5-104/2021
24RS0035-01-2020-005115-17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 января 2021 г. г. Минусинск
Судья Минусинского городского суда Красноярского края Патов С.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скобелиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Минакова Ивана Александровича, <данные изъяты>
привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
05.12.2020 в 18 час. 00 мин. Минаков И.А. находился в месте массового пребывания людей в помещении АЗС «ГАЗОИЛ», расположенной по адресу: г. Минусинск, ул. Чайковского, 59, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия), тем самым не минимизировал риски распространения коронавирусной инфекции, поставив под угрозу здоровье людей, находящихся в помещении АЗС и свое собственное, чем нарушил подп. «Б» подп.1 п.1 Указа Губернатора Красноярского края № 73-уг от 31.03.2020 «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» (в редакции от 01.11.2020), а также подп. «в, г» п.4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
При рассмотрении дела лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Минаков И.А. не признал свою вину в совершении административного правонарушения, при этом в соответствии с положением ст. 51 Конституции РФ от дачи показаний отказался.
Защитник Минакова И.А. – Скворцова Н.В. в судебном заседании заявила об отсутствии в действиях Минакова И.А. состава административного правонарушения, поскольку в момент нахождения в помещении АЗС без лицевой маски Минаков И.А. не представлял угрозы для здоровья других граждан; АЗС не является общественным местом и кроме кассира в помещении АЗС не было других людей, кроме того, в протоколе по делу об административном правонарушении Минакову И.А. вменено нарушение Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 № 73-уг «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» в редакции от 12.05.2020, которая на момент выявления правонарушения являлась недействующей, а также в протоколе об административном правонарушении Минакову И.А. вменено нахождение в помещении автозаправочной станции без средств индивидуальной защиты органов дыхания, тогда как в описании события указано на то, что последний не минимизировал риск распространения коронавирусной инфекции, поставив под угрозу здоровье иных лиц находящихся на остановке. Кроме того, постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предписано гражданам ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, а АЗС не является местом массового пребывания людей.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении на рассмотрение дела не явилось, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося должностного лица.
Выслушав Минакова И.А., его защитника Скворцову Н.В., исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «а 2» пункта «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 3, подп. «в», «г» п. 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. «а 2» п. «а» ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 6 ст. 4.1, п.п. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 01.04.2020)).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 № 152-п на территории Красноярского края с 16.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.
Таким образом, на территории Красноярского края существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В соответствии с подпунктом «б» подпункта 1 пункта 1 Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 № 73-уг «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» с момента вступления в силу настоящего Указа до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия) при нахождении в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте (включая такси), на остановочных пунктах, парковках, в лифтах, а также при посещении организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции.
Данный нормативный правовой акт опубликован 31.03.2020 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, вступил в законную силу 01.04.2020 (пункт 9 Указа от 31.03.2020 № 73-уг).
Указами Губернатора Красноярского края от 13.04.2020 № 89-уг, от 20.04.2020 № 97-уг, от 12.05.2020 № 118-уг, от 03.06.2020 г. 140-уг, от 01.11.2020 № 301-уг (далее - Указы) в содержание Указа от 31.03.2020 № 73-уг были внесены изменения.
Вышеназванные Указы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru 17.04.2020, 25.04.2020, 30.04.2020, 12.05.2020, 04.06.2020, 02.11.2020 соответственно.
Факт совершения Минаковым И.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и его вина подтверждается протоколом об административном правонарушении № от 09.12.2020, рапортами сотрудников полиции о выявленном нарушении режима повышенной готовности от 05.12.2020, объяснениями Минакова И.А., О.С., фотофиксацией, из которых следует, что 05.12.2020 в 18 час. 00 мин. Минаков И.А. находился в месте массового пребывания людей в помещении АЗС «ГАЗОИЛ», расположенной по адресу: г. Минусинск, ул. Чайковского, 59, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия), чем нарушил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Красноярского края.
Таким образом, действия Минакова И.А. судья квалифицирует по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ – как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Непризнание Минаковым И.А. вины в совершении административного правонарушения, расцениваю как способ его защиты и желание избежать административной ответственности.
Довод защитника Минакова И.А. - Скворцовой Н.В. о том, что в момент нахождения в помещении АЗС без лицевой маски Минаков И.А. не представлял угрозы для здоровья других граждан, не свидетельствует об отсутствии вины Минакова И.А. в совершении данного административного правонарушения, поскольку именно на граждан возложена обязанность ношения лицевой маски в общественных местах в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 № 152-п, Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 № 73уг (в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 01.11.2020 № 301-уг), к которому также относится помещение АЗС.
Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Таким образом, Минаков И.А. не выполнил обязательные для исполнения правила поведения в условиях режима повышенной готовности на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, объектом посягательства в данном случае является установленный порядок поведения граждан в условиях режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Красноярского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что указывает на значительную степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего жизнь и здоровье других граждан.
Доводы защитника Минакова И.А. - Скворцовой Н.В. о том, что АЗС не является общественным местом и кроме кассира в помещении АЗС не было других людей, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Минакова И.А. состава административного правонарушения. Наличие кассира на АЗС во время исследуемых событий Минаков И.А. не отрицал в судебном заседании, а потому то обстоятельство, что место совершения административного правонарушения - территория АЗС - представляет собой общественное место, являлось очевидным для Минакова И.А.
Кроме того, законодатель не связывает определение места в качестве общественного с фактом нахождения в данном месте большого скопления людей.
Согласно определению общественного места, данному в Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, заключенной в г. Нью-Йорке 15 декабря 1997 г., «Места общественного пользования» означают те части любого здания, земельного участка, улицы, водного пути или других мест, которые доступны или открыты для населения, будь то постоянно, периодически или время от времени, и включают любой коммерческий, деловой, культурный, исторический, просветительский, культовый, государственный, развлекательный, рекреационный или аналогичный объект, который таким образом доступен или открыт для населения.
В связи с вышеизложенным, Минаков И.А., находился в общественном месте – в помещении АЗС, без средств индивидуальной защиты органов дыхания в нарушение подпункта «б» подпункта 1 пункта 1 Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 № 73-уг «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» (в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 01.11.2020 № 301-уг, действовавшей на день совершения правонарушения).
При этом, доводы защитника Минакова И.А. - Скворцовой Н.В. о том, что в помещении АЗС посторонние люди, не находились не влияют на выводы о виновности Минакова И.А., поскольку подпункт «б» подпункта 1 пункта 1 Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 № 73-уг обязывает граждан использовать средства индивидуальной защиты дыхательных путей вне зависимости от нахождения или не нахождения в общественным местах других граждан.
Требования к содержанию протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 09.12.2020 составлен уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ Минакову И.А. разъяснены, о чем имеется подпись последнего в соответствующей графе протокола. Копия протокола вручена Минакову И.А. в установленном законом порядке. В части указания в протоколе об административном правонарушении о нарушении подпункта «б» подпункта 1 пункта 1 Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 № 73-уг в редакции от 12.05.2020, то это не свидетельствует о том, что при составлении протокола допущены существенные процессуальные нарушения, поскольку является явной опиской и не свидетельствует о их недопустимости, или о наличии в них существенного нарушения, поскольку не ухудшают положения лица, привлекаемого к административной ответственности, не лишают суд возможности самостоятельно определить редакцию, подлежащую применению при квалификации действий Минакова И.А., имевших место 05.12.2020 и не влияют на правильность квалификации действий Минакова И.А. и доказанность его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Довод защитника Минакова И.А. - Скворцовой Н.В. относительно легитимности принятых органами исполнительной власти субъекта нормативных правовых актов основан на неверном толковании норм права.
Указ Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 № 73-уг, возлагающий на граждан обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия) при нахождении в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте (включая такси), на остановочных пунктах, парковках, в лифтах, а также при посещении организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции), установлены в пределах компетенции, установленной федеральными законами, указами Президента. Данные положения не вступают в противоречие с нормами, имеющими большую юридическую силу, постановлениями Роспотребнадзора и Главного санитарного врача. Также Указ Губернатора Красноярского края принят в пределах полномочий, установленных законодательством края. Прав, свобод и законных интересов Минакова И.А. не нарушает. При его издании были учтены все письма, рекомендации Роспотребнадзора, Комиссии по чрезвычайным ситуациям, Оперативного штаба при Правительстве РФ, и координационного совета, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 - 2021 годов», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», методические рекомендации «МР 3.1.0178-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 08.05.2020.
Правила поведения, закрепленные в Указе Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 № 73-уг, являются правилами поведения, обязательными для исполнения всеми находящимися на территории Красноярского края органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными органами, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При этом судья отмечает, что предписанное гражданам требование к пользованию гигиенической маской во всех помещениях объектов розничной торговли не обусловлено предоставлением указанных средств индивидуальной защиты юридическим лицом либо состоянием здоровья гражданина.
В силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного Минаковым И.А. административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельство, смягчающее административную ответственность, к которому относится наличие на иждивении последнего малолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из содержания названной нормы административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу), предусмотренного названной нормой, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.
При определении вида и размера наказания, судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, данные о личности правонарушителя, и в целях предупреждения совершения Минаковым И.А. новых правонарушений, приходит к выводу о назначении Минакову И.А. наказания в виде предупреждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Минакова Ивана Александровича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента получения копии постановления.
Судья
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2021 г.