Дело № 2-689/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2013 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Е.С. Николаенко
при секретаре Татарниковой Ю.А.,
при участии
представителя истцов Севергиной Я.В., действующей на основании доверенностей от 21.01.2013 сроком на 1 год, от 21.12.2012 сроком на один год,
представителя ответчика Федько А.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2013,
старшего помощника прокурора Кировского района г. Томска Игловской Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Денисенко Н.Н., Денисенко М.В., Денисенко Д.В. к Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Томской области об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма, выселении,
УСТАНОВИЛ:
Денисенко Н.Н., Денисенко М.В., Денисенко Д.В. обратились в суд с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Томской области об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма.
В обоснование заявленного требования указали, что 24 июня 1980 г. Д. был принят на работу в ГПС МЧС России по Томской области. 17.05.1982 г. в связи с трудоустройством в ГП МЧС России по Томской области Д. было предоставлено служебное жилое помещение на семью, состоящую из 3 (двух) человек, а именно 1 комната площадью 15 кв. м. в /________/ в г. Томске (подтверждается ордером /________/ от 17.05.1982 г.). /________/ Д. умер. Право пользования обозначенным жилым помещением перешло к членам его семьи. В соответствии с изменениями в законодательстве, в 2005 г. с вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ, с истцом (Денисенко Н.Н.), как членом семьи ранее умершего Д. был заключен договор найма служебного жилого помещения /________/ от 31.08.2006г. с учетом ранее выданного ордера /________/ от 17.05.1982г. В ночь с 23 на 24 декабря в 2010 г. в общежитии, принадлежащим на праве оперативного управления Главному управлению МЧС России по Томской области по адресу: г.Томск, /________/ а произошел пожар. Заключением /________/ от 30.07.2011 г. межведомственной комиссии ГУ МЧС России по Томской области служебное общежитие по /________/ в г. Томске было признано аварийным и подлежащим сносу. Денисенко Н.Н. неоднократно обращалась на имя начальника Главного управления МЧС России по Томской области, по вопросу обеспечения жилым помещением. Всем обратившимся было разъяснено, что служебное жилье будет предоставляется после освобождения служебного жилья сотрудниками Главного управления. Жилищной комиссией Главного управления МЧС России по ТО (Протокол /________/ от 30 ноября 2011г.) было принято решение о том, что в связи с пожаром, произошедшем в декабре 2010 г. и нецелесообразностью восстановления и реконструкции жилого помещения по адресу: г. Томск /________/ при освобождении служебных жилых помещений в первоочередном порядке будут заселяться граждане и члены их семей, лишившихся служебного жилья и не обеспеченные жильем на праве собственности и по договору социального найма. Однако жилое помещение семье Денисенко Н.Н. предоставлено не было.
Полагая что, их права на обеспечение жилым помещением нарушены, ссылаясь на ст. ст. 102, 103 ЖК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», № 189-ФЗ от 29.04.2004 г. "О введении в действие ЖК РФ", с учетом увеличения размера исковых требований просят обязать Российскую Федерацию в лице Территориального управления Росимущества в Томской области предоставить Денисенко Н.Н., Денисенко Д.В., Денисенко М.В. на территории г. Томска жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже нормы предоставления жилых помещений на условиях социального найма, а именно не менее 33 кв.м., а также выселить истцов из указанного жилого помещения.
Определением Кировского районного суда г.Томска 06 марта 2013 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».
Истцы Денисенко Н.Н., Денисенко М.В., Денисенко Д.В. надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, представили заявление о рассмотрении гражданского дело в их отсутствие, с участием представителя.
Представитель истцов исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика исковые требования не признала. Представили письменный отзыв на иск. Суду пояснила, что весь имеющийся федеральный жилой фонд либо уже заселен гражданами и предоставлен последним в собственность, либо является распределенным между федеральными учреждениями и федеральными предприятиями и жилые помещения в нем предоставлены таким учреждениями и предприятиями гражданам по договорам социального и специализированного найма ведомственного жилого фонда. У Территориального управления отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений нуждающимся гражданам, а также отсутствует и соответствующий жилищный фонд. В связи с чем, считает, что Территориальное Управление является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Считает, что данная обязанность должна быть возложена на работодателя МЧС России по Томской области.
Третье лицо ГУ МЧС России по Томской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление. В отзыве полагали, что требования истцов подлежат удовлетворению, поскольку они не имеют иного жилого помещения, а ГУ МЧС России по Томской области не имеет полномочий по учету и предоставлению жилья нуждающимся, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на собственника утраченного в результате пожара жилого помещения -Российскую Федерацию.
ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направили, представили письменные возражения на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении требований отказать. С данным исковым заявлением не согласны по следующим основаниям. В соответствии с Приказом МЧС России /________/ от 25.07.2011 при передаче учетных дел учетное дело Д. как нуждающегося в жилищных условиях не передавалось. В связи с введением в действие ЖК РФ уполномоченные территориальные органы вправе ставить сотрудников федеральной противопожарной службы ГПС МЧС России на учет нуждающихся в получении жилых помещений и нуждающихся в улучшении жилых помещений исключительно на условиях найма служебного жилого помещения. Более того, считают предоставление служебного жилого помещения на период прохождения службы не обязанностью, а правом работодателя.
Согласно заключению прокуратуры исковые требования истцов не подлежат удовлетворению, поскольку исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику, а выселение истцов невозможно в силу того, что они в жилом помещении не проживают. Истцы не лишены права встать в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с ч. ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание участников процесса.
Заслушав представителя истцов и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11).
Статьей 8 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека установлено праве каждого на уважение жилища.
Согласно ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.
Национальное жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ).
Конституционный смысл данных положений выявлен в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П, согласно которому цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16.12.1997 № 20-П, определение от 15.02.2005 № 17-0).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст.2, ч.1 ст.21 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, недопустимости произвольного лишения жилища.
В соответствии с п. 14 ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Судом установлено, что Д. 24.06.1980 был принят на должность инструктора по противопожарной профилактике отряда ППО 2 группы по охране ТЗРО, позднее переведенного на должность старшего пожарного СВПЧ - 5 ОПО УВД Томского облисполкома. Служба в ОВД была прекращена 06.11.1989г. Указанные обстоятельства подтверждаются архивной справкой Управления МВД РФ по Томской области от 11.12.2012 /________/Д-447, записями трудовой книжки, личными карточками денежного довольствия Д.
17.05.1982г. Д. на основании решения Кировского РИК от 07.05.1982г. было предоставлено жилое помещение по адресу г.Томск, /________/, кВ. /________/, что подтверждается представленным в материалы дела ордером /________/ от 17.05.1982.
Предоставленное жилое помещение является служебным, что подтверждается решением исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 21.03.1980 /________/.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Томской области от 19.12.2005 /________/ жилые помещения, расположенные по адресу г.Томск, /________/ переданы в оперативное управление вновь созданному ГУ МЧС России по Томской области.
Собственником жилых помещениий по адресу г.Томск, /________/ является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2011г.
Как следует из материалов дела, в связи со смертью Д., между ГУ МЧС РФ по Томской области и Денисенко Н.Н. заключен Договор найма служебного жилого помещения (с отдельными категориями лиц) /________/ от 31.08.2006г. Согласно условиям Договора Наймодатель предоставил Нанимателю и членам его семьи служебное жилое помещение по адресу г.Томск, /________/, кВ./________/.
Согласно справки о составе семьи от 05.12.2012г. Денисенко Н.Н. проживает и зарегистрирована по адресу г.Томск, /________/, кВ./________/, Денисенко М.В. зарегистрирована по адресу г.Томск, /________/, кВ./________/, Денисенко Д.В. зарегистрирован по адресу г.Томск, /________/, кВ. /________/. Факт регистрации по указанным адресам, кроме того, подтверждается отметками о регистрации в паспортах гражданина РФ.
Жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК Российской Федерации), предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ч. 1 ст. 94 ТК Российской Федерации), предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц с последующим заключением в письменной форме договора найма специализированного жилого помещения, договор заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения, в нем определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением, указываются члены семьи нанимателя жилого помещения (ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 99, ч. 2 - 3, 6 - 7 ст. 100 ЖК Российской Федерации), указанный договор прекращается по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 102 ЖК Российской Федерации), согласно ч. 2 ст. 105 ЖК Российской Федерации прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии
В ночь с 23 на 24 декабря 2010г. в служебном общежитии по адресу г. Томск, /________/ произошел пожар.
Заключением межведомственной комиссии, созданной приказом ГУ МЧС России по Томской области, служебные помещения по адресу г. Томск, /________/ признаны аварийными и подлежащими сносу.
В силу части 1 статьи 102 Жилищного кодекса РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
О том, что договор найма служебного жилого помещения прекращен в связи с гибелью объекта (жилого помещения) стороной истца не оспаривалось.
В соответствие с п. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 чт. 103 ЖК РФ.
Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" также разъяснено, что по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, ст. 13 Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Разъяснения по применению ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" даны в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", где, в частности, разъяснено следующее: ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
Согласно ст. 108 ЖК РСФСР и п. 3 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ члены семьи умершего работника, которому предоставлено служебное жилое помещение (общежитие), не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу указанной нормы юридическое значение имеет не только тот факт, что выселение граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Необходимо также, чтобы эти граждане состояли или имели право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно записям трудовой книжки Д. прекратил службу в УВД с 06.11.1989г., из чего следует, что довод истцов о невозможности их выселения без предоставления иного жилого помещения, не имеет под собой оснований, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не регулирует правоотношения по данному спору, поскольку данная норма определяет перечень категорий граждан, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. В данном случае истцами заявлены требования к ответчику о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, которые данной нормой не регулируются.
С доводом истцов о том, что поскольку жилые помещения принадлежали на праве собственности Российской Федерации, следовательно, РФ и должна предоставить им иное жилое помещение взамен признанного аварийным, суд не может согласиться.
Частью 4 ст. 103 ЖК РФ установлено, что выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.
В соответствии с приказом МЧС России от 25.07.2011г. №398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» - с 1 октября 2011 г. на ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий» возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011г. №1536-р создано Федеральное казённое учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» - путем изменения типа существовавшего ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС России.
Таким образом, уполномоченным органом МЧС России на ведение жилищного учета, признание в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, обеспечение жилыми помещениями является ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».
Кроме того, Полномочия Территориального управления четко определены в Положении о Территориальном управлении Росимущества в Томской области, утвержденном Приказом Росимущества от 05.03.2009 №63. В соответствии с Положением Территориальное управление не входит строительство и приобретение жилых помещений в собственность Российской Федерации, в том числе жилых помещений с целью предоставления его нуждающимся гражданам.
Исходя из государственной политики разграничения полномочий между государственными и муниципальными органами власти и в соответствии со ст. 154 ФЗ №122-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты….» и ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» весь имеющийся в собственности Российской Федерации жилищный фонд, за исключением специализированного жилищного фонда (общежитий), необходимого для нужд федеральных учреждений, подлежит передаче в муниципальную собственность.
Из указанных положений нормативных правовых актов суд приходит в выводу о том, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
Суд учитывает, что в соответствии с нормами жилищного законодательства при признании жилого помещения аварийным истцы не лишены возможности обратиться в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по основанию предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации на условиях социального найма в связи с чем истцы не лишены возможности обращения в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жильем, в том числе для временного проживания, в установленном законом порядке
Исходя из смысла действующего жилищного законодательства, требование о выселении может быть заявлено собственником помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления). В связи с чем, требование о выселении заявлено ненадлежащими лицами. Более того, в судебном заседании установлено, что в настоящее время в жилых помещениях, расположенных по адресу г.Томск, /________/ истцы не проживают.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Денисенко Н.Н., Денисенко М.В., Денисенко Д.В. к Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Томской области об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма, выселении отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна:
Судья Е.С. Николаенко
Секретарь Татарникова Ю.А.