Дело № 2-3969/2019
64RS0045-01-2019-004888-25
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2019 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Бивол Е.А., при секретаре Гавриловой Т.С.,
с участием представителя истца Колодяжной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабаева Э.Х.о к Толстов Н.С., Патрикеев АС о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
установил:
Бабаев Э.Х.о. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 04 апреля 2019 года произошло дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) с участием автомобиля ВАЗ 21099 р/з № под управлением Толстова Н.С., принадлежащем Патрикееву А.С., и автомобиля Ауди Q3 р/з № под управлением истца. Виновным в совершении ДТП был признан водитель Толстов Н.С., что следует из определения инспектора ДПС полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Саратову от 04 апреля 2019 года. Гражданская ответственность как Толстова Н.С., так и Патрикеева А.С. по договору ОСАГО не была застрахована. В результате указанного ДТП имуществу Бабаева Э.Х.о. был причинен вред. Так, его автомобиль был поврежден в области заднего бампера, накладки, крышки багажника, правого заднего фонаря, накладки заднего правого крыла, задней панели. Для определения размера имущественного вреда, причиненного в результате ДТП, Бабаев Э.Х.о. обратился к ИП Усачеву Н.А., где был произведен ремонт автомобиля на сумму 77180 рублей. Посчитав свое право нарушенным, Бабаев Э.Х.о. просит взыскать в солидарном порядке с Толстова Н.С., Патрикеева А.С. расходы на восстановительный ремонт автомобиля в сумме 77180 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 30000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2515 рублей.
Истец Бабаев Э.Х.о. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием его представителя Колодяжной О.И.
Третье лицо Усачев Н.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины не явки не известны.
Суд, с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчики Толстов Н.С., Патрикеев А.С. в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин своей неявки суду не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, суд с согласия истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представитель истца Колодяжная О.И. дала объяснения, аналогичные описательной части решения, при этом, исковые требования своего доверителя поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела и, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
В силу п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.
Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 18 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае повреждения имущества потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.
Возмещение потерпевшему реального ущерба не может осуществляться путем взыскания денежных сумм, превышающих стоимость поврежденного имущества, стоимость работ по приведению этого имущества в состояние, существовавшее на момент причинения вреда.
Судом установлено, что 04 апреля 2019 года произошло ДТП с участием автомобиля ВАЗ 21099 р/з № под управлением Толстова Н.С., принадлежащем Патрикееву А.С., и автомобиля Ауди Q3 р/з № под управлением истца (л.д.6-7). Виновным в совершении ДТП был признан водитель Толстов Н.С., что следует из определения инспектора ДПС полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Саратову от 04 апреля 2019 года (л.д. 10). Гражданская ответственность как Толстова Н.С., так и Патрикеева А.С. по договору ОСАГО не была застрахована (л.д.8-9). В результате указанного ДТП имуществу Бабаева Э.Х.о. был причинен вред. Так, его автомобиль был поврежден в области заднего бампера, накладки, крышки багажника, правого заднего фонаря, накладки заднего правого крыла, задней панели. Для определения размера имущественного вреда, причиненного в результате ДТП, Бабаев Э.Х.о. обратился к ИП Усачеву Н.А., где был произведен ремонт автомобиля на сумму 77180 рублей (л.д.11-13).
Владельцем источника повышенной опасности, на которого законом возложена обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате использования источника повышенной опасности, является юридическое лицо или гражданин, эксплуатирующие источник повышенной опасности в момент причинения вреда в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления либо в силу иного законного основания.
Допуск к управлению транспортным средством иного лица сам по себе не свидетельствует о том, что такое лицо становится законным владельцем источника повышенной опасности.
Вопрос о том, кто является законным владельцем источника повышенной опасности в момент причинения вреда, должен разрешаться судом на основании представленных суду доказательств, виды которых перечислены в ст. 55 ГПК РФ.
В силу абз. 4 ст. 1 Федерального закона "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ владельцем транспортного средства признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжения соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.).
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.
Таким образом, передача собственником транспортного средства (источника повышенной опасности) другому лицу во владение должна основываться на сделке, влекущей соответствующие правовые последствия, а именно переход владения и соответственно обязанностей по возмещению вреда.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 1156, вступившим в действий с 24 ноября 2012 года, из п. 2.1.1 ПДД РФ исключен абзац 4, обязывающий водителей иметь документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца.
Абзац 6 п. 2.1.1 ПДД РФ указанного постановления, обязывающий водителей иметь при себе страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, сохраняет свое действие.
Законодатель предусмотрел возможность отнесения гражданско-правовой ответственности по возмещению вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, на законного владельца источника повышенной опасности.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, доказательств обратного суду не представлено.
Управление Толстовым Н.С. автомобилем в момент ДТП в отсутствие собственника и без включения его в качестве лица, допущенного к управлению этим автомобилем, в страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, поскольку договор ОСАГО в момент ДТП заключен не был, противоречило вышеуказанным нормам.
При таком положении, если автомобиль не передан во владение лица на основании соответствующей сделки, ответственность за вред, причиненный в результате использования транспортного средства, должна быть возложена только на владельца (собственника).
Из этого следует, что в данном случае виновник ДТП не имел прав собственности на автомобиль, и прежде чем, передавать управление автомобилем (источником повышенной опасности) владелец должен был позаботиться о законности такого управления (убедиться в наличии действительных водительских прав, пройти технический осмотр ТС, сделать страховку). Если владелец (собственник) этого не сделал, он незаконно передал управление третьему лицу и ответственность на самом собственнике.
Для освобождения собственника транспортного средства от обязанности по возмещению причиненного данным транспортным средством ущерба, необходимо доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, а также что транспортное средство выбыло из обладания собственника транспортного средства в результате противоправных действий других лиц или находилось во владении иного лица на законных основаниях.
ПосколькуТолстов Н.С.управлял автомобилем в отсутствие надлежащим образом оформленной доверенности и страхового полиса, его нельзя признать законным владельцем транспортного средства, который несет ответственность за вред причиненный источником повышенной опасности перед лицом, которому причинен вред при использовании автомобиля.
В данном случае обязанность по возмещению вреда, причиненногоБабаеву Э.Х.о.должна быть возложена на законного владельца транспортного средства - собственника автомобиляПатрикеева А.С.
В соответствии с положениями ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В силу ч. 1 ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о совместном причинении ответчиками вреда, а иные основания возникновения солидарных обязательств в рассматриваемом случае отсутствуют, поэтому не имеется оснований для солидарной ответственности ответчиков.
При таких обстоятельствах, поскольку Патрикеев А.С. при наступлении дорожно-транспортного происшествия не исполнил свою обязанность по возмещению ущерба в соответствие с приведенными правовыми нормами, требование истца о выплате денежных средств подлежит удовлетворению в сумме 77180 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся: расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы.
С ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы по оказанию юридических услуг по правилам ст. 100 ГПК РФ в разумных пределах. Истцом в доказательство понесённых расходов по оплате услуг представителя предъявлен Договор на оказание юридических услуг с распиской об оплате 30000 рублей.
Исходя из объема выполненной представителям работы, с учетом конкретных обстоятельств рассмотрения дела, категории дела и объема защищаемого права, отсутствием возражений со стороны ответчика, с учетом количества судебных заседаний, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд считает, что требования истца о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя подлежат удовлетворению на сумму 10000 рублей.
В силу изложенных выше норм права, с ответчика в пользу истца также надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2515 рублей 40 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Бабаева Э.Х.о. к Толстов Н.С., Патрикеев АС о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия удовлетворить частично.
Взыскать с Патрикеев АС в пользу Бабаева Э.Х.о. сумму, причиненного ущерба, в размере 77180 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2515 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, а всего 89695 (восемьдесят девять тысяч шестьсот девяносто пять) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья