Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2020 года <адрес> края
Бикинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием ст. помощника Бикинского городского прокурора ФИО6,
истцов Семерня ФИО19, Семерня ФИО12, представителя ответчика администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО7, действующей на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикинского городского прокурора, действующего в интересах Семерня ФИО11, Семерня ФИО10, Семерня ФИО9 к администрации Бикинского муниципального района <адрес>, комитету <адрес> по гражданской защите о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес>, возложении обязанности по включению в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Бикинский городской прокурор <адрес>, действующий в интересах Семерня ФИО20, Семерня ФИО13, Семерня ФИО25 обратился в суд с иском к администрации Бикинского муниципального района <адрес>, комитету <адрес> по гражданской защите о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес>, возложении обязанности по включению в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в Бикинскую городскую прокуратуру поступило обращение ФИО8 по вопросу защиты нарушенных прав на получение материальной помощи в связи с подтоплением земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в период подтопления земельных участков в <адрес> муниципального района в июле-сентябре 2019 года. Постановлением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> № «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» с <дата> на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации в результате выпадения осадков и повышения уровня воды в реках Бикин и Бира до отметок, близких к критическим. Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> №-р «Об определении зон чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» определены зоны чрезвычайной ситуации в границах домовладений (приусадебных участков) и земельных участков на территории Бикинского муниципального района. Вместе с тем, земельный участок ФИО8 расположенный по адресу: <адрес>, в указанные границы не включен. ФИО8 в администрацию Оренбургского сельского поселения поданы заявления о проведении обследования подтопленного участка с целью составления Комиссией акта обследования и последующем включении последнего в списки «пострадавших граждан» в августе 2019 года, которые администрацией Оренбургского сельского поселения переданы вместе с остальными обращениями в администрацию Бикинского муниципального района.
По указанному факту Бикинской городской прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что обращения граждан в администрации Бикинского муниципального района не зарегистрированы, обследования земельных участков не произведены. При этом федеральным законодательством сроки проведения обследования не установлены. Из норм действующего законодательства следует, что обязанность по составлению акта обследования возложена на комиссию, создаваемую органами местного самоуправления. ФИО8 заявили о наличии последствий вызванных чрезвычайной ситуацией, просила включить себя в список «пострадавших граждан».
Вместе с тем, администрация Бикинского муниципального района к заявлению ФИО8 о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи, отнеслась к ответу на заявление формально, не дала надлежащую оценку всем доводам, не разъяснила порядок получения единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, а так же порядок действий для проведения обследования дома и земельного участка на предмет подтопления. Кроме того, не составила соответствующие акты, в том числе не составлены акты о том, что земельный участок ФИО8 не пострадал от подтопления. В связи с чем, неполный комплект документов стал возможным в результате формального отношения администрации Бикинского муниципального района к заявлениям ФИО8, а не по вине последних. Таким образом, право ФИО8 на получение социальной выплаты как гражданам, пострадавшим в результате паводка нарушено.
Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес>.
В судебном заседании ст. помощник Бикинского городского прокурора ФИО6 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, дала суду пояснения, соответствующие изложенному в заявлении.
В судебном заседании истец Семерня ФИО21 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что она вместе с семьей зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Во время паводка земельный участок был затоплен водой, в августе они написали заявление на получение выплаты, однако им было отказано. Соседи получили выплату, они нет.
В судебном заседании истец Семерня ФИО14 исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что он вместе с семьей зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> около двух лет. Возле дома обрабатывают земельный участок, во время паводка земельный участок был затоплен водой, в августе они написали заявление на получение выплаты, однако им было отказано. Соседи получили выплату, они нет.
В судебном заседании представитель администрацииБикинского муниципального района <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, полагала разрешение исковых требований на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель третьего лица Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес> не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом.
Представитель Комитета правительства <адрес> по гражданской защите в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от07.07.2003№-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Пунктом 2 ст. 3 данного Закона предусмотрено, что граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. При этом право на ведение личного подсобного хозяйства возникает у граждан, которым земельные участки предоставлены (приобретены) для ведения личного подсобного хозяйства, то есть при одновременном соблюдении следующих условий: в составе видов разрешенного использования предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства; в правоустанавливающих документах на земельный участок (акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, договоры аренды и др.) целевое использование земельного участка должно также предусматривать ведение личного подсобного хозяйства.
В силу п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из п. 1 ст. 18 Федерального закона от<дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от30.05.2001№-фкз «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от<дата> №«О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение вышеуказанных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
ПостановлениемПравительства РФ от <дата> №-пр утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории<адрес>.
Пунктом 3 Правил определено, что Бюджетные ассигнования, предусмотренные в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выделяются органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края (городских округов и муниципальных районов) (далее - органы местного самоуправления) для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий:
а) проведение аварийно-спасательных работ по перечню согласно приложению№к Правилам;
б) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению№к Правилам;
в) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более шести месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуированных граждан (из расчета за временное размещение - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 250 рублей на человека в сутки) по перечню согласно приложению№к Правилам;
г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека);
д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - до 100 тыс. рублей на человека);
е) выплата единовременного пособия членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 000 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
ж) возмещение привлеченным в установленном порядке индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (далее - организации) расходов на проведение экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации (при софинансировании мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий);
з) выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате техногенной чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - в размере 200 тыс. рублей на человека);
и) оплата услуг по проверке достоверности сметной стоимости и за проведение обследования технического состояния объектов на аварийно- спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы (при софинансировании мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий);
и(1)) оплата услуг по проверке достоверности сметной стоимости и за проведение обследования технического состояния объектов на аварийно- спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, сельского хозяйства, находящихся в краевой государственной и муниципальной собственности, и объектов жилищно-коммунального хозяйства (независимо от формы собственности) в части общего имущества многоквартирного дома, при частичном повреждении конструктивных элементов, влияющих на характеристики несущей способности объекта, и значительном повреждении конструктивных элементов, не влияющих на характеристики несущей способности объекта, и определенных пунктом 3.7 раздела III Порядка проведения обследования технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от02.08.2002№;
к) предотвращение распространения и ликвидация очагов особо опасных болезней животных, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства.
Пунктом 5 Правил определено, что использование бюджетных средств на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктами 3, 4 Правил, запрещается.
На основании п. 8.2. Порядка оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением<адрес> от <дата> №-пр, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам Российской Федерации (далее также - граждане), постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства на дату введения режима ЧС в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, за поврежденное частное жилое помещение;
гражданам, которые лишились урожая сельскохозяйственных культур на приусадебных земельных участках, предоставленных им и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, права на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке, в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления (далее - приусадебный земельный участок, поврежденный в результате ЧС), а также совместно проживающим с ними и (или) совместно осуществляющим с ними ведение личного подсобного хозяйства на таком приусадебном участке членам их семей, указанным в похозяйственной книге.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания граждан в целях получения единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке (п. 8.3. Порядка).
На основании п. 8.7. указанного Порядка, конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения, утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Судом установлено, что распоряжением <адрес> №-рп от<дата> с <дата> на территории<адрес>, в том числе на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Бикинского муниципального района <адрес> № от <дата> <дата> на территории Бикинского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> <дата> №р, внесены изменения в распоряжение администрации Бикинского муниципального района от <дата>№р «Об определении зон чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района»:
Подпункт 1.4 распоряжения изложен в новой редакции: «1.5. На территории Оренбургского сельского поселения земельные участки, расположенные по адресам, в том числе, <адрес> домовладения №, 6-2».
Постановлением администрации Бикинского муниципального района <адрес> № от <дата>. на территории Бикинского муниципального района с 09.00 <дата> отменен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации <дата>№-р. (далее распоряжение РФ) принято решение оказать разовую финансовую помощь гражданам, пострадавшим в результате паводка. Распоряжением РФ установлено, что в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам осуществляются выплаты: единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека; финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека.
Постановлением <адрес> от <дата>№-пр, установлено, что оказание помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется за счет средств, поступающих из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых бюджету <адрес> в виде иных межбюджетных трансфертов с последующим предоставлением иных межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и муниципальных районов <адрес>, путем предоставления:
единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (легкий вред - в размере 200 тыс. (двести тысяч) рублей на человека, тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 400 тыс. (четыреста тысяч) рублей на человека);
единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека;
финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека).
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела <дата>. Семерня ФИО22, Семерня ФИО15 обратились с заявлением к Бикинскому городскому прокурору с просьбой защитить их права в судебном порядке на получение материальной помощи в связи с подтоплением в июле-сентябре.
27.09.2019г. Семерня ФИО23, Семерня ФИО16 обратились с заявлением к главе Оренбургского сельского поселения с просьбой включить их в список граждан на оказание единовременной материальной помощи, так как приусадебный земельный участок, на котором был утрачен урожай сельскохозяйственных культур, оказался в зоне чрезвычайной ситуации.
Как следует из ответа администрации Бикинского муниципального района от <дата>., адресованного Семерне ФИО17, заявление от него о включении его и членов семьи в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи (финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости) главе Оренбургского сельского поселения были поданы только <дата>, без полного комплекта документов (копии паспортов, правоустанавливающих документов на дом (земельный участок), выписки из домовой книги банковских реквизитов для перечисления денежных средств), и установить факт причиненного ущерба (потери урожая) комиссией не представляется возможным.
Согласно копии паспорта серии <дата>., копии паспорта серии № от <дата>, свидетельства о регистрации по месту жительства, Семерня ФИО18 с <дата>, Семерня ФИО24, Семерня ФИО26 <дата> года рождения, с <дата>, зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Как следует из ст. 11 ГПК РФзащиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Как пояснили истцы в судебном заседании, их земельный участок попал в зону чрезвычайной ситуации - наводнения, которое произошло в связи с ливневыми дождями. Водой был затоплен приусадебный участок. На момент объявления чрезвычайной ситуации истцы постоянно проживали в данном жилом помещении, условия их жизнедеятельности были нарушены в связи с чрезвычайной ситуацией.
У суда нет оснований сомневаться в вышеуказанных показаниях, которые согласуются и подтверждаются письменными доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истцом предоставлено достаточно доказательств, подтверждающих факт того, что ониявляются лицами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – паводка, имевшего место в июле– сентябре 2019 года на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района<адрес>.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Бикинского городского прокурора, действующего в интересах Семерня ФИО27, Семерня ФИО28, Семерня ФИО29 – удовлетворить.
Признать Семерня ФИО32, Семерня ФИО31, Семерня ФИО30 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес>.
Обязать администрацию Бикинского муниципального района <адрес> включить Семерня ФИО33, Семерня ФИО34, Семерня ФИО35 в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд <адрес>.
Судья Н.Ю. Лавенецкая
Решение суда в окончательной форме изготовлено<дата>.