее - отходы) относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствие со ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что:
территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствие с п. 18 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.09.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории <адрес> в 500 м юго-восточнее д.<адрес> в районе следующих географических координат: 55? 47" 30,7" с.ш. 90? 32" 26,8" в.д. обнаружен объект с нарушениями организационно-правового характера, а именно с отсутствием разрешающей документации – сельская свалка. Объект расположен на землях городских округов и муниципальных образований, решение об отводе земель отсутствует. Данный объект не является полигоном ТБО, так как не отвечает гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие санитарных правил» вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01») Полигоны твердых бытовых отходов являются специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания ТБО и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Согласно Акта натурного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ свалка расположена на территории около 500м юго-восточнее села. На территории д.<адрес> с северной стороны обнаружена свалка отходов. Отходы расположены на территории около 100 м, отдельными кучами заросшими частично травой. Наличие свалки также подтверждается фототаблицей к указанному акту и не оспаривается ответчиком.
Администрацией ? сельсовета <адрес>, до настоящего времени не предпринято мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не оформлена техническая документация на данные объекты, как на полигоны ТБО.
Территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтра, поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод. Вследствие фильтрации сточных вод формируется постоянно расширяющаяся область загрязненных вод.
Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве кумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей.
Не предпринимая меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, администрация ? сельсовета <адрес>, тем самым не исполняет требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью неопределенного круга лиц.
Учитывая, что ответчиком не оспаривается наличие на территории ? сельсовета <адрес> несанкционированной свалки бытовых отходов, администрацией ? сельсовета <адрес> надлежащим образом не обеспечивается выполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов, допускается захламление вышеуказанных земельных участков, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц имеющих право на благоприятную окружающую среду, суд полагает исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края подлежащими удовлетворении.
Вместе с тем, суд полагает разумным установить срок для исполнения судебного решения в шесть месяцев, поскольку ответчиком представлены доказательства невозможности исполнения судебного решения в заявленный истцом двухмесячный срок, поскольку бюджет <адрес> на 2013 год уже сформирован, изыскание дополнительных денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок в указанный период не возможно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконной деятельность администрации ? сельсовета <адрес> по неисполнению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Запретить администрации ? сельсовета <адрес> несанкционированное размещение отходов на территории д.<адрес>.
Обязать администрацию ? сельсовета <адрес> в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку бытовых отходов и мусора, расположенную вблизи д.<адрес> в районе следующих географических координат:
55? 47" 30,7" с.ш. 90? 32" 26,8" в.д.;
Обязать администрацию ? сельсовета <адрес> в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления полного текста решения с подачей жалобы через ? городской суд Красноярского края.
Председательствующий: Т.Е. Гуртовенко
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ