Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2016 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Горбачук Л.В.,
при секретаре Рыковой А.А.,
с участием ответчика Аржанникова А.Е.,
представителя третьего лица Администрации Мамонского муниципального образования Новожиловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1311/2016 по иску
Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к ФИО3 об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратился в суд с исковым заявлением к ФИО3, указав, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на основании Положения о Территориальном управлении, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № от 27.05.2009г. осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации. Между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» заключен государственный контракт от 14.02.2012г. № P-2K-12/1. Согласно его условиям предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о тесных (земельных) участках с протяженностью границ 164,7 тысяч километров, в отношении конкретных лесничеств и их частей, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний день границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель.
В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства .... о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда от 13.11.2014г. № с приложением сведений о пересечении границ лесного фонда с границами земель иных категорий ...., Иркутское лесничество Приморское участковое лесничество Том 1,2,3,4. Из указанного обращения следует, что в процессе работы Агентством лесного хозяйства .... были выявлены земельные участки, поставленные на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, но фактически расположенные в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества, данные государственного кадастра недвижимости в части категории целевого назначения земель не соответствуют государственному лесному реестру. Из представленных материалов установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 500 кв.м., расположенный по адресу: ...., поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, и принадлежит на праве собственности ФИО3 Право собственности зарегистрировано. Указанный земельный участок частично пересекает земли лесного фонда, расположенные по адресу: ...., Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, площадь пересечения 1069 кв.м., по следующим координатам поворотных точек пересекаемой части земельного участка:
№ точки |
X |
Y |
1 |
390951.11 |
3324301.89 |
2 |
390949.30 |
3324333.26 |
3 |
390917.73 |
3324324.23 |
4 |
390919.84 |
3324287.56 |
5 |
390926.59 |
3324291.24 |
6 |
390946.47 |
3324300.95 |
1 |
390951.11 |
3324301.89 |
Данный факт установлен заключением № из тома 1 сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект».
Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от **/**/**** № - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат. Таким образом, указанный земельный участок образован на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве. Полагает, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт - схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Считает, что доказательства, приложенные к исковому заявлению, свидетельствуют об отношении спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации, при этом какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Часть земельного участка с кадастровым номером 38:06:130821:1115, площадью 1069 кв.м. относится к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за ответчиком, у которого земельный участок находятся фактически в незаконном владении.
Просит:
истребовать у ФИО3, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... часть земельного участка с кадастровым номером 38:06:130821:1115, площадью 1069 кв.м., расположенный по адресу: ...., по координатам поворотных точек пересекаемой части земельного участка:
№ точки |
X |
Y |
1 |
390951.11 |
3324301.89 |
2 |
390949.30 |
3324333.26 |
3 |
390917.73 |
3324324.23 |
4 |
390919.84 |
3324287.56 |
5 |
390926.59 |
3324291.24 |
6 |
390946.47 |
3324300.95 |
1 |
390951.11 |
3324301.89 |
В судебное заседание представитель ФИО1 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признает, считает, что земельный участок предоставлен ему на законных основаниях, на участке им построен жилой дом, собственником которого он является, в доме он постоянно проживает и зарегистрирован по месту жительства, считает, что ФИО1 пропущен срок исковой давности.
Представитель третьего лица администрации Мамонского муниципального образования ФИО6, действующая по доверенности от 02.11.2015г., в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований, согласно доводам отзыва.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса .... в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации .... муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, согласно отзыву на исковое заявление против требований возражает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ФГБУ «Рослесинфорг» в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.
Согласно ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения ответчика, представителя третьего лица, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); земли населенных пунктов (подпункт 2); земли лесного фонда (подпункт 5).
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ч.1 ст.17 Земельного кодекса РФ к федеральной собственности относятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно ст.101 Земельного кодекса РФ, 1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу ст. 3 Федерального закона от **/**/**** № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п.2 ст.15, абз.2 ч.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения лесными участками из состава земель лесного фонда принадлежат Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ ФИО1 осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
Судом установлено, что на основании постановления .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО3 из земель населенных пунктов Мамонского муниципального образования в собственность бесплатно был предоставлен земельный участок площадью 1 500 кв.м., с кадастровым номером 38:06:130821:1115, расположенный по адресу: ...., для индивидуального жилищного строительства (л.д.79).
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок от **/**/****, земельный участок, расположенный по адресу: ...., поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, площадь 1 500 кв.м. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 04.05.2012г. (л.д.71).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.10.2015г., свидетельства о государственной регистрации права от **/**/****, земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый №, принадлежит на праве собственности ФИО3 (л.д.14).
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде ФИО3 является собственником спорного земельного участка, его право собственности на участок зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспорено. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что следует из кадастрового паспорта, кадастрового дела земельного участка. Данные государственного кадастрового учета в установленном законом порядке никем не оспорены.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано в порядке, установленном законом, и никем не оспорено. Доказательств, порочащих регистрацию права ответчика на земельный участок, ФИО1 суду не представлено. При этом границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о координатах внесены в государственный кадастр недвижимости. Данные государственного кадастрового учета также никем не оспорены и не признаны недействительными.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ).
Согласно пункту 6 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В силу статьи 4.2 Федерального закона от **/**/**** № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 4.4 этого же Закона определено, что в случае, если до **/**/**** государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Заявляя требования об истребовании части спорного земельного участка из чужого незаконного владения ответчика, ФИО1 представляет заключение ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» №, о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий. Согласно заключению ФГУП «Рослесинфорг» №, площадь пересечения земельного участка лесного фонда с земельным участком с кадастровым номером 38:06:130821:1115, составляет 1 069 кв.м.
Вместе с тем, суд в отсутствие иных доказательств, подтверждающих доводы ФИО1, критически оценивает представленное в материалы дела заключение ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» № о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, поскольку данное заключение ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» заключением эксперта не является, и не может безусловно свидетельствовать о наложении границ земельного (лесного) участка на земельный участок ответчика. Указанные заключение было получено в результате государственного контракта, то есть, получено в результате проведения работ картометрическим методом, без выезда на место и определения на местности координат спорных земельных участков и их сопоставления с координатами границ земельного участка лесного фонда. Документы, подтверждающие наличие у должностных лиц, от которых исходят данные документы, специальных познаний, с помощью которых сделаны приведенные в нем выводы, суду не представлены.
Кроме того, рассмотрение данного спора связано с разрешением вопроса о принадлежности спорного участка ФИО1, что невозможно без точного определения границ. При таких обстоятельствах, вопрос о фактическом местоположении границ участка лесных земель, находящегося в собственности Российской Федерации, подлежал разрешению при проведении землеустроительной экспертизы. Однако ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы ФИО1 не заявлено, представленные стороной ответчика доказательства, ФИО1 не опровергнуты. Из представленных доказательств не представляется возможным провести сопоставление границ спорного земельного участка и земельного участка лесного фонда.
То обстоятельство, что спорный земельный участок к землям лесного фонда не относится, также подтверждается ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... от 08.04.2016г., из которого следует, что спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов в связи с внесением **/**/**** сведений о границе .... в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Думы Мамонского муниципального образования .... «Об утверждении изменений и дополнений в генеральный план Мамонского муниципального образования» №/д от **/**/**** (л.д.133).
Установлено, что .... муниципального образования .... образовался путем принятия решения Исполнительного комитета .... ФИО2 народных депутатов от 12 декабря 88 года № «Об отводе земельных участков Иркутскому горисполкому для индивидуального жилищного строительства». После чего был оформлен государственный акт на право пользования землей А-1 № от **/**/****, регистрационная запись №. Данный земельный участок находился в пользовании администрации .....
В соответствии с действовавшим на тот момент Законом ФИО2 от **/**/**** «Об утверждении Земельного кодекса ФИО2» предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода. Отвод земельных участков производился на основании постановления ФИО2 или ФИО2 автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего ФИО2 народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и ФИО2. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указывалась цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливался ФИО2.
Органами, имевшими право предоставления земельных участков были исполнительные комитеты областных, краевых ФИО2 народных депутатов, ФИО2 автономных республик предоставляют земельные участки - из земель государственного запаса, независимо от размера земельных участков, из земель предприятий, организаций, учреждений, совхозов - общей площадью до 50 гектаров, а из земель колхозов - до 25 гектаров, из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 50 процентов, из земель государственного лесного фонда, земель колхозов и совхозов, земель предприятий, организаций и учреждений для строительства оросительных и осушительных каналов, железных, автомобильных и иных видов дорог, линий электропередачи, трубопроводов и других линейных сооружений - по нормам предоставления земель для этих видов строительства, утвержденным в установленном порядке.
**/**/**** в адрес администрации .... поступило письмо Комитета по управлению имуществом ....ом .... о прекращении действия государственного акта А-1 № от **/**/**** и передаче данного земельного участка в земли запаса .... для дальнейшего распределения застройщикам поселка Западный (л.д.115).
Постановлением главы .... от **/**/**** № «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Комитету по управлению ....ом Администрации ....» было прекращено право пользования земельным участком расположенным слева от объездной дороги Иркутск - Ангарск, предоставленное решением исполнительного комитета .... ФИО2 народных депутатов от **/**/**** № «Об отводе земельных участков Иркутскому горисполкому для индивидуального жилищного строительства» и удостоверенное государственным актом А-1 № от **/**/****. Земельный участок был переведен в земли запаса без изменения целевого назначения (л.д.118 оборот).
Постановлением главы .... от **/**/**** № «О переводе земель запаса в земли поселений» земельный участок, расположенный слева от объездной дороги Иркутск - Ангарск, предназначенный под индивидуальное жилищное строительство, согласно утвержденного генплана строящегося ...., был переведен из земель запаса в земли поселений (л.д.118).
Земельному участку, расположенному по адресу: ...., был присвоен кадастровый №, участок был поставлен на кадастровый учет **/**/**** с категорией земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства жилого поселка индивидуальных застройщиков, площадью 695 509 кв.м., ранее учтенный.
В целях определения развития перспективы Мамонского муниципального образования .... был разработан Генеральный план Мамонского Поселения Иркутского муниципального района ...., который в соответствии с п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, будучи документом территориального планирования, является обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В целях соблюдения градостроительного законодательства и в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план был согласован с .....
Согласно п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Генеральный план Мамонского муниципального образования утвержден в установленном законом порядке, при этом спорный земельный участок находится в пределах границ Мамонского муниципального образования, в частности, в пределах границ населенного пункта - ...., суд приходит к выводу о недоказанности ФИО1 исковых требований в части нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда.
Доводы ФИО1 о том, что сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости относительно категории спорного земельного участка, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, суд оценивает критически, поскольку противоречия в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, ФИО1 не устранены, в связи с чем, представленные стороной ФИО1 доказательства не могут являться бесспорным доказательствами, подтверждающим категорию спорного земельного участка.
Таким образом, на момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела спорный земельный участок находится в собственности ФИО3 на основании постановления ...., при этом его право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке и не оспорено. Фактически в ходе рассмотрения дела по существу ФИО1 не было доказано отнесение земельного участка, принадлежащего ответчику, к землям лесного фонда, как и не был доказан факт и объем нарушения ответчиком прав Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение участком лесного фонда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, на ФИО1 лежит обязанность доказать отнесение земельного участка к землям лесного фонда, однако ФИО1 не представил допустимых и достаточных доказательств расположения спорного земельного участка на землях лесного фонда, как и не представил доказательств принадлежности данного земельного участка Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1 не доказано право собственности Российской Федерации на часть спорного земельного участка, зарегистрированное право собственности на земельный участок не оспорено в установленном порядке, факт наложения земельного участка с кадастровым номером 38:06:130821:1115, площадью 1069 кв. м., расположенного по адресу: ...., на земельный участок лесного фонда не нашел подтверждения.
В соответствии с п.1 ст.1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права ФИО1.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ от **/**/**** «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, путем предъявления соответствующего иска.
Исходя из п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от **/**/**** N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право ФИО1, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Истребование имущества из чужого незаконного владения, то есть виндикация, является вещно-правовым способом защиты права собственности.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от **/**/**** N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Соответственно, с помощью виндикационного иска может быть истребовано индивидуально определенное имущество (вещь), имеющееся у незаконного владельца в натуре.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у ФИО1 права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).
Поскольку судом установлено, что часть спорного земельного участка принадлежит ответчику на законных основаниях, при этом ФИО1 не представлено доказательств принадлежности спорного земельного участка Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 к ответчику об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... суд принимает во внимание принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем строения, предусмотренного законодательством.
Пунктом 1 статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, провозглашенный Земельным кодексом Российской Федерации, в соответствии с этими нормами при переходе права собственности (независимо от способа перехода) на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Так, согласно свидетельству о государственной регистрации права от **/**/****, за ответчиком ФИО3 зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ...., площадью 95 кв.м., который расположен на спорном земельном участке (л.д.89). Ответчик зарегистрирован по месту жительства по адресу: ...., что подтверждается Справкой УФМС России по .... от 06.03.2016г. (л.д.75), в данном жилом доме ответчик проживает, дом является для ответчика единственным местом жительства. Исковых требований в отношении жилого дома, ФИО1 не заявлялось.
Вопрос о фактическом местоположении границ участка лесных земель, находящегося в собственности Российской Федерации, подлежит разрешению при проведении землеустроительной экспертизы. Судом сторонам было разъяснено право заявлять ходатайство о назначении экспертизы, однако, ходатайства о назначении экспертизы от ФИО1 не поступило.
Кроме того, заявленные ФИО1 требования об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка площадью 1069 кв.м., являются заведомо неисполнимыми в виду того, что на кадастровом учете стоит земельный участок общей площадью 1500 кв.м., право собственности ответчика зарегистрировано на участок общей площадью 1500 кв.м. Для удовлетворения требования об изъятии из чужого незаконного владения части земельного участка необходима его индивидуализация, тогда как ФИО1 исковые требования не уточнены.
Оценив в совокупности добытые по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. ФИО1 не представлено доказательств нахождения спорных земельных участков на землях лесного фонда, в связи с чем, исковые требования ФИО1 об истребовании у ответчика части земельного участка удовлетворению не подлежат.
Рассмотрев доводы ответчика ФИО3 о пропуске ФИО1 срока исковой давности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности, который распространяется и на иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, составляет три года.
Пунктом 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).
ФИО1 с настоящими исками обратился в суд **/**/****, ходатайство о восстановлении срока исковой давности ФИО1 не заявлено.
Установлено, что согласно исковым заявлениям, в адрес ФИО1 поступило обращение Агентства лесного хозяйства .... о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда от 13.11.2014г. с приложением сведений о пересечении границ лесного фонда. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности ФИО1 не пропущен, ФИО1 обратился в суд в пределах установленного законом срока исковой давности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ .... ░ ░░░3 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ .... ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 38:06:130821:1115, ░░░░░░░░ 1069 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...., ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
№ ░░░░░ |
X |
Y |
1 |
390951.11 |
3324301.89 |
2 |
390949.30 |
3324333.26 |
3 |
390917.73 |
3324324.23 |
4 |
390919.84 |
3324287.56 |
5 |
390926.59 |
3324291.24 |
6 |
390946.47 |
3324300.95 |
1 |
390951.11 |
3324301.89 |
- ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░