РЕШЕНИЕ Дело №2-354/2019
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 1 марта 2019 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Баторовой Т.В., при секретаре Кадыровой Н.Н.. рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» к Кондратьевой Анне Ивановне о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения» (далее ЦСЗН) обратилось в суд с иском к Кондратьевой А.И. о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 265976,12 руб.
Иск мотивирован тем, что ответчику на основании ее заявления о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как малообеспеченным слоям населения была назначена субсидия с 1 марта 2005 года по 31 октября 2016 года. При обращении в ОСЗН по Прибайкалському району ответчиком был сокрыт факт получения пенсии по инвалидности 3 группы в период с 1 сентября 1999 года по 8 апреля 2014 года и пенсии при условии «Мать инвалида с детства» с 9 апреля 2014 года по настоящее время. В связи с чем, была излишне выплачена субсидия в сумме 265976,12 руб. за период с 1 марта 2005 год по 31 октября 2016 года. До настоящего времени сумма переплаты ответчиком не возвращена.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ревенская Н.Е. иск поддержала полностью. Показала, что субсидия дается на всю семью, учитываются доходы всех членов семьи. В случае предоставления ответчиком информации о своих доходах, то субсидия была бы начислена в ином размере или было бы отказано вообще. Однако ответчик о своих дохода в виде пенсии не сообщил, писала объяснительные, что ходов не имеет. О данном факте стало известно только 17 октября 2016 году, поскольку ранее база была только внутри района.
Ответчик Кондратьева А.И. иск не признала. Показала, что ей не объяснили, что надо указывать пенсию. Поскольку не работает, указывала, что доходов нет. Просила применить срок исковой давности, так как ЦСЗН мог раньше выявить данный факт.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Судом установлено, что Кондратьева А.И. 10 марта 2005 года впервые обратилась в ОСЗН по Прибайкальскому району с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (твердого топлива). С 1 марта 2005 года ей была назначена субсидия и на основании ее последующих заявлений предоставлялась до 31 октября 2016 года, что следует из заявлений Кондратьевой А.И. за период с 10 марта 2005 года по 24 марта 2016 года, расчетной ведомости и не оспаривалось ответчиком.
Согласно п. 2 Правил предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года №761 (далее Правила), субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с п. 20 Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
П. 34 Правил установлено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257), с учетом в том числе видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате.
В п. 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 указано, что учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.
Согласно сведений из федеральной базы пенсионеров от 17 октября 2016 года, ответа УПФР в Кабанском районе филиала ОПФР по РБ, Кондратьева А.И. является получателем пенсии по старости с 9 апреля 2014 года (при условии «Мать инвалида с детства»), пенсии по инвалидности 3 группы.
Таким образом, ответчик не имела право на получение субсидии в том размере, в котором она была ей назначена без учета ее дохода – пенсии.
П. 60 Правил установлено, что предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);
В связи с чем, комиссией ОСЗН по Прибайкальскому району принято решение №36 от 28 декабря 2016 года о взыскании с Кондратьевой А.И. излишне выплаченной суммы субсидии 264511,12 руб. 12 ноября 2018 года комиссией принято решение №15 об увеличении размера выявленной ранее переплаты, в связи с выявлением сведений о наличии пенсии в период с 1 сентября 1999 года, в размере 1464,40 руб. всего: 265976,12 руб.
Постановлением и.о. следователя СО ОМВД России по Прибайкальскому району Михайлова А.И. от 12 декабря 2018 года уголовное дело в отношении Кондратьевой А.И. по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ прекращено по п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Разрешая ходатайство ответчика об истечении срока исковой давности суд пришел к следующему.
В силу ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности составляет 3 года и исчисляется по правилам ст. 200 данного Кодекса.
Истцом заявлены требования о переплате субсидии за период с 1 марта 2005 года по 31 октября 2016 года. В суд с настоящим иском истец обратился 24 декабря 2018 года.
В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского Кодекса РФ об исковой давности» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условие об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Таким образом, с учетом подачи настоящего искового заявления 24 декабря 2018 года срок исковой давности за период с 1 марта 2005 года по 23 декабря 2015 года истцом пропущен. С ответчика подлежит взысканию переплата в пределах срока исковой давности с декабря 2015 года по октябрь 2016 года. Согласно расчетной ведомости за период с декабря 2015 года по октябрь 2016 года выплачена субсидия 28122,90 руб., которая на основании ст. 1064 ГК РФ подлежит взысканию с ответчика.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет МО «Кабанский район» в общей сумме 1043,68 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 28122,90 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░ ░░░░░░░ 1043,68 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░