Дело № 2а-796/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 22 ноября 2017 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Михалевич М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области об оспаривании ненормативного акта,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем УФССП России по Амурской области вынесено постановление о взыскании с администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства <номер>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, предметом исполнения которого является возложение обязанности на административного истца предоставить М.Р.В. вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение. С вынесенным постановлением администрация Чигиринского сельсовета не согласна, так как приняла надлежащие меры для исполнения решения суда, заключив предварительный договор купли-продажи квартиры для последующего предоставления ее М.Р.В. Считает, что необходимость соблюдения процедуры выделения лимитов бюджетного финансирования на исполнение судебного решения исключает ее вину по неисполнению решения суда в установленный срок и является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Просит суд отменить постановление судебного пристава-исполнителя УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ и освободить администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области Белова Ю.Ф. заявление требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России Назарова А.В. административный иск не признала, в обоснование своих возражений пояснила, что поскольку должником не были представлены доказательства исполнения решения суда в установленный срок, судебный пристав-исполнитель правомерно применил в отношении него штрафную санкцию в виде взыскания исполнительского сбора. Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, права административного истца не нарушены. При этом не возражала против освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск М.Р.В. к администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района – на администрацию Чигиринского сельсовета возложена обязанность предоставить М.Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, соответствующее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 18 кв.м., и дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты площадью не более 15 кв.м.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Чигиринского сельсовета было возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Указанный срок был установлен в порядке ч. 11 ст. 30 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данное постановление не оспорено, не признано в установленном законом порядке незаконным, является действующим, администрация Чигиринского сельсовета в силу данного постановления обязана была исполнить решение суда добровольно до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный срок должником требования исполнительного документа добровольно не исполнены и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 3 ст. 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С административным иском об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ администрация Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока. Оценив причины пропуска срока, на которые ссылается административный истец, а именно на то обстоятельство, что копия оспариваемого постановления была получена администрацией Чигиринского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается конвертом почтового отправления, суд приходит к выводу об уважительности этих причин и об удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным иском.
Заявляя требование об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, административный истец приводит доводы о принятии мер к надлежащему исполнению требований исполнительного документа.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
Как видно из материалов исполнительного производства <номер>-ИП, ДД.ММ.ГГГГ в Специализированный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от администрации Чигиринского сельсовета поступила информация о том, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Чигиринского сельсовета, ООО «Хорос» и Ш.В.А. заключен предварительный договор купли-продажи на приобретение в собственность администрации Чигиринского сельсовета квартиры для дальнейшего предоставления ее на условиях социального найма М.Р.В., с приложением подтверждающих документов, а также уведомление об обращении должника ДД.ММ.ГГГГ в суд с заявлением о пересмотре решения Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по вновь открывшимся обстоятельствам.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, а также то обстоятельство, что после ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не было представлено судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непреодолимых при данных условиях обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с административного истца исполнительского сбора, поскольку должник в установленный срок не исполнил в полном объеме требования исполнительного документа, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено уполномоченным на то должностным лицом в рамках исполнительного производства, полностью соответствует положениям действующего законодательства, в связи с чем, основания для отмены постановления судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора отсутствуют.
Рассматривая требование административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора, суд находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 7 ст. 112 Закона РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ в п. 75 Постановления № 50 от 17.11.2015 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом - исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
В подтверждение доводов о принятии мер для надлежащего исполнения решения Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом представлены предварительные договоры купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ между Ш.В.А. (покупатель) и администрацией Чигиринского сельсовета (продавец), по условиям которых стороны договорились о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи квартиры общей площадью 36,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (п. 1.1.); стоимость приобретаемой квартиры составляет 1 150 000 рублей, которая выплачивается покупателем установленными платежами в срок до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1.); основной договор должен быть заключен сторонами после полной оплаты покупателем стоимости жилого помещения, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п. 5.2.).
Также администрацией Чигиринского сельсовета представлены платежные поручения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 50 000 рублей, <номер> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 122 500 рублей, <номер> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 365 000 рублей, <номер> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 122 500 рублей, <номер> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 122 500 рублей, <номер> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 122 500 рублей, <номер> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 50 000 рублей, свидетельствующие о выполнении администрацией Чигиринского сельсовета обязанности по внесению платежей в счет выплаты стоимости приобретаемой квартиры.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что должником в рамках возложенных на него полномочий предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, решение суда не исполняется по объективным причинам, не зависящим от воли должника, в связи с чем, администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области следует освободить от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области об оспаривании ненормативного акта – удовлетворить частично.
Освободить администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 000 рублей по исполнению решения Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: