Решение по делу № 2-700/2019 от 01.10.2019

10RS0005-01-2019-001083-69

Дело № 2-700/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2019 года                     <адрес>

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Исаковой В.П.,

при секретаре Филипповской Е.А.,

с участием прокурора Невайкина П.Н.,

представителя ответчика Лежоева Н.А. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Калевальского муниципального района о понуждении к совершению определенных действий,

установил:

прокурор <адрес> Республики Карелия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Калевальского муниципального района (далее - ответчик, администрация) об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории Калевальского городского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в <адрес> городском поселении. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В нарушение указанных требований закона ответчиком на территории <адрес> городского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения умершего безвозмездно специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

Прокурор Невайкин П.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Лежоев Н.А. исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве, дополнив, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории <адрес> городского поселения, распоряжением администрации Калевальского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р, возложена на отдел городского и жилищно-коммунального хозяйства администрации Калевальского муниципального района, однако функциями специализированной службы отдел не занимается.

В отзыве на исковое заявление с иском не согласился, пояснив, что создание специализированной службы возложит на бюджет района излишнюю финансовую нагрузку в размере полутора миллионов рублей ежегодно, так как будет необходимо содержать организацию из пяти работников, также указывает на то, что на данный момент организацией захоронения умерших на территории Калевальского городского поселения занимается ИП ФИО4, который в случае обращения к нему граждан, не имеющих возможности оплатить ритуальные услуги, оказывает их исходя из суммы социальной выплаты Фонда социального страхования. В случае необходимости захоронения безродных граждан, администрация обращается к ИП ФИО4, который производит захоронение исходя из средств Фонда социального страхования. За период с начала ДД.ММ.ГГГГ таких захоронений было <данные изъяты> также статистика предыдущих лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ говорит о том, что в год таких захоронений происходит от <данные изъяты> расходы на захоронение из Фонда социального страхования составляют около <данные изъяты>. Ответчик считает, что содержание такой организации является заведомо убыточным, с учетом наличия индивидуального предпринимателя оказывающего такие услуги. Ответчик ссылается на письмо Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела, полагая, что создание специализированной организации по вопросам оказания ритуальных услуг может вызвать нарушение законодательства об антимонопольной деятельности. Ответчик считает, что создание органом местного самоуправления муниципального бюджетного учреждения и предоставление бюджетному учреждению полномочий осуществлять решение иных вопросов местного значения, указанных в статьях 15, 16 Закона об организации местного самоуправления рассматривается в качестве прямого нарушения положений статьи 2 Закона об организации местного самоуправления и квалифицируется, как нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем создание такой специализированной организации, как экономически невыгодно, так и может повлечь за собой нарушение антимонопольного законодательства на территории Калевальского городского поселения. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 12, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Согласно части 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ, положениям пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ N 131 от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.

В силу ч. 1, 2 ст. 29 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает, гарантированный законом перечень услуг по погребению, в частности оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ). Таким образом, специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

В Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 Закона N 8-ФЗ).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ).

Закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений статей 9 и 10 Закона N 8-ФЗ в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Таким образом, Федеральным законом № 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О погребении и похоронном деле» предусмотрена возможность для лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользоваться гарантированным перечнем услуг по погребению, либо получить социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню.

Статьей 12 Закона № 8-ФЗ предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Статьями 6, 9, 10, 12 Закона № 8-ФЗ предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере.

Следовательно, на органы местного самоуправления возложено не оказание услуг по погребению, а организация таковых. Организация оказания услуг есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности, путем формирования и размещения муниципального заказа (ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).

Судом установлено, что администрация Калевальского муниципального района является органом местного самоуправления, на который в соответствии с ч. 1.1 ст. 38 Устава муниципального образования «Калевальский национальный район» возложено исполнение полномочий администрации муниципального образования «Калевальское городское поселение».

Положениями п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения, поэтому в данном случае администрация муниципального <адрес>, на которую возложено исполнение полномочий администрации муниципального образования «Калевальское городское поселение», как орган местного самоуправления Калевальского городского поселения, входящего в состав Калевальского муниципального района, должна нести обязанность по обеспечению данных государством в указанной части гарантий.

Уставом муниципального образования «Калевальский национальный район» (далее Устав) к вопросам местного значения Калевальского муниципального района и к полномочиям администрации отнесены, в том числе содержание на территории Калевальского муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг, а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в сельских поселениях (п.17 и п.17.1 ч. 1 ст. 8, п. 18 ст. 39 Устава).

В соответствии со статьей 9 Устава, органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, для решения возложенных на орган местного самоуправления задач в указанной сфере, орган местной власти вправе по собственному усмотрению, руководствуясь статьей 9 Устава создать специализированную службу в виде муниципального предприятия или учреждения, вправе самостоятельно определить организационно-правовую форму специализированной службы, но такую службу должен создать именно орган местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией требований законодательства в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в <адрес> городском поселении. По результатам проверки прокурором <адрес> в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле от ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора следует, что в границах Калевальского городского поселения расположено кладбище, которое не является общественным, так как смотрителя на кладбище нет и доступ свободен для каждого в любое время. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Калевальского муниципального района издано постановление «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного земельного участка для погребения тел умерших на кладбище Калевальского городского поселения». Также администрация указывает, что на территории Калевальского городского поселения услуги по погребению оказывает индивидуальный предприниматель ФИО4 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, который организовал данный вид деятельности свыше 10 лет. Претензий, нареканий от жителей <адрес> к предпринимателю не поступало, в связи с чем, на территории Калевальского городского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела (л.д. 13).

Согласно информации, представленной администрацией ДД.ММ.ГГГГ специализированная служба по вопросам похоронного дела в администрации не создана, порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела не утвержден (л.д. 14).

Таким образом, ответчиком не представлены доказательства, принятия необходимых мер к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, поскольку для реализации такого права на территории Калевальского городского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, а индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по погребению умерших, выполняет эту работу на платной основе.

Кроме того, как было установлено в суде, отдел городского и жилищно-коммунального хозяйства администрации Калевальского муниципального района, на который распоряжением администрации Калевальского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р, возложена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Калевальского городского поселения, функциями специализированной службы не наделен.

Доводы представителя ответчика, суд считает не состоятельными по вышеизложенным основаниям. Более того, согласно ст. 26 ФЗ-8 финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со ст. 9, 10, 11 этого закона.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10,28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, иметь собственные источники доходов бюджетов, определять направления расходования бюджетных средств (статья 31).

Следовательно, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом № 8-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования, заявленные прокурором <адрес>, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Принимая во внимание характер нарушения, об устранении которого просит прокурор, объем работ, суд приходит к выводу об обязании ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Возражений по поводу данного срока от представителя ответчика не поступало, доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в испрашиваемый прокурором срок не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> - удовлетворить.

Обязать администрацию Калевальского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории Калевальского городского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья                                                                                      В.П.Исакова

Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ

составлено 25 октября 2019 года

2-700/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Калевальского района
Ответчики
Администрация Калевальского муниципального района
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Исакова Валентина Павловна
Дело на странице суда
kostomukshsky.kar.sudrf.ru
01.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2019Передача материалов судье
01.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2019Судебное заседание
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2019Дело оформлено
10.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее