РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2015 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Панина М.А., при секретаре судебного заседания Мольковой Е.Н.,
с участием представителя командиров войсковых частей 00000 и 00001 Гришина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00001 Черенкова Е.А. об оспаривании бездействия командиров войсковых частей 00000 и 00001, связанного с невыплатой заявителю надбавки за особые условия службы,
установил:
Черенков с 9 апреля 2010 года по 19 июля 2012 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 00001 на воинской должности <данные изъяты>, а с 19 июля 2012 года по 11 августа 2014 года – на воинской должности <данные изъяты>. В период с 1 октября 2012 года по 31 декабря 2013 года ему не выплачивалась надбавка за особые условия службы как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением.
Полагая свои права нарушенными, Черенков обратился в суд с заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просил обязать командиров войсковых частей 00000 и 00001 принять меры к обеспечению его упомянутой надбавкой, направив соответствующий проект приказа вышестоящему командованию, а также взыскать указанную выплату с Министерства обороны Российской Федерации и возместить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
В ходе подготовки к рассмотрению данного дела Черенков отказался от требований к Министру обороны Российской Федерации ввиду утраты интереса к продолжению судебного разбирательства, поэтому производство по делу в этой части было прекращено на основании определения Ивановского гарнизонного военного суда от 11 февраля 2015 года.
Заявитель, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель командиров воинских частей требования Черенкова не признал и пояснил, что должностными лицами были приняты исчерпывающие меры к обеспечению заявителя оспариваемой выплатой. Кроме того, Гришин полагал, что Черенковым пропущен процессуальный срок на обращение с заявлением в суд.
Заслушав представителя заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Частью 2 приведенной статьи определено, что пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Черенков оспаривает бездействие командиров войсковых частей 00000 и 00001, связанное с непринятием надлежащих мер для обеспечения его надбавкой за особые условия военной службы, следовательно, нарушение его прав носит длящийся характер.
Кроме того, согласно материалам дела проект приказа командира войсковой части 00002, подготовленный командиром войсковой части 00001, был направлен заинтересованным лицом вышестоящему командованию 17 сентября 2014 года, то есть у Черенкова имелись достаточные основания полагать, что оспариваемая выплата будет ему назначена.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что процессуальный срок, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ, заявителем не пропущен.
Данный вывод суда также основан на положениях пункта 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №2700, согласно которому денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.
Согласно статье 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Из содержания пунктов 12, 18 статьи 2 названного Федерального закона следует, что для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в числе иных дополнительных выплат предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Упомянутые Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года №1073.
В силу подпункта «г» пункта 3 Правил военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, выплачивается надбавка за особые условия военной службы в размере до 30 процентов оклада по воинской должности.
В соответствии с пунктом 5 Правил размер надбавки определяется по каждому из оснований в пределах, установленных пунктами 3 и 4 данных Правил, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Одним из таких правовых актов является Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №2700.
В частности, подпунктом «д» пункта 53 данного Порядка (в редакции, действовавшей до 29 августа 2014 года) было установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, причитается к выплате надбавка за особые условия военной службы в размере 20% оклада по воинской должности.
В соответствии с пунктами 38 и 39 названного Порядка выплата надбавки за особые условия службы производится военнослужащим со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах.
Согласно выпискам из приказов командира войсковой части 00003 от 9 апреля 2010 года №, Министра обороны Российской Федерации от 19 июля 2012 года № и командира войсковой части 00002 от 6 августа 2014 года № заявитель с 9 апреля 2010 года по 19 июля 2012 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 00001 на воинской должности <данные изъяты>, а с 19 июля 2012 года по 11 августа 2014 года – на воинской должности <данные изъяты>.
Справками командира войсковой части 00001 от 4 декабря 2014 года №574 и 575 подтверждается, что в непосредственном подчинении заявителя с 1 января по 27 августа 2012 года находилось 3 военнослужащих, а с 28 августа 2012 года по 11 августа 2014 года – 144 военнослужащих.
В
Приведенные обязанности согласуются с требованиями статей 132-135 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявитель с 1 октября 2012 года по 31 декабря 2013 года действительно проходил военную службу на воинских должностях, связанных с руководством подразделением, а, следовательно, имеет право на получение оспариваемой выплаты.
Давая оценку законности и обоснованности оспариваемых действий командиров войсковых частей 00000 и 00001, суд исходит из следующего.
В соответствии с копией проекта приказа командира войсковой части 00002, направленного командиром войсковой части 00001 в адрес вышестоящего командования 1 сентября 2014 года, указанное должностное лицо ходатайствовало о назначении Черенкову оспариваемой надбавки за период с 1 октября 2012 года по 31 декабря 2013 года.
Факт направления данного проекта в адрес командира войсковой части 00000 подтверждается копией книги учета исходящих документов кадрового органа войсковой части 00001 и справкой командира войсковой части 00001 от 6 февраля 2015 года №60.
Как следует из справки командира войсковой части 00000 от 9 февраля 2015 года №95/96 и копии сопроводительного документа от 17 сентября 2014 года №666/96, 17 сентября 2014 года приведенный проект приказа был отправлен на электронный адрес начальника отдела кадров войсковой части 00003.
Между тем из содержания сообщения командира войсковой части 00002 от 26 марта 2014 года и командира войсковой части 00003 от 8 апреля 2014 года усматривается, что командирам соединений и воинских частей было предписано представлять проекты приказов о назначении военнослужащим выплат непосредственно в отдел кадров войсковой части 00002.
Представитель заинтересованных лиц пояснил, что вышеупомянутый проект приказа в кадровые органы войсковой части 00002 не направлялся.
Таким образом, судом установлено, что командир войсковой части 00001 выполнил возложенные на него обязанности, направив проект приказа о назначении Черенкову оспариваемой выплаты в войсковую часть 00000.
Что же касается командира войсковой части 00000, то данное воинское должностное лицо необоснованно бездействовало, поскольку не представило поступивший проект приказа на рассмотрение командиру войсковой части 00002.
Исходя из изложенного суд удовлетворяет требования Черенкова, предъявленные им к командиру войсковой части 00000, а в удовлетворении требований к командиру войсковой части 00001 – отказывает.
Ввиду частичного удовлетворения заявления Черенкову на основании статьи 98 ГПК РФ подлежат возмещению судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, пропорционально удовлетворенным требованиям, которые надлежит взыскать с войсковой части 00000 за счет довольствующего органа – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области».
Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление Черенкова Е.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие командира войсковой части 00000, связанное с непринятием мер к назначению Черенкову Е.А. надбавки за особые условия военной службы как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением.
Обязать командира войсковой части 00000 направить командиру войсковой части 00002 проект приказа о назначении Черенкову Е.А. надбавки за особые условия военной службы как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, за период с 1 октября 2012 года по 31 декабря 2013 года.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» в пользу Черенкова Е.А. 200 (двести) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия командира войсковой части 00001, связанного с ненаправлением вышестоящему командованию проекта приказа о назначении заявителю оспариваемой выплаты, и взыскании судебных расходов в большем размере Черенкову Е.А. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Панин