Решение по делу № 2-281/2015 (2-7451/2014;) ~ М-7602/2014 от 08.12.2014

Дело № 2-281/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2015 года                          город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Смородиновой Н.С.,

при секретаре Романцовой А.В.,

с участием истца Храпковой О.В.,

представителя ответчика Черных Е.С.,

представителя третьего лица Щибор Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храпковой О.В. к министерству социального развития Саратовской области, третье лицо Управление Пенсионного фонда России в Волжском районе города Саратова, о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», понуждении к присвоению звания «Ветеран труда»,

установил:

Храпкова О.В. обратилась в суд с иском к министерству социального развития Саратовской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», понуждении к присвоению звания «Ветеран труда», указав в обоснование заявленных требований, что она обратилась в министерство социального развития Саратовской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», в подтверждении своего права представив благодарность Председателя Правления пенсионного фонда Российской Федерации за усердие, проявленное при исполнении служебных обязанностей, оформленную распоряжением Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом министра социального развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, присвоение звания «Ветеран труда» на основании награды, выданной по решению руководства Пенсионного фонда Российской Федерации, не представляется возможным. Считает отказ в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным, поскольку Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ не устанавливает ограничений в части отнесения знаков отличий исключительно к знакам отличия выданным органами исполнительной власти. Кроме того, полагает, что в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 27 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, фонд обязательного медицинского страхования», как и любой орган исполнительной власти, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации наделены властными полномочиями, то есть определенной возможностью воздействовать на поведение людей с помощью принуждения. Пенсионный фонд Российской Федерации – центральный орган государственного управления, созданный для осуществления социальных задач, стоящих перед государством и полностью соответствует понятию ведомство. Благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации является ведомственной наградой за достижения в труде в системе Пенсионного фонда Российской Федерации – органа наделенного публично-властными полномочиями, относящимися к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов, и, следовательно, может служить достаточным основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец просит признать незаконным приказ министра социального развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать министерство социального развития Саратовской области присвоить ей звание «Ветеран труда».

Истец Храпкова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить как подтвержденные представленными доказательствами.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, Черных Е.С. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, указывая при этом на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» категории ветеранов, в том числе ветераны труда, устанавливаются с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда. Согласно п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением, выполняет отдельные банковские операции. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В силу п. 2, 10.10-10.14 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 610, Пенсионный фонд Российской Федерации, являясь федеральным государственным учреждением, подведомственен Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. В связи с чем, для работников Пенсионного фонда ведомственными знаками отличия в труде являются награды, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 августа 2012 года № 151н, нагрудные знаки «Милосердие» и «Отличник социально-трудовой сферы», почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, награждение которыми производится в соответствии с приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изданными с учетом ходатайств, в том числе, руководителя Пенсионного фонда Российской Федерации. Ссылаясь на вышеизложенное, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица, действующая на основании доверенности, Щибор Л.В. в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствие со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту – Федеральный закон «О ветеранах»), с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 названной статьи).

Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда.

Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».

При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.

Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

Условия присвоения звания «Ветеран труда», аналогичные вышеизложенным, содержатся и в положениях ст. 2 Закона Саратовской области № 67-ЗСО от 26 июня 2006 года «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области».

Положениями ст. 2 вышеуказанного закона установлено, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют документы, подтверждающие:

1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;

2) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Храпкова О.В. была принята в Управление ПФР в <адрес>, где работает по настоящее время (л.д. 11-15).

На основании распоряжения Правления ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ председателем Правления ПФР Храпкова О.В. объявлена благодарность за усердие, проявленное при исполнении служебных обязанностей (л.д. 17).

ДД.ММ.ГГГГ Храпкова О.В. обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» (л.д. 16).

Однако сообщением министерства социального развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ Храпкова О.В. была извещена о том, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» (л.д. 10).

Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденному постановлением Верховного суда Российской Федерации № 2122-1 от 27 декабря 1991 года с последующими изменениями, Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации в п. 3 Постановления от 25 июня 2001 года № 9-П сформулировал правовую позицию, согласно которой ПФР наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу ст.ст. 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты «в», «ж»), 72 (пункт «ж» части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты «в», «г», «е» части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2001 года № 318 введена специальная государственная регистрация актов ПФР Министерством юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно нормам ст.ст. 5, 6 и 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании названного Федерального закона; Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим; средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью; бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно федеральными законами; Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, подготавливает обоснование тарифов страховых взносов, назначает (пересчитывает) и выплачивает трудовые пенсии, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений и другие социальные пособия, составляет проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивает его исполнение, осуществляет учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, ведет государственный банк данных по всем категориям страхователей, развивает международные связи в области пенсионного страхования в Российской Федерации и др.

В соответствии с Постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года № 39пл «О поощрениях Пенсионного фонда Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 29 ноября 2005 года за № 7214, опубликовано в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 12 декабря 2005 года № 50) учреждены награды Пенсионного фонда Российской Федерации, среди которых - благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно Положению о благодарности Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации – благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации является наградой Пенсионного фонда Российской Федерации, которой отмечаются работники Фонда за высокие профессиональные достижения и иные лица, оказавшие значительное содействие Пенсионному фонду Российской Федерации в решении возложенных на него задач. Решение об объявлении Благодарности принимается Председателем Правления Пенсионного фонда Российской Федерации на основании ходатайства, возбужденного в соответствии с Порядком возбуждения ходатайств о награждении наградами пенсионного фонда Российской Федерации и оформляется соответствующим распоряжением. Запись об объявлении благодарности Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации вносится в трудовую книжку работника. Благодарность объявляется награжденному лицу в торжественной обстановке с вручением соответствующего документа.

При таком положении следует, что учрежденные Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года № 39пл награды, которыми награждаются работники Пенсионного фонда, внесшие большой личный вклад в решение возложенных на ПФР задач, за выдающиеся достижения в трудовой деятельности, за многолетний добросовестный и безупречный труд, за творчество и инициативу, качество и эффективность работы, являются ведомственными знаками отличия в труде и подлежат учету при присвоении звания «Ветеран труда».

Присвоение звания «Ветеран труда» в силу пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» обусловлено самим фактом наличия у претендента на указанное звание ведомственного знака отличия в труде.

Таким образом, с учетом указанных выше обстоятельств, суд считает, что награждение истца благодарностью Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации является ведомственной наградой, учитываемой при присвоении звания «Ветеран труда».

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что Храпкова О.В. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, а ее награда – благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации имеет статус ведомственной, при этом награждение было произведено в полном соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, находит исковые требования Храпковой О.В. подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░                           ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-281/2015 (2-7451/2014;) ~ М-7602/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Храпкова Ольга Валерьевна
Ответчики
Министерство социального развития Саратовской области
Другие
управление ПФР в Волжском районе г. Саратова
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Смородинова Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
08.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2014Передача материалов судье
11.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2015Судебное заседание
14.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2015Дело оформлено
17.04.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее