К делу 2-841/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«08» февраля 2013 года г.о. Химки М.О.
Химкинский городской федеральный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Татарова В.А., при секретаре судебного заседания Буравцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Х. городского суда гражданское дело по Заднепровской А. В., Винокуровой С. А., ООО «Эталон» об оспаривании Постановления администрации г.о. Химки от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов»,
УСТАНОВИЛ:
Заднепровская А.В., Винокурова С.А., ООО «Эталон» обратились в Химкинский городской суд Московской области с заявлением об оспаривании Постановления администрации г.о. Химки от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов».
В обосновании своих требований заявители указали следующее: Администрацией городского округа Химки Московской области принято Постановление от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов Администрации городского округа Химки», которое просят признать незаконным так как оно нарушает права и законные интересы участников долевого строительства, имеющих право на получение объектов долевого строительства, входящих в состав многоквартирного дома. Постановление также нарушает права и законные интересы застройщика, ведущего деятельность по строительству многоквартирного дома с привлечением денежных средств, граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома. ООО «Эталон» получило разрешение на строительство, которое согласованно во всех инстанциях. Оспариваемое постановление препятствует осуществлению деятельности по продолжению строительства многоквартирного дома. При этом Муниципальный орган при отмене муниципальных актов не обосновал правомерность и необходимость их отмены с указанием на несоответствие их содержания нормам права.
Заявители Заднепровская А.В. и Винокурова С.А., в судебное заседание не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.
В соответствии с п. 2 ст. 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в ч. 1 ст. 257 ГПК РФ лиц, в том числе заявителя и лиц, чьи действия обжалуются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.
Исходя из указанной выше нормы ГПК РФ, а также учитывая достаточность собранных доказательств, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей Заднепровской А.В. и Винокуровой С.А.
Представитель заявителей Заднепровской А.В. и Винокуровой С.А. – Борисова А.Е. явившись в судебное заседание, поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, при этом дополнила, что при вынесении отменных постановлений все нормы законодательства и процедура соблюдена в полном объеме. Представитель администрации г.о. Химки не сослался, ни на одну норму закона в обосновании принятого оспариваемого постановления. Просила суд признать Постановления администрации г.о. Химки от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов» незаконным.
Представители ООО «Эталон», явившись в судебное заседание, также поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении. Просили суд признать Постановления администрации г.о. Химки от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов» незаконным.
Представитель Администрации г.о. Химки возражал против удовлетворения заявленных требований, и пояснил суду, что оспариваемое постановление было вынесено во исполнение предписания Химкинской прокуратуры от 17.08.2012г.. Какие нарушения были выявлены по процедуре изменения вида разрешенного использования пояснить не смог. Считает, что постановление администрации г.о. Химки от 11.03.2012г. не вступило в силу, поскольку возможно был нарушен порядок проведения публичных слушаний. В чем именно выразилось нарушение суду пояснить не смог. Ввиду того, что он не участвовал в подготовке оспариваемого постановления, пояснений в этой части дать не может.
Допрошенный в ходе судебного заседания Смоленышев О.В., пояснил суду, что он является свидетелем незаконного строительства многоквартирного дома по строительному адресу: <адрес>», так как перевод земли из одной категории в другую незаконен. Строительства дома ухудшаете его среду обитания, отсутствуют места для парковки и детские сады.
Допрошенная в ходе судебного заседания Пермякова А.С., пояснила суду, что она обращалась в Администрацию г.о. Химки по факту незаконного строительства многоквартирного дома по строительному адресу: <адрес>. Строительства дома ухудшаете её среду обитания, отсутствуют места для парковки и детские сады.
Суд, выслушав явившегося участника процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к должностным лицам, в частности, относятся: должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Судом установлено, что администрацией городского округа Химки Московской области принято Постановление администрации городского округа Химки от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов Администрации городского округа Химки».
Указанным Постановлением признаны недействующими муниципальные правовые акты: постановление Администрации городского округа Химки от /дата/ № «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и постановление Администрации городского округа Химки от /дата/ № «Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания территории между торговым центром «ИКЕА и жилым микрорайоном № в г. Химки Московской области».
Заявители Заднепровская А.В. и Винокурова С.А. являются участниками долевого строительства в соответствии с зарегистрированными в установленном законом порядке договорами участия в долевом строительстве: № от /дата/ и № от /дата/
Оспариваемое Постановление нарушает права и законные интересы участников долевого строительства, имеющих право на получение объектов долевого строительства, входящих в состав многоквартирного дома по строительному адресу: <адрес> и проектируемым жилым микрорайоном № жилого района Новокуркино, в соответствии с зарегистрированными в установленном законом порядке договорами участия в долевом строительстве.
Следует отметить, что с момента государственной регистрации вышеуказанных договоров земельные участки с кадастровыми номерами № расположенные по строительному адресу: <адрес> и проектируемым жилым микрорайоном № жилого района Новокуркино, в соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 30.12.2004г. № 214 – ФЗ (ре. От 17.06.2010г.) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» находятся в залоге у заявителей и иных дольщиках, до окончания строительства.
Оспариваемое Постановление также нарушает права и законные интересы застройщика, ведущего деятельность по строительству многоквартирного дома с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома в соответствии с законом Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Согласно предоставленным и исследованным судебном разбирательстве документам ООО «Эталон» выступает застройщиком при строительстве многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по строительному адресу: <адрес> и проектируемым жилым микрорайоном № жилого района Новокуркино.
ООО «Эталон», выступающим застройщиком земельных участков с кадастровыми номерами № разработана проектная документация на строительство жилого многоквартирного дома, на которую получено положительное заключение негосударственной экспертизы № от /дата/; технические условия ОАО «Химкинский водоканал» № от /дата/ на присоединение проектируемого жилого дома к сетям водопровода и канализации; Градостроительный план земельных участков № от /дата/, утвержденный Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области № от /дата/; разрешение на строительство № от /дата/.
Строительство многоквартирного жилого дома на земельных участках согласовано с Правительством Московской области: Министерством строительного комплекса Московской области (решение коллегии № от /дата/), Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области (письмо от /дата/ №), Межведомственной Комиссией по градостроительному регулированию и организации территории Московской области, что подтверждается выпиской из протокола № заседания Комиссии от /дата/.
После получения разрешения на строительство № от /дата/ проектной декларации о проекте строительства от /дата/ зарегистрированы в установленном законом порядке договоры участия в долевом строительстве, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав.
Представленные суду выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от /дата/ на земельные участки с кадастровыми номерами № зарегистрировано 35 участников долевого строительства. В отношении земельных участков с кадастровых номерами № зарегистрирована ипотека в соответствии со ст. 13 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в обеспечение обязательств перед участниками долевого строительства.
Участив в долевом строительстве граждан, также подтверждается предоставленными и исследованными в судебном заседании платежными поручениями.
Так на основании оспариваемого постановления отозвано выданное ООО «Эталон» разрешение на строительство № RU 50301000-224 от /дата/, что подтверждается Приказом первого заместителя Главы Администрации городского округа Химки Московской области от /дата/ №, и прекращено действие Градостроительного плана земельного участка ООО «Эталон» № от /дата/, что подтверждается Приказом первого заместителя Главы Администрации городского округа Химки Московской области от 12.1 1.2012 №.
Судом достоверно установлено, что Муниципальный орган при отмене муниципальных актов и в ходе судебного разбирательства не обосновал правомерность и необходимость их отмены с указанием на несоответствие их содержания нормам права. Чем нарушил пункта 4 статьи 7, статьи 48 ФЗ от 06.10.2003 N 13 I -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которого муниципальный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права, названное полномочие не может быть реализовано произвольно.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 N 486-Q-O указал, что решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Согласно оспариваемого Постановления администрации городского округа Химки от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов Администрации городского округа Химки», оно принято во исполнение представления Химкинской городской прокуратуры от /дата/, а также в связи с тем, что постановление Администрации городского округа Химки от /дата/ № «О проведении публичных слушаний по Проекту планировки и Проекту межевания территории между <адрес>» не вступило в силу.
Суд считает, что отмена нормативных актов со ссылкой на представление Химкинской городской прокуратуры от 17.08.2012 противоречит ч. 4 ст. 7, ст. 48 ФЗ от 06.10.2003 N 13 1 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: указанные в представлении Химкинской городской прокуратуры от 17.08.2012 обстоятельства по предоставлению земельных участков для жилищного строительства не соответствуют фактическим обстоятельствам, касаются порядка предоставления земельных участков в аренду и не имеют отношения к порядку принятия документации по планировке территорий в соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно представления Химкинского городского прокуратура от /дата/, прокуратурой указано на то, что заключение дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков с кадастровыми номерами № означает предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с нарушением порядка, установленного ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
При этом согласно представленным суду документам земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 8902+/-33 кв.м., образован в результате раздела земельного участка площадью 440 300 кв. м. с кадастровым номером № предоставленного Компании «ИКЕА Ханим Лтд.» в аренду сроком на 49лет для строительства и эксплуатации коммерческого центра и жилых строении на основании постановления Главы Химкинского района Московской области от /дата/ №. Земельное законодательство, действовавшее на момент предоставления участка в 1998 году, не содержало требования об обязательном проведении торгов при предоставлении участков, в том числе для жилищного строительства.
Статья 30.1 Земельного кодекса РФ вступила в действие с /дата/ и не распространяется на правоотношения, возникшие до указанной даты.
Постановлением администрации городского округа Химки от /дата/ № в результате раздела земельного участка площадью 440 300 кв. образован участок с кадастровым номером № который передан ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» в аренду сроком до /дата/.
Между Администрацией городского округа Химки Московской области и ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» заключен Договор аренды земельного участка № от /дата/. Разрешенное использование земельного участка в соответствии с Кадастровой выпиской о земельном участке от /дата/: для строительства и эксплуатации коммерческого центра и жилых строений.
Согласно п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ в случае образования земельных участков из одного исходного такими способами, как раздел или выдел, целевым назначением и видом разрешенного использования образованных участков, безусловно, будут являться целевое назначение и вид разрешенного использования исходного земельного участка.
В силу ч. 4 ст. 11.8. Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
На основании предоставленного суду договора уступки прав и обязанностей от /дата/ права и обязанности по договору аренды переданы заявителю ООО «Эталон».
Участок с кадастровым № площадью 3783 кв. м. образован в результате раздела земельного участка площадью 8000 кв. м. с кадастровым номером № который первоначально был предоставлен в аренду ООО «Вилар» на основании договора аренды земельного участка № от /дата/ для размещения автостоянки сроком на 49 лет.
Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от /дата/ №-р изменен вид разрешенного использования участка с «размещение автостоянки» на «строительство многофункционального торгово-сервисного комплекса».
По договору о передаче прав и обязанностей № от /дата/ право аренды участка перешло к ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)». Постановлением администрации городского округа Химки от /дата/ № в результате раздела земельного участка площадью 8000 кв. м. образован участок с кадастровым номером № площадью 3783 кв. м., который передан ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» в аренду сроком до /дата/.
При этом между Администрацией городского округа Химки Московской области и ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» заключен Договор аренды земельного участка № № от /дата/.
На основании договора уступки прав и обязанностей от /дата/ права и обязанности по договору аренды № от 30.1 1.2011 переданы ООО «Эталон».
Постановлением Администрации городского округа Химки от /дата/ №, подписанным Главой городского округа В.В. Стрельченко, произведено изменение вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных ООО «Эталон», на вид «для жилищного строительства».
Изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено в силу публичных решений по управлению земельным фондом. Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка принималось, исходя из общественно значимых целей, указанных в ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, которые могут отличаться от целей участников гражданского оборота. Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации.
В соответствии с ч. 1, 10 ст. 27 Устава городского округа Химки глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и возглавляет местную администрацию. Таким образом, постановление Администрации городского округа Химки от 14.03.2012 № 372 по порядку его принятия соответствует требованиям законодательства.
Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 22.11.2011 N Д23-4850, Письму Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 ЫД23-2070 в случаях, когда орган местного самоуправления, принявший решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, является арендодателем данного земельного участка, такой орган не вправе уклоняться от заключения дополнительного соглашения в связи с изменившимся разрешенным использованием земельного участка. В противном случае это означало бы возможность одностороннего расторжения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, по требованию арендодателя, что не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, в частности ст. 22 Земельного кодекса РФ.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что принятие постановления Администрации городского округа Химки от /дата/ № «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №» не повлекло повторного предоставления земельных участков с нарушением порядка, установленного ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
Суд также считает, что противоречит ч. 4 ст. 7, ст. 48 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отмена нормативных актов со ссылкой на то, что постановление Администрации городского округа Химки от /дата/ № «О проведении публичных слушаний по Проекту планировки и Проекту межевании территории между <адрес>» не вступило в силу.
Согласно ч. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Согласно п.6 ст. 33 Устава городского округа Химки официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в печатном средстве массовой информации городского округа (при его наличии) или ином средстве массовой информации, определенном Главой городского округа.
Согласно п.8 ст. 35 Устава городского округа Химки муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер, вступают в силу с момента их подписания Г. городского округа, если этими актами не установлен иной срок вступления в силу.
Постановление Администрации городского округа Химки от /дата/ № «О проведении публичных слушаний по Проекту планировки и Проекту межевания территории между торговым центром «ИКЕА» вступило в силу, официально опубликовано /дата/ в газете «Химкинские новости» № (2030), не отменено и не оспорено в установленном законом порядке.
Согласно протоколу № от /дата/ Публичные слушания по Проекту планировки территории участков были проведены /дата/.
В соответствии с ч. 10 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Химкинские новости» № (2035) от /дата/ и размещено в сети Интернет на официальном сайте Администрации городского округа Химки.
Таким образом, Постановление Администрации городского округа Химки от /дата/ № «Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания территории №» принято с соблюдением требований Градостроительного кодекса РФ и с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако орган местного самоуправления в лице администрации г.о. Химки не представил ни одного доказательства законности оспариваемого решения. Предписание прокурора само по себе и жалобы граждан не могут являться безусловным основанием к отмене ранее принятых постановлений Администрации г.о. Химки. Показания свидетелей Смоленышева О.В. и Пермяковой А.С. не подтверждают законность оспариваемого решения.
Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица. государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Заднепровской А. В., Винокуровой С. А., ООО «Эталон» об оспаривании Постановления администрации г.о. Химки от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов», удовлетворить.
Признать Постановления администрации г.о. Химки от /дата/ № «О признании недействующими муниципальных правовых актов», которым признанны недействующим постановление Администрации городского округа Химки от /дата/ № «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №» и постановление Администрации городского округа Химки от /дата/ № «Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания территории <адрес>» незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской федеральный суд Московской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2013 года.
Судья: В.А. Татаров