Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-185/2018 от 10.01.2018

Судья Сандуляк С.В. Дело № 33-185

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2018 года город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О. А.,

судей Букаловой Е.А., Рогожина Н. А.,

при секретаре Цукановой Е.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнюшина А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения

по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 27 октября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Корнюшина А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом № от <дата>., в части снятия Корнюшина А.В. с составом семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты.

Признать за Корнюшиным А.В. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России восстановить Корнюшина А.В. с составом семьи из <...> человек (он, супруга ФИО39, сын ФИО26, <дата> года рождения, ФИО27, <дата> года рождения, ФИО28, <дата> года рождения, ФИО29, <дата> года рождения, ФИО30, <дата> года рождения) на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с момента первоначальной постановки на учет, с <дата> г. в соответствии с решением комиссии ФСИН России от <дата> г. о постановке Корнюшина А.В. с составом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.

В удовлетворении исковых требований Корнюшина А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области – отказать».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А, объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области по доверенности Андриянцева А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу Корнюшина А.В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Корнюшин А.В. обратился в суд с иском Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указывал, что проходит службу в УФСИН России по Орловской области, выслуга в календарном исчислении составляет более <...> лет.

<дата> он обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, который на основании решения территориальной подкомиссии от <дата> был направлен для решения вопроса в комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России).

В <дата> года в связи с рождением <дата> у него сына им обновлены ранее поданные документы: к ним приобщено свидетельство о рождении этого ребенка.

<дата> из УФСИН России по Орловской области он получил письмо, из которого следовало, что <дата> членами комиссии ФСИН России принято решение о постановке его семьи (в составе <...> человек) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с <дата>.

<дата> секретарем подкомиссии УФСИН России по Орловской области было сообщено о поступлении <дата> единовременной социальной выплаты всем состоящим в списке на получение единовременной социальной выплаты, однако, при обращении в <дата> года в подкомиссию УФСИН России по Орловской области с целью выяснения причин неперечисления ему единовременной социальной выплаты ему сообщили о том, что его сняли с учета.

С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от <дата>, в части снятия его с семьей с учета для получения единовременной социальной выплаты; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; обязать ФСИН России восстановить его с составом семьи из <...> человек (он, супруга ФИО40 дети - ФИО33) на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет.

В процессе рассмотрения спора судом в качестве соответчика привлечена ФСИН России.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФСИН России ставит вопрос об отмене решения суда, полагая решение комиссии ФСИН России снятии истца с учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения законным и обоснованным.

Обращает внимание на то, что супруга истца владела на праве собственности жилым помещением общей площадью <...> кв.м по адресу: <адрес> право на которое было прекращено <дата>.

Указанное обстоятельство, по мнению ответчика является препятствием для постановки истца на учет имеющих право на получение единовременной социальной выплаты ранее, чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Корнюшин А.В. проходит службу в <...> УФСИН России по Орловской области в должности <...>, имеет выслугу в календарном исчислении более <...> лет.

<дата> Корнюшин А.В. обратился в УФСИН России по Орловской области с рапортом о принятии его с составом семьи <...> человек (он, супруга, <...> детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии ФСИН России от <дата> Корнюшин А.В. составом семьи из <...> человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты.

На основании рапорта Корнюшина А.В. в связи с рождением <дата> еще одного ребенка решением комиссии ФСИН России от <дата> внесены изменения в учетное дело заявителя в части увеличения состава его семьи до семи человек.

Однако решением комиссии ФСИН России от <дата> Корнюшин А.В. был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подп. «г» п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №369 (выявление сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты).

Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из незаконности принятого <дата> решения. С данным выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиям сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ) урегулированы правоотношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч.3 ст. 4), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 данного Федерального закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно ч.8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее – Правила).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст.4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Приведенные выше нормы права позволяют сделать вывод о том, что обязательными условиями для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является его нуждаемость в жилом помещении, а также и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, приведших к созданию такой нуждаемости и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты.

При этом законодателем в рамках своих полномочий предусмотрена возможность и после выявления указанных обстоятельств принятия сотрудника на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее, чем через пять лет со дня совершения соответствующих действий.

Согласно подпункту «г» пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

По смыслу указанного пункта Правил при снятии сотрудника с учета необходимо учитывать не только факт выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, но и проверять, свидетельствуют ли выявленные сведения об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет.

Из материалов дела следует, что на момент принятия решения о постановке Корнюшина А.В. на учет для получения вышеуказанной единовременной социальной выплаты, семья последнего состояла из него, его жены ФИО36 (до замужества – ФИО34) Ю. П. и <...> детей (ФИО2, <дата> года рождения, ФИО3, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения).

Рассмотрев заявление Корнюшина А.В., комиссия ФСИН России пришла к выводу о праве заявителя претендовать на получение единовременной социальной выплаты, поставив его на учет с <дата>.

При этом комиссии были представлены все необходимые документы, в том числе, о том, что супруга ФИО35. в период с <дата> по <дата> владела квартирой общей площадью <...> кв.м. в стан. <адрес>. При этом в соответствующей выписке из Единого реестра прав имелась отметка о прекращении права собственности на нее <дата>.

Как следует из материалов учетного дела Корнюшина А.В., комиссия приняла во внимание факт проживания и регистрации с <дата> семьи Корнюшиных в квартире общей площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве долевой собственности истцу и супруге; факт их регистрации с <дата> по <дата> в жилом помещении общей площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО14, а также факт отсутствия у их детей в собственности жилых помещений.

Как отмечено выше, <дата> комиссия ФСИН России в связи с рождением в семье истца <...> ребенка (ФИО6, <дата> года рождения) внесла изменения в его учетное дело, увеличив состав его семьи до <...> человек.

Каких-либо новых документов, в которых обнаружились бы иные, чем предоставлялись по состоянию на <дата>, сведения о собственности его или членов его семьи в материалах учетного дела не имеется.

Наличие в собственности супруги истца квартиры общей площадью <...> кв.м. до <дата> (в течение пятилетнего периода, предшествующего постановке Корнюшина А.В. на учет) само по себе никак не влияло на определение нуждаемости данного сотрудника, поскольку и с учетом данной площади истец имел обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В этой связи вывод суда первой инстанции о незаконности решения ответчика от <дата> о снятии Корнюшина А.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с неустановленностью как факта выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, так и ввиду того, что сведения, отраженные в представленных истцом документах, об отсутствии у Корнюшина А.В. права на постановку на такой учет не свидетельствуют.

По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы нельзя признать обоснованными, поскольку они противоречат установленным по делу обстоятельствам и основаны на неверном толковании норм права.

Утверждение представителя ФСИН России Андриянцева А.П. о том, что прекращение <дата> супругой истца права собственности на свою квартиру приравнивается к ее отчуждению является, по мнению судебной коллегии, не состоятельным, поскольку факт уничтожения указанной недвижимости пожаром еще в <дата> году никем не оспаривался и подтвержден документальными доказательствами, содержащимися в материалах настоящего дела.

Более того, по смыслу действующего законодательства регистрация прекращения ФИО1 права собственности на не существующий по факту объект недвижимости не подменяет собой и не тождественна процедуре регистрации отчуждения недвижимости.

Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, районным судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 27 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Сандуляк С.В. Дело № 33-185

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2018 года город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О. А.,

судей Букаловой Е.А., Рогожина Н. А.,

при секретаре Цукановой Е.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнюшина А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения

по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 27 октября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Корнюшина А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом № от <дата>., в части снятия Корнюшина А.В. с составом семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты.

Признать за Корнюшиным А.В. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России восстановить Корнюшина А.В. с составом семьи из <...> человек (он, супруга ФИО39, сын ФИО26, <дата> года рождения, ФИО27, <дата> года рождения, ФИО28, <дата> года рождения, ФИО29, <дата> года рождения, ФИО30, <дата> года рождения) на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с момента первоначальной постановки на учет, с <дата> г. в соответствии с решением комиссии ФСИН России от <дата> г. о постановке Корнюшина А.В. с составом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.

В удовлетворении исковых требований Корнюшина А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области – отказать».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А, объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области по доверенности Андриянцева А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу Корнюшина А.В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Корнюшин А.В. обратился в суд с иском Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указывал, что проходит службу в УФСИН России по Орловской области, выслуга в календарном исчислении составляет более <...> лет.

<дата> он обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, который на основании решения территориальной подкомиссии от <дата> был направлен для решения вопроса в комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России).

В <дата> года в связи с рождением <дата> у него сына им обновлены ранее поданные документы: к ним приобщено свидетельство о рождении этого ребенка.

<дата> из УФСИН России по Орловской области он получил письмо, из которого следовало, что <дата> членами комиссии ФСИН России принято решение о постановке его семьи (в составе <...> человек) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с <дата>.

<дата> секретарем подкомиссии УФСИН России по Орловской области было сообщено о поступлении <дата> единовременной социальной выплаты всем состоящим в списке на получение единовременной социальной выплаты, однако, при обращении в <дата> года в подкомиссию УФСИН России по Орловской области с целью выяснения причин неперечисления ему единовременной социальной выплаты ему сообщили о том, что его сняли с учета.

С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от <дата>, в части снятия его с семьей с учета для получения единовременной социальной выплаты; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; обязать ФСИН России восстановить его с составом семьи из <...> человек (он, супруга ФИО40 дети - ФИО33) на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет.

В процессе рассмотрения спора судом в качестве соответчика привлечена ФСИН России.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФСИН России ставит вопрос об отмене решения суда, полагая решение комиссии ФСИН России снятии истца с учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения законным и обоснованным.

Обращает внимание на то, что супруга истца владела на праве собственности жилым помещением общей площадью <...> кв.м по адресу: <адрес> право на которое было прекращено <дата>.

Указанное обстоятельство, по мнению ответчика является препятствием для постановки истца на учет имеющих право на получение единовременной социальной выплаты ранее, чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Корнюшин А.В. проходит службу в <...> УФСИН России по Орловской области в должности <...>, имеет выслугу в календарном исчислении более <...> лет.

<дата> Корнюшин А.В. обратился в УФСИН России по Орловской области с рапортом о принятии его с составом семьи <...> человек (он, супруга, <...> детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии ФСИН России от <дата> Корнюшин А.В. составом семьи из <...> человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты.

На основании рапорта Корнюшина А.В. в связи с рождением <дата> еще одного ребенка решением комиссии ФСИН России от <дата> внесены изменения в учетное дело заявителя в части увеличения состава его семьи до семи человек.

Однако решением комиссии ФСИН России от <дата> Корнюшин А.В. был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подп. «г» п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №369 (выявление сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты).

Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из незаконности принятого <дата> решения. С данным выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиям сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ) урегулированы правоотношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч.3 ст. 4), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 данного Федерального закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно ч.8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее – Правила).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст.4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Приведенные выше нормы права позволяют сделать вывод о том, что обязательными условиями для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является его нуждаемость в жилом помещении, а также и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, приведших к созданию такой нуждаемости и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты.

При этом законодателем в рамках своих полномочий предусмотрена возможность и после выявления указанных обстоятельств принятия сотрудника на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее, чем через пять лет со дня совершения соответствующих действий.

Согласно подпункту «г» пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

По смыслу указанного пункта Правил при снятии сотрудника с учета необходимо учитывать не только факт выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, но и проверять, свидетельствуют ли выявленные сведения об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет.

Из материалов дела следует, что на момент принятия решения о постановке Корнюшина А.В. на учет для получения вышеуказанной единовременной социальной выплаты, семья последнего состояла из него, его жены ФИО36 (до замужества – ФИО34) Ю. П. и <...> детей (ФИО2, <дата> года рождения, ФИО3, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения).

Рассмотрев заявление Корнюшина А.В., комиссия ФСИН России пришла к выводу о праве заявителя претендовать на получение единовременной социальной выплаты, поставив его на учет с <дата>.

При этом комиссии были представлены все необходимые документы, в том числе, о том, что супруга ФИО35. в период с <дата> по <дата> владела квартирой общей площадью <...> кв.м. в стан. <адрес>. При этом в соответствующей выписке из Единого реестра прав имелась отметка о прекращении права собственности на нее <дата>.

Как следует из материалов учетного дела Корнюшина А.В., комиссия приняла во внимание факт проживания и регистрации с <дата> семьи Корнюшиных в квартире общей площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве долевой собственности истцу и супруге; факт их регистрации с <дата> по <дата> в жилом помещении общей площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО14, а также факт отсутствия у их детей в собственности жилых помещений.

Как отмечено выше, <дата> комиссия ФСИН России в связи с рождением в семье истца <...> ребенка (ФИО6, <дата> года рождения) внесла изменения в его учетное дело, увеличив состав его семьи до <...> человек.

Каких-либо новых документов, в которых обнаружились бы иные, чем предоставлялись по состоянию на <дата>, сведения о собственности его или членов его семьи в материалах учетного дела не имеется.

Наличие в собственности супруги истца квартиры общей площадью <...> кв.м. до <дата> (в течение пятилетнего периода, предшествующего постановке Корнюшина А.В. на учет) само по себе никак не влияло на определение нуждаемости данного сотрудника, поскольку и с учетом данной площади истец имел обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В этой связи вывод суда первой инстанции о незаконности решения ответчика от <дата> о снятии Корнюшина А.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с неустановленностью как факта выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, так и ввиду того, что сведения, отраженные в представленных истцом документах, об отсутствии у Корнюшина А.В. права на постановку на такой учет не свидетельствуют.

По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы нельзя признать обоснованными, поскольку они противоречат установленным по делу обстоятельствам и основаны на неверном толковании норм права.

Утверждение представителя ФСИН России Андриянцева А.П. о том, что прекращение <дата> супругой истца права собственности на свою квартиру приравнивается к ее отчуждению является, по мнению судебной коллегии, не состоятельным, поскольку факт уничтожения указанной недвижимости пожаром еще в <дата> году никем не оспаривался и подтвержден документальными доказательствами, содержащимися в материалах настоящего дела.

Более того, по смыслу действующего законодательства регистрация прекращения ФИО1 права собственности на не существующий по факту объект недвижимости не подменяет собой и не тождественна процедуре регистрации отчуждения недвижимости.

Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, районным судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 27 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-185/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Корнюшин Андрей Вячеславович
Ответчики
ФСИН
УФСИН России по Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Букалова Елена Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
23.01.2018Судебное заседание
05.02.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее