Дело № 2-781
2017 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2017 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Реммер М.А., при секретаре – ФИО6, с участием представителя истца – ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, третье лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании перехода права собственности,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО3 в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ул. им. Л.Кучмы, 21-Г, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №, площадью: 0,1058 га, приобретенного ею по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом Алуштинского городского нотариального округа Автономной Республики Крым, ФИО8, зарегистрированного в реестре нотариальных действий под №.
Исковые требования мотивированны тем, что истицей, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом Алуштинского городского нотариального округа Автономной Республики Крым, ФИО8, зарегистрированного в реестре нотариальных действий под №, был приобретен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ул. им. Л.Кучмы, <адрес>-Г, площадь 0,1058 га, разрешенное использование: для ведения личного крестьянского хозяйства, кадастровый №. Продавцу данный участок принадлежал на основании государственного акта серии ЯЛ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании Решения Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №; Решения Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №. После отчуждения участка в пользу истца нотариус совершил соответствующую запись в государственном акте об отчуждении и передал ей документы, а так же разъяснил, что она должна обратиться в компетентные органы для регистрации права собственности на земельный участок, однако, последняя рекомендации нотариуса не выполнила, право собственности, в соответствии с действующим на тот момент законодательством, не регистрировала.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по тем же основаниям.
Ответчик, третье лицо в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не предоставили.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела и исследовав предоставленные сторонами и другими лицами, участвующими в деле доказательства, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом".
В соответствии с ч. 1 ст. 454 ГК Российской Федерации, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ч. 1 ст. 655 ГК ФИО4 (норма права, действующая на момент заключения договора), по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО2 был заключен договор купли-продажи земельного участка реестровый №, удостоверенный частным нотариусом Алуштинского городского нотариального округа АРК ФИО8 (далее – Договор).
Согласно указанного договора ФИО3 продал, а ФИО2 купила земельный участок площадью 0,1058 га, расположенный на землях находящихся в ведении Лучистовского сельского совета <адрес>, расположенную по адресу: АРК, <адрес>, ул. им. Л.Кучмы, <адрес>-Г; целевое назначение земельного участка: для ведения личного крестьянского хозяйства; кадастровый №.
При этом, по настоящее время договор ни кем не оспорен и не отменен.
Государственная регистрация договора об отчуждении имущества - договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ была произведена ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из Государственного реестра сделок, отметки нотариуса в государственном акта на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия ЯЛ №.
Из письма-ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – земельный участок площадью 1058 кв. метров с кадастровым номером 90:15:040301:924, расположенный по адресу: Россия <адрес>, ул. им. Л.Кучмы, <адрес>-Г, в ЕГРН отсутствует.
В соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права.
Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод (1950 года), а именно, ст. 1 Первого протокола к ней (1952 года) предусматривает право каждого физического и юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, не допускается лишение лица его собственности иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, признано право государства на осуществление контроля за пользованием имуществом в соответствии с общими интересами или для обеспечения оплаты налогов или иных сборов или штрафов.
Гарантии осуществления права собственности и его защиты закреплено и в ст.35 Конституции Российской Федерации – каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Правомочность владения понимается как предусмотренную законом (то есть юридически обеспеченную) возможность иметь (удерживать) у себя определенное имущество (фактически господствовать над ним, засчитывать на свой баланс и тд.).
Правовой режим имущества определяется с учетом законодательства, которое было действующим на момент создания (приобретения) соответствующего имущества, при этом его дальнейшее изменение не должно приводить к ухудшению положения владельца имущества.
Согласно ст. 182 ГК ФИО4 (до вступления в законную силу Закона ФИО4 «О внесении изменений в Закон ФИО4 «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и его обременений» и иных законодательных актов» с ДД.ММ.ГГГГ, которым отменена государственная регистрация сделок, если в договоре не предусмотрено иное) право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество, обременение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. При этом предусматривалась необходимость государственной регистрации как прав на недвижимость, так и договоров (сделок) в отношении объектов недвижимости, которые являлись отдельными видами регистрации.
В соответствии со ст. 334 ГК ФИО4 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений купли-продажи объекта недвижимости) право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом. Право собственности на имущество по договору, которое подлежит нотариальному удостоверению, возникает у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента вступления в законную силу решения суда о признании действительным договора, не удостоверенного нотариально. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со статьей 657 ГК ФИО4 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений купли-продажи объекта недвижимости) договор купли-продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
Государственная регистрация договора об отчуждении имущества и государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество являются отдельными видами регистрации.
Государственная регистрация правовых сделок проводилась на основании Временного порядка государственной регистрации правовых сделок, утвержденного Постановлением ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ (данное постановление утратило силу на основании постановления ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с пунктом 2 которого регистраторами являются государственные нотариальные конторы, частные нотариусы, которые согласно договорам, заключенным с администратором Реестра, проводят государственную регистрацию договоров, изменений, внесенных к ним, сведений о прекращении их действия, принимают запросы, выдают заверенные извлечения из Реестра и выполняют другие функции, предусмотренные этим Порядком.
Государственная регистрация сделок проводится путем внесения нотариусом записи в Реестр одновременно с его нотариальным удостоверением. Нотариусы, не имеющие доступа к единой компьютерной базе данных Реестра, в день удостоверения сделки направляют один его экземпляр регистратору, который в день получения экземпляра вносит соответствующую запись в Реестр.
Учитывая положения указанного Порядка, суд считает необходимым указать, что обязанность по государственной регистрации сделки, на момент заключения сторонами договора купли-продажи земельного участка, была возложена исключительно на нотариуса, осуществляющего нотариальное заверение сделки, и подлежала исполнению в день осуществления нотариального удостоверения.
Государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество проводилась коммунальными предприятиями БТИ на основании Временного положения о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Министерства юстиции ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ (утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Министерства юстиции ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ), учитывая положение пункта 5 Заключительных положений Закона ФИО4 «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от ДД.ММ.ГГГГ.
Положениями пункта 3 раздела І Закона ФИО4 №-VI от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в Гражданский кодекс ФИО4, в частности подпункт 4 части 4 статьи 334 изложен в следующей редакции: «права на недвижимое имущество, которые подлежат государственной регистрации, возникают со дня такой регистрации в соответствии с законом».
Согласно пункту 1 Заключительных и переходных положений, указанный закон (№-VI от ДД.ММ.ГГГГ) вступает в действие со дня его опубликования, кроме пунктов 3 и 5 раздела І и пункта 4 раздела ІІ этого закона, которые вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Положения гражданского законодательства, связывающие возникновение права собственности на недвижимое имущество, приобретенное по договору, с моментом государственной регистрации этих прав, а не договора, регулируют соответствующие правоотношения, которые возникли со дня вступления их в действие – с ДД.ММ.ГГГГ и не имеют обратного действия во времени.
Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, право собственности по нотариально удостоверенному договору купли-продажи у приобретателя возникало с момента государственной регистрации этого договора, а с ДД.ММ.ГГГГ – со дня государственной регистрации данного права собственности.
Из указанного следует, что на момент заключения сделки между ФИО3 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, закон связывал переход права собственности с государственной регистрацией договора (сделки), а не с государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество.
Таким образом, в силу положений ч. 4 ст. 334 ГК ФИО4 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений купли-продажи объекта недвижимости) право собственности на приобретенное по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ возникло у ФИО2 с момента государственной регистрации договора (сделки), подлежащей совершению одновременно с его нотариальным удостоверением, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время ФИО2 не произвела государственную регистрацию именно права собственности в установленном законодательством ФИО4 порядке.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании права собственности на земельный участок по договору купли-продажи земельного участка заключенного между ФИО3 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный частным нотариусом Алуштинского городского нотариального округа АРК ФИО8 реестровый №.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что судебные расходы, понесенные ФИО2 не подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198, 233-235 ГПК Российской Федерации, ст. 35 Конституции Российской Федерации, ст. 334 ГК ФИО4, ст. 125 ЗК ФИО4, Временным положением о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Министерства юстиции ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ, ст.ст. 12, 209 ГК Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>Г, площадью 0,1058 га, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №.
Решение является заочным в отношении ответчика, и он вправе подать в суд заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: