Петрозаводский городской суд Дело № 10RS0011-01-2021-010148-39 (№ 5-5345/2021)
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 августа 2021 года г. Петрозаводск
(Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2021 года)
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна, при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» (далее – ГБУЗ «БСМП», Учреждение), <данные изъяты>,
установил:
В период с 01 февраля 2021 года по 24 февраля 2021 года на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия № от 25 января 2021 года в отношении ГБУЗ «БСМП», расположенного по адресу: <адрес>, проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам проверочных мероприятий выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
1.В нарушение п.4.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1.3597-20) 07 декабря 2020 года около 12 час. 30 мин. у пациентки ВВВ, находящейся на стационарном лечении в 9-й палате травматологического отделения ГБУЗ «БСМП» по адресу: <адрес>, несвоевременно была выявлена коронавирусная инфекция (COVID-19), не была обеспечена своевременная изоляция пациентки. Согласно представленной медицинской карте стационарного больного № в день поступления в стационар 04 декабря 2020 года у пациентки ВВВ отобран материал для ПЦР исследования на РНК коронавируса и направлен на исследование в лабораторию ГБУЗ «Республиканская инфекционная больница», положительный результат исследования на направлении датирован 05 декабря 2020 года, РНК вируса COVID-19 обнаружена. Результат исследования был размещен ГБУЗ «Республиканская инфекционная больница» в Региональной информационно-аналитической медицинской системе «ПроМед» 07 декабря 2020 года в 12 час. 21 мин., согласно скриншоту РИАМС «ПроМед» результат опубликован 07.12.2020 в 12 час. 30 мин. Результат исследования РНК вируса COVID-19 в медицинской карте стационарного больного ВВВ лечащим врачом внесен только 08 декабря 2020 года в 10 час. 00 мин., 08.12.2020 ВВВ была изолирована в отдельную палату ГБУЗ «БСМП» (обсервацию);
2.В нарушение п.5.7 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 в период с 06 декабря 2020 года по 23 декабря 2020 года в медицинской карте стационарного больного ААА, <данные изъяты> года рождения, госпитализированной 06.12.2020 в палату №9 травматологического отделения ГБУЗ «БСМП» по адресу: <адрес>, имевшей в период с 06.12.2020 по 08.12.2020 контакт с пациенткой ВВВ, больной коронавирусной инфекцией, сведения о том, что она являлась контактной с больной коронавирусной инфекцией отсутствуют, лабораторное исследование, экстренная профилактика новой коронавирусной инфекции ААА не проведены, вместе с тем, ААА имела сопутствующую хроническую сердечно-сосудистую патологию, сахарный диабет 2 типа, в соответствии с п.4.5 СП 3.1.3597-20 относилась к группе риска заболевания COVID-19.
В судебное заседание законный представитель ГБУЗ «БСМП» не явился, извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом.
Защитник ГБУЗ «БСМП» Кашкарева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании вину во вменяемом правонарушении не признала, полагала, что дата вменяемого правонарушения не установлена, при назначении наказания просила учесть имущественное и финансовое положение юридического лица, которое является бюджетным учреждением, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ. В ранее состоявшемся судебном заседании защитник Бутенко Т.А. оспаривала вину Учреждения по тем основаниям, что лечащий врач ВВВ при ознакомлении с положительным результатом анализа на коронавирусную инфекцию 08.12.2020 в тот же день изолировал ВВВ в отдельную палату, ААА была выписана из стационара на 15 день после контакта с больной ВВВ, признаков ОРВИ и иных клинических проявлений COVID-19 у ААА не было, в связи с чем анализ на COVID-19 у нее не отбирался.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Васильева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала доказанным вменяемое правонарушение, просила назначить наказание в виде штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Потерпевшая Уханова И.М. в судебное заседание не явилась, извещена о времени, дате и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (п.16 Перечня заболеваний).
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года №127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30 марта 2020 года №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и на основании статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 декабря 2005 года №938-ЗРК «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия» с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В силу п.4.2 СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
В соответствии с п.4.5 СП 3.1.3597-20 к группам риска заболевания COVID-19 относятся люди в возрасте 65 лет и старше; больные хроническими заболеваниями; работники медицинских организаций.
Согласно п.5.7 СП 3.1.3597-20 при выявлении лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 и лиц с подозрением на заболевание в непрофильных медицинских организациях проводятся: перевод больного COVID-19 в специализированную медицинскую организацию; установление лиц, контактировавших с больными COVID-19, среди работников медицинских организаций и больных, их изоляция в домашних условиях или госпитализация в том числе по эпидемиологическим показаниям, лабораторное обследование на COVID-19 и установление медицинского наблюдения на срок 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным, назначение средств экстренной профилактики (профилактического лечения); закрытие отделения на «прием», максимальная выписка пациентов из отделения, заключительная дезинфекция; в зависимости от эпидемиологических рисков закрытие стационара на «прием» с обсервацией больных и работников медицинских организаций.
Событие административного правонарушения и виновность ГБУЗ «БСМП» в его совершении подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 30 марта 2021 года; жалобой Ухановой И.М., мотивированным представлением должностного лица о назначении внеплановой проверки от 21.01.2021, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 25.01.2021, решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 26.01.2021, сведениями ГБУЗ «БСМП», копией медицинской карты стационарного больного ВВВ, направлением на анализ ВВВ в ГБУЗ «РИБ» от 04.12.2020, копией медицинской карты стационарного больного ААА; выписным эпикризом ААА, выписным эпикризом ВВВ, скриншотом из Региональной информационно-аналитической медицинской системы «ПроМед»; актом проверки от 24.02.2021, письмом ГБУЗ «РИБ» от 23.08.2021, другими материалами дела.
Перечисленные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ГБУЗ «БСМП» в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ГБУЗ «БСМП» имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но юридическом лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.
Оценив позицию стороны защиты, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ГБУЗ «БСМП» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Доводы защитника об отсутствии вины Учреждения во вменяемом правонарушении не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку в силу требований вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил при выявлении у ВВВ коронавирусной инфекции 07.12.2020, ГБУЗ «БСМП» было обязано незамедлительно ее изолировать, между тем, ВВВ была изолирована в отдельную палату (обсервацию) только 08.12.2020, при этом, в период прохождения стационарного лечения ААА с 06 декабря 2020 года по 23 декабря 2020 года в ее медицинской карте отсутствуют сведения о том, что она являлась контактной с больной коронавирусной инфекцией с 06.12.2020 по 08.12.2020, лабораторное исследование на COVID-19, экстренная профилактика новой коронавирусной инфекции ААА не проведены, вместе с тем, последняя имела сопутствующую хроническую сердечно-сосудистую патологию, сахарный диабет 2 типа, в соответствии с п.4.5 СП 3.1.3597-20 относилась к группе риска заболевания COVID-19, таким образом, Учреждением своевременно не принято необходимых мер по выявлению больной коронавирусной инфекцией, ее своевременной изоляции; а также проведению лабораторного исследования на COVID-19, экстренной профилактики новой коронавирусной инфекции в отношении контактировавшего с ней лица.
Вопреки доводам защитника дата правонарушения установлена, по первому эпизоду датой правонарушения является дата размещения результата исследования РНК вируса COVID-19 ВВВ ГБУЗ «Республиканская инфекционная больница» в Региональной информационно-аналитической медицинской системе «ПроМед» - согласно скриншоту РИАМС «ПроМед» результат опубликован 07.12.2020 в 12 час. 30 мин. По второму эпизоду - период нахождения на стационарном лечении ААА с 06 декабря 2020 года по 23 декабря 2020 года.
Обстоятельств, установленных статьей 2.7 КоАП РФ, исключающих административную ответственность, по делу не установлено. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется ввиду наличия угрозы жизни и здоровью граждан.
В силу ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер и последствия совершенного правонарушения, его обстоятельства, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств не усматривает, принимает во внимание имущественное и финансовое положение юридического лица, которое является некоммерческой организацией, осуществляет обслуживание населения, и приходит к выводу о том, что в отношении ГБУЗ «БСМП» следует применить административное наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, определенного санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, поскольку наложение административного штрафа в установленных ею пределах не отвечает целям и индивидуализации административной ответственности, и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав привлекаемого к административной ответственности лица.
Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л :
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет 40102810945370000073 в Отделении – НБ Республика Карелия г. Петрозаводск. Получатель – Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, БИК 018602104, каз. счет 03100643000000010600, ОКТМО 86701000. Код бюджетной классификации (КБК) 14111601061010003140, УИН 14104100002300042015.
Копию платежного поручения об уплате штрафа предоставить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Сааринен