Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
300041, г.Тула, Красноармейский проспект, д.5
Р Е Ш Е Н И Е
г.Тула
Дело А68-2954/07-160/15
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2007г.
Решение в полном объеме изготовлено 27 августа 2007г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Андреевой Е. В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ГУ ОПФР по Тепло-Огаревскому району Тульской области
к Агееву С.В.
о взыскании штрафа в сумме 180 рублей
при участии в заседании:
от заявителя – Купцова Е.В., по доверенности
от ответчика – не явился (извещен)
установил: ГУ ОПФР по Тепло-Огаревскому району Тульской области заявлено требование о взыскании штрафных санкций в сумме 180 рублей.
Ответчик отзыва не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Спор рассмотрен в порядке ст. 156 АПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, установил.
Предприниматель зарегистрирован в органах Пенсионного фонда РФ в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27/ФЗ (с изм.и доп.) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда РФ один раз в год, но не позднее 01 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
Ответчик в установленные сроки не представило сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2006 год.
Решением №50 от 17.04.2007г. Агеев С.В. привлечен к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Сумма штрафных санкций до настоящего момента в добровольном порядке не уплачена.
Суд считает, что требование ОПФР по Тепло-Огаревскому району Тульской области подлежит частичному удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации сведения, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
Постановлением от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" Правительством Российской Федерации утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 38 Инструкции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422) застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно до 1 марта.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Закона N 167-ФЗ предприниматели, являющиеся страхователями, в отношении себя лично уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа составляет 150 руб. в месяц, из которых 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии, и является обязательным для уплаты.
По смыслу названной нормы фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе как уже достигшими пенсионного возраста, так и теми, кто близок к такому возрасту. Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 определения от 12.04.2005 N 164-О указал, что конституционно-правовой смысл этой нормы не может быть выявлен без учета ее взаимосвязи со всеми положениями Закона N 167-ФЗ и места в системе действующего пенсионного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного закона.
В силу статей 22 и 33 Закона N 167-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше). Соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, рассматриваемые в системной связи с положениями статей 22 и 33 этого Закона, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Закона о трудовых пенсиях не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Предприниматель Агеев С.В., 1956 года рождения, за 2006 год обязан уплатить в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы в виде фиксированного платежа, направляемые на финансирование только страховой части трудовой пенсии, то есть 1200 руб.
Таким образом размер штрафа, подлежащего взысканию с предпринимателя Агеева С.В., следует исчислять исходя из суммы страховых взносов, равной 1200 руб., и он составляет 120 руб. (1200 руб. х 10%).
Однако в порядке подп.3 п.1 ст.112 НК РФ суд находит в действиях ответчика смягчающие ответственность обстоятельства – тяжелое материальное положение предпринимателя. В связи с изложенным, на основании п.3 ст.114 НК РФ размер штрафных санкций подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. Суд считает возможным уменьшить размер взыскиваемых штрафных санкций до 60 руб.
Согласно п.4 ст.102 АПК РФ арбитражный суд исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Исходя из этого и учитывая тяжелое материальное положение предпринимателя, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 10 руб.
Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 171, 176, 177, 180, 212-216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с предпринимателя Агеева Сергея Владимировича, 30.04.1956г.рождения, уроженца г.Ефремов Тульской области, свидетельство о государственной регистрации №4-51 от 13.03.1992г., выдано Администрацией Муниципального образования «Тепло-Огаревский район Тульской области», проживающего по адресу: Тульская область, Тепло-Огаревский район, д.Доробино, д.81, кв.2 в доход бюджета Пенсионного фонда РФ штраф в сумме 60 руб.; в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 10 рублей.
В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Андреева Е. В.