Дело № 2а-531/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Южа Ивановская область 09 ноября 2016 года
Южский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Беляевой О.Н.,
с участием прокурора Южского района Ивановской области Габалиня Я.Э.,
руководителя Управления ЖКХ Администрации Южского муниципального района Белова С.Ю., представителя Управления ЖКХ Администрации Южского муниципального района по доверенности Поповой Т.И.,
при секретаре Почининой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Южского района Ивановской области к Управлению ЖКХ Администрации Южского муниципального района о признании бездействия незаконными и обязании совершения определенных действий,
установил:
Прокурор Южского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Управления ЖКХ администрации Южского муниципального района Ивановской области по непринятию мер к надлежащей организации дорожного движения, обеспечивающих безопасные условия эксплуатации автомобильной дороги по ул. Мира г. Южа, улицам 1-я Рабочая, 2-я Рабочая, 3-я Рабочая, 4-я Рабочая, 5-я Рабочая, 6-я Рабочая, 7-я Рабочая, 8-я Рабочая, 9-я Рабочая, 10-я Рабочая г. Южа и обязании Управления ЖКХ администрации Южского муниципального района Ивановской области за счет средств бюджета Южского городского поселения в срок не позднее 2 квартала 2017 года разработать дополнения к организации дорожного движения по ул. Мира г. Южа, улицам 1-я Рабочая, 2-я Рабочая, 3-я Рабочая, 4-я Рабочая, 5-я Рабочая, 6-я Рабочая, 7-я Рабочая, 8-я Рабочая, 9-я Рабочая, 10-я Рабочая г. Южа.
В обосновании иска указал, что согласно Закона Ивановской области от 19.07.2007 года № 135-ОЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Южским муниципальным районом и поселениями, находящимися на его территории» Южскому городскому поселению переданы в собственность дороги общего пользования, в том числе: ул. Мира г. Южа, улицам 1-я Рабочая, 2-я Рабочая, 3-я Рабочая, 4-я Рабочая, 5-я Рабочая, 6-я Рабочая, 7-я Рабочая, 8-я Рабочая, 9-я Рабочая, 10-я Рабочая г. Южа Из реестра муниципального имущества Южского городского поселения следует, что ул. Мира и все улицы Рабочие являются собственностью Южского городского поселения. Согласно ответу ГИБДД МО МВД РФ «Южский» в проект организации дорожного движения ул. Мира и все Рабочие улицы г. Южа не включены. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично- дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Правилами организации дорожного движения предусматривается организация наружного уличного освещения.
Согласно пунктам 6, 11 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения. Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. С 01 января 2016 года полномочия местного значения осуществляет Управление ЖКХ администрации Южского муниципального района в виду ликвидации администрации Южского городского поселения, как органа власти, в том числе полномочия в области дорожной деятельности в границах.
Отсутствие полного проекта организации дорожного движения влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц. В связи с изложенным Прокурор Южского муниципального района обратился в суд с заявлением в порядке ст.39 КАС РФ об обязании Управления ЖКХ Администрации Южского муниципального района не позднее 2 квартала выполнить определенные действия: разработать дополнения к проекту организации дорожного движения на ул. Мира г. Южа, улицам 1-я Рабочая, 2-я Рабочая, 3-я Рабочая, 4-я Рабочая, 5-я Рабочая, 6-я Рабочая, 7-я Рабочая, 8-я Рабочая, 9-я Рабочая, 10-я Рабочая г. Южа.
В судебном заседании помощник прокурора Южского района – Габалиня Я.Э. с учетом уточнения административных исковых требований просила признать незаконным бездействия Управления ЖКХ администрации Южского муниципального района Ивановской области по непринятию мер к надлежащей организации дорожного движения, обеспечивающих безопасные условия эксплуатации автомобильной дороги по ул. Мира г. Южа, улицам 1-я Рабочая, 2-я Рабочая, 3-я Рабочая, 4-я Рабочая, 5-я Рабочая, 6-я Рабочая, 7-я Рабочая, 8-я Рабочая, 9-я Рабочая, 10-я Рабочая г. Южа и обязать Управление ЖКХ администрации Южского муниципального района Ивановской области за счет средств бюджета Южского городского поселения в срок до 01 сентября 2017 года разработать дополнения к организации дорожного движения по ул. Мира г. Южа, улицам 1-я Рабочая, 2-я Рабочая, 3-я Рабочая, 4-я Рабочая, 5-я Рабочая, 6-я Рабочая, 7-я Рабочая, 8-я Рабочая, 9-я Рабочая, 10-я Рабочая г. Южа.
Представители Управления ЖКХ Администрации Южского муниципального района Белов С.Ю. и Попова Т.И. предъявленные прокурором требования признали в полном объеме, не согласны в части срока разработки дополнения к проекту организации дорожного движения по ул. Мира г. Южа. Указывают, что ими разработан график выполнения данных работ и разработка проекта дорожного движения по ул. Мира г. Южа запланирована на 2018 года. Относительно Рабочих улиц г. Южа согласны с указанным прокурором сроком.
Кроме этого начальник Управления ЖКХ администрации Южского муниципального района Белов С.Ю. суду пояснил, что сроки действия существующих схем дислокации дорожных знаков и схем горизонтальной дорожной разметки по указанным прокурором улицам, истекли. Необходимость разработки проекта организации дорожного движения не оспаривает.
Представитель заинтересованного лица, - МО МВД РФ « Южский» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 6, 11 ст.13 вышеуказанного закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт, содержание автомобильн6ых дорог местного значения.
Из Положения об Управлении жилищно- коммунального хозяйства Администрации Южского муниципального района, утвержденного решением Совета Южского муниципального района № 50 от 21.12.2015 года, следует, что Управление является функциональным органом Администрации Южского муниципального района осуществляющим в пределах компетенции решение вопросов в рамках полномочий исполнительно- распорядительного органа местного самоуправления Южского городского поселения, а именно: дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации Таким образом, в силу вышеназванных положений закона, Положению об Управлении ЖКХ Администрации Южского муниципального района именно данный ответчик должен осуществлять деятельность по реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования – Южское городское поселение в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения и нормами ГОСТов.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования включены разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.
Проект организации дорожного движения является документом, который на основе стандартов, технических норм и правил, характеристик дороги, включая пропускную способность, определяет места установки дорожных знаков и сооружений, вид разметки, видимость автобусных остановок, пешеходных дорожек, переходов в разных уровнях и другие параметры в целях обеспечения максимально безопасного для водителей и пешеходов режима использования дороги.
Проект организации дорожного движения разрабатывается и утверждается в установленном порядке на основании п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пп. 1 п.9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012г. №402, должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и направлен на решение задач в обеспечение безопасности участников движения; введение необходимых режимов в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами; своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты; обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д.
Письмом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 августа 2006 г. №13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 7 августа 2006 г. №1-29/5313 утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах. Постановлением Госстандарта от 11.10.1993 г. №221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Данный документ распространяется на автомобильные дороги Российской Федерации общего пользования.
В соответствии с п.1.4 Порядка заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять данными дорогами.
В силу п.2.1 Порядка целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
В ходе проверки по поступившему в прокуратуру Южского района обращению гр. Зимакова С.В. о ненадлежащем состоянии ул. Мира г. Южа установлено, что на территории муниципального образования – Южского городского поселения проект организации дорожного движения по ул. Мира г. Южа, улицам 1-я Рабочая, 2-я Рабочая, 3-я Рабочая, 4-я Рабочая, 5-я Рабочая, 6-я Рабочая, 7-я Рабочая, 8-я Рабочая, 9-я Рабочая, 10-я Рабочая г. Южа не разработан. Данное обстоятельство подтверждается ответом начальника ОГИБДД МО МВД « Южский» Д.В. Чернова на запрос прокурора Южского района и в целом не оспаривается представителями административного ответчика.
Согласно представленным суду Свидетельствам о государственной регистрации права: серии 37-СС № 377767 от 07.12.2013 года, 37-СС № 470703 от 16.07.2014 года, 37-СС № 377405 от 14.11.2013 года, 37-СС № 470692 от 16.07.2014г., 37-СС№ 470684 от 16.07.2014года,37-СС № 470691 от 16.07.2014 года, 37-СС № 470689 от 16.07.2014 года, 37-СС № 470697 от 16.07.2014года, 37-СС № 470700 от 16.07.2014 года, 37-СС № 470708 от 16.07.2014 года,37-СС № 470695 от 16.07.2014 года, собственником сооружений дорожного транспорта на ул. Мира г. Южа, улицам 1-я Рабочая, 2-я Рабочая, 3-я Рабочая, 4-я Рабочая, 5-я Рабочая, 6-я Рабочая, 7-я Рабочая, 8-я Рабочая, 9-я Рабочая, 10-я Рабочая г. Южа является Южское городское поселение Южского муниципального района.
Таким образом, в силу Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, утвержденного Первым заместителем начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России 02.08.2006 №13/6-3853 и заместителем руководителя Федерального дорожного агентства 07.08.2006 №01-29/5313 на Управление ЖКХ Администрации Южского муниципального района как на органе, отвечающего за организацию дорожного движения возложена соответствующая обязанность по разработке проекта организации дорожного движения.
При возложении законом на органы местного самоуправления поселения вопросов организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них (включающих в себя и изготовление Проекта организации дорожного движения) и отсутствии нормативного регулирования сроков и порядка разработки и утверждения Проекта организации дорожного движения, при совершении указанных действий целесообразно придерживаться рекомендаций, содержащихся в Письме Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 августа 2006 г. №13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 7 августа 2006 г. №1-29/5313.
Согласно части 2 совместного Письма Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от 02.08.2006 №13/6-3853 от № и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 №01-29/5313, разработка проектов организации дорожного движения осуществляется по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожных знаков и схем горизонтальной дорожной разметки.
В ходе судебного заседания представители административного ответчика не отрицали факт отсутствия утвержденной в настоящее время дислокации дорожных знаков по указанным в административном иске прокурора улицам г. Южа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения дела на территории Южского городского поселения по указанным в иске улицам отсутствует надлежащим образом утвержденная дислокация дорожных знаков, а имевшаяся утратила силу, в связи с чем приходит к выводу о наличии основания для разработки проекта организации дорожного движения на соответствующих улицах Южского городского поселения.
Разработка данного проекта суду видится необходимой, так как наличие только имеющихся знаков и горизонтальной дорожной разметки не обеспечивает безопасности дорожного движения, так как в случае повреждения либо естественного износа элементов дорожной разметки либо знаков их восстановление представляется затруднительным без нормативного закрепления их местонахождения.
Рекомендательный характер вышеуказанных разъяснений и отсутствие четко установленных нормативными правовыми актами сроков разработки Проекта организации дорожного движения не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законном обязанности в разумный срок, поскольку, приведенными нормативными актами на органы местного самоуправления возложена обязанность по разработке проекта организации дорожного движения.
Отсутствие соответствующего проекта организации дорожного движения по указанным в иске улицам влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Представителями ответчика административные исковые требования признаны в полном объеме. Обоснование иска подтверждено документально и соответствует имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении требований административного искового заявления в части срока исполнения обязанности по разработке дополнения проекта организации дорожного движения по указанным в иске прокурора улицам судом учитывается мнение представителя ответчика, а также меры, предпринятые ответчиком для исполнения возложенной законом обязанности и то обстоятельство, что о необходимости разработки данного проекта, административному ответчику было известно ранее, в связи с чем суд полагает уточненный в судебном заседании прокурором срок для выполнения мероприятий по разработке дополнения к проекту организации дорожного движения на территории Южского городского поселения по ул. Мира г. Южа, улицам 1-я Рабочая, 2-я Рабочая, 3-я Рабочая, 4-я Рабочая, 5-я Рабочая, 6-я Рабочая, 7-я Рабочая, 8-я Рабочая, 9-я Рабочая, 10-я Рабочая г. Южа достаточным и исполнимым.
В силу п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание, в том числе и на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. В связи с объемом работы, которую необходимо провести Управлению ЖКХ администрации Южского муниципального района для устранения выявленного нарушения, суд считает, что достаточным и разумным десятидневный срок для предоставления информации об исполнении решения суда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора Южского района Ивановской области к Управлению ЖКХ администрации Южского муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления ЖКХ администрации Южского муниципального района Ивановской области по непринятию мер к надлежащей организации дорожного движения, обеспечивающих безопасные условия эксплуатации автомобильной дороги по ул. Мира г. Южа, улицам 1-я Рабочая, 2-яРабочая, 3-я Рабочая, 4-я Рабочая, 5-я Рабочая, 6-я Рабочая, 7-я Рабочая, 8-я Рабочая, 9-я Рабочая, 10-я Рабочая г. Южа.
Обязать Управление ЖКХ администрации Южского муниципального района Ивановской области за счет средств бюджета Южского городского поселения в срок до 01 сентября 2017 года разработать дополнения к организации дорожного движения по ул. Мира г. Южа, улицам 1-я Рабочая, 2-я Рабочая, 3-я Рабочая, 4-я Рабочая, 5-я Рабочая, 6-я Рабочая, 7-я Рабочая, 8-я Рабочая, 9-я Рабочая, 10-я Рабочая г. Южа.
Обязать Управление ЖКХ администрации Южского муниципального района Ивановской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Южский районный суд и в прокуратуру Южского района Ивановской области не позднее 10 сентября 2017 года.
С мотивированным решением суда лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться в течение 5 дней со дня оглашения резолютивной части.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Южского районного суда подпись О.Н. Беляева
Решение суда в окончательной форме вынесено 09 ноября 2016 года.