Дело №2-1677 копия
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Спицыной О.Н.
При секретаре: Гвоздевой А.В.
С участием истца ФИО4 в лице законного представителя ФИО1;
ФИО3 ФИО5;
представителя ФИО3 ФИО5 – ФИО10, действующей по нотариальной доверенности;
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово
26 апреля 2016 года
гражданское дело по иску ФИО4 в лице законного представителя ФИО1 к ФИО3 городского округа, ФИО5 об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 в лице законного представителя ФИО1 обратилась в суд исковым заявлением к Администрации Беловского городского округа, ФИО5 об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования.
Просит установить факт принятия наследства ФИО4 открывшегося после смерти мужа ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО4 право собственности на 1/4 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес> в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные исковые требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2, приходящийся мужем ФИО4.
При жизни ФИО2 по договору на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ в собственность ФИО2 и ФИО8 была передана администрацией МО Беловского городского округа квартира, расположенная по адресу <адрес> в равных долях по 1/2 доли в праве.
Право собственности ФИО4 на 1/2 долю в праве общей долее собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес> зарегистрировано в УФС государственной регистрации кадастра и картографии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством государственной регистрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности ФИО2 на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес> зарегистрировано в УФС государственной регистрации кадастра и картографии Кемеровской области не было в виду смерти последнего последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, государственной регистрации права собственности.
Несмотря на отсутствие государственной регистрации права собственности на долю в квартире у ФИО2 возникло право собственности на 1/2 долю квартире, расположенной в г <адрес> поскольку с ним был заключен договор приватизации доли в квартире и в регистрации права собственности на долю в квартире ему не могло быть отказано.
Государственная регистрация права собственности ФИО2 на долю квартире не была осуществлена по независящим от него причинам, так как в связи со смертью он был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на государственную регистрацию права собственности на долю в квартире.
На момент смерти ФИО2 и ФИО4 проживали совместно в квартире по адресу <адрес>, после смерти ФИО2 пользование и владение квартирой полностью осуществляется ФИО4.
Таким образом, в силу приведённых норм закона, фактическое принятие наследства после смерти мужа, свидетельствует о принятии ФИО4 наследства в виде 1/2 доли квартиры в праве, принадлежащей ФИО2
После смерти ФИО2 в силу п. 1 ст. 1042 ГК РФ наследниками по закону первой очереди являются ФИО4 - супруга умершего и ФИО5 - мать умершего в равных долях, т.е. по 1/4 доли в праве собственности на 1/2 долю квартиры, принадлежащей умершему ФИО2
Нотариусом г. Белово ФИО12 отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти ФИО2 и рекомендовано обратиться в суд, поскольку согласно данным УФС государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области право собственности наследодателя на вышеуказанную долю квартиры не наступило.
Решением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. за ФИО5 матерью умершего ФИО2, признано право собственности на 1/4 долю в праве собственности на квартиру по адресу <адрес> порядке наследования после ФИО2.
В соответствии с ч.5 ст. 37 ГПК РФ права, свободы и законные граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители – опекуны. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах граждан, признанных недееспособными.
Истец ФИО4 решением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> (л.д.9).
Истец ФИО4 в лице законного представителя – опекуна ФИО1, действующая на основании постановления №-п от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10), требования поддержала. Дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. На удовлетворении требований настаивает.
Ответчик Администрация Беловского городского округа, извещенные надлежащим образом, в суд не явились. В лице представителя ФИО9, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком по 31.12.2016г. л.д.27) ходатайствовали на рассмотрении дела без участия представителя, в пределах заявленных требований, по представленным в материалы дела доказательствам (л.д.26).
Ответчик ФИО5 и ее представитель ФИО10, действующая по нотариальной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком на три года л.д.28) против удовлетворения требований истца не возражали.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Беловский отдел в судебное заседание не явились. В лице представителя по доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком до 31.12.2016г. л.д.35) ФИО11, ходатайствовали на рассмотрении дела без участия представителя. Решение по иску оставляют на усмотрение суда (л.д.34).
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу ст. 2, 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 указанного Закона).
Передача жилых помещений в собственность граждан, как это предусмотрено положениями ст. 6 настоящего Закона, осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 11 указанного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Согласно ст.ст.17 и 18 Федерального закона от 21 июля 1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 Постановления «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993г., в последующих редакциях, разъяснил, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Согласно п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п.2 ч.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Как установлено в судебном заседании и следует из договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образование Беловского городского округа «Город Белово» передала в собственность в равных долях квартиру, состоящую из однйо комнаты, общей площадью № кв.м., в том числе жилой площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, ФИО2 и ФИО4, в лице представителя ФИО1, действующей на основании Постановления Администрации Беловского городского округа «<данные изъяты>». Договор был поставлен на учет в БТИ г. Белово ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.6).
Исходя из данных технического паспорта составленного ГП КО «ЦТИ КО» филиал №2 БТИ г.Белово по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.37-39) и кадастрового паспорта (л.д.40) общая площадь помещения – квартиры, имеющей кадастровый №, составляет № кв.м., в том числе жилая площадь составляет № кв.м..
Судом установлено, что право собственности ФИО4 на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> зарегистрировано в УФС государственной регистрации кадастра и картографии по КО ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Основанием возникновения права является договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7).
В соответствии со ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью.
Действующим законодательством не предусмотрено признание права собственности на недвижимое имущество за гражданином, который умер.
Согласно свидетельству о смерти серии III-ЛО №, выданному ОЗАГС г.Белово Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ наступила смерть ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (л.д.4).
Право собственности за ФИО2 не было зарегистрировано в связи с его смертью.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ до государственной регистрации права собственности на долю в спорной квартире, по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на государственную регистрацию права собственности на долю в квартире, в которой ему не могло быть отказано, с ним был заключен договора приватизации доли в квартире. В связи с чем, суд считает, что у ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, возникло право собственности на 1/2 долю в квартире, расположенной в <адрес>. Доказательств иного, суду представлено не было.
Из свидетельства о заключении брака следует, что супруги ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п.1 ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Статья 1142 ГК РФ предусматривают, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу требований п.2 ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не находилось и где бы оно не находилось.
Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, 1/2 доля принадлежащая ФИО2 в квартире по адресу: г. <адрес> подлежит переходу по наследству к наследникам первой очереди: супруге – ФИО4 и матери умершего – ФИО5 в равных долях, то есть по 1/4 доли.
В силу п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершал действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Сложившаяся практика трактует совместную регистрацию наследника с наследодателем как фактическое принятие наследства.
Согласно справке ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. умерший ФИО2 на день смерти проживал по адресу: <адрес>. Вместе с ним проживала и имела регистрацию жена ФИО4 (л.д.8).
Исходя из сообщений нотариуса Беловского нотариального округа ФИО12 № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14) и № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.36) следует, что наследниками после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, являются мать -ФИО5 и супруга – ФИО4 в лице законного представителя ФИО1, которые приняли наследство, оставшееся после смерти ФИО2 в виде не дополученных денежных средств по 1/2 доли в праве. Выдать свидетельство о праве на наследство на долю квартиры по адресу: <адрес>, не представляется возможным ввиду отсутствия зарегистрированного право собственности наследодателя.
Согласно решению Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-44) за ФИО5 признано право собственности на 1/4 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
На основании положений ст.2, ст.17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что государственная регистрация не подменяет собой договор, в силу которого у сторон возникают соответствующие гражданские права, не затрагивает самого содержания этого права; она призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающего документа.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 59 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
С учетом того, что правоспособность граждан в силу п.2 ст. 17 ГК РФ прекращается смертью, недвижимое имущество, согласно п.2,4 ст. 1152 ГК РФ должно перейти в собственность его наследников, принявших наследство.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований о признании права собственности в порядке наследования.
Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности является основанием для регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст.ст.17 и 18 Федерального закона от 21 июля 1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 в лице законного представителя ФИО1 удовлетворить.
Установить факт принятия ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения наследства после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО4, право собственности на 1/4 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 28 апреля 2016 года.
Судья: (подпись) О.Н. Спицына