РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2019 года <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего Бадьевой Н.Ю.,
при секретаре Петрухиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №а-№ по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Харунжину Владимиру Михайловичу о взыскании задолженности по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Истец – Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась к административному ответчику Харунжину В.М. с указанными требованиями, ссылаясь на то, что Харунжин В.М. является налогоплательщиком земельного налога, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом, соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность уплаты обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако, в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика было направлено требование, данное требование об уплате налога было получено административным ответчиком. В указанный срок должник указанные требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, пеней, начисленных за каждый день просрочки, производится в судебном порядке. Административный истец просил суд взыскать с Харунжина В.М. недоимку по земельному налогу 2014г.-2016г. в сумме 6 303 руб. и пени размере 102,99 руб.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № по <адрес> - по доверенности Соловьев В.С. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Харунжин В.М. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Полагает, что налоговым органом неверно рассчитана сумма налога, поскольку на принадлежащем ему земельном участке имеются обременения в использовании в виде охранной зоны газопровода, кроме того, по задней меже проходит высоковольтная линия, охранная зона которой составляет 657 кв.м. Данные обстоятельства должны быть учтены налоговым органом, а земельный налог рассчитан с учетом невозможности использования части земельного участка. Кроме того, Харунжин В.М. является инвалидом 2 группы, в связи с чем, ему должны быть предоставлены налоговые льготы при расчете налога. В связи с тем, что налоговым органом неверно рассчитана сумма налога, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, установленному абз.1 п. 2 ст. 48 НК РФ, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что Харунжин Владимир Михайлович является плательщиком земельного налога в связи с наличием в его собственности объекта налогообложения, а именно: земельного участка, площадью 4 900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Наличие у Харунжина В.М. указанных объектов подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, на основании сведений о зарегистрированном объекте недвижимого имущества административному ответчику за ДД.ММ.ГГГГ начислен земельный налог в общей сумме 6 303 руб., с направлением налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ., которое необходимо исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 18).
Налоговое уведомление направлено в адрес ответчика, что подтверждается почтовым реестром (л.д. 19).
В соответствии с действующим законодательством, указанные в уведомлении налоги должны были быть оплачены административным ответчиком в добровольном порядке, однако, данная обязанность налогоплательщиком не исполнена, что явилось основанием для начисления пеней.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок налогоплательщику выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ которым предложено в срок до 10.04.2018г. уплатить недоимку по налогам, а также начисленные пени (л.д. 15).
В связи с тем, что указанное требование оставлено без исполнения, ДД.ММ.ГГГГ. налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа для взыскания с должника Харунжина В.М. недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ.г. в сумме 6 303 руб. и пени в сумме 102,99 рубДД.ММ.ГГГГ мировым судьей выдан судебный приказ №а-№.
ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ №а№ отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения (л.д. 14). Данные обстоятельства послужили основанием обращения административного истца в суд с настоящим иском 20.12.2018г., что подтверждается почтовым штемпелем на почтовом отправлении (л.д. 25).
Проверяя своевременность обращения налогового органа с административным исковым заявлением о взыскании налоговой недоимки, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
С учетом срока исполнения требования № (до ДД.ММ.ГГГГ.), с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Харунжина В.М. недоимки налоговый орган должен был обратиться к мировому судье в срок до ДД.ММ.ГГГГ., что и было сделано. Кроме того, налоговым органом соблюден и шестимесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку указанный иск подан ДД.ММ.ГГГГ., т.е. в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что налоговым органом не утрачено право на обращение в суд с требованиями о взыскании с Харунжина В.М. налоговой недоимки.
Проверяя правильность начисления налога и пеней, суд учитывает следующее.
Согласно ч.4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с ч.11 указанной статьи, органы, указанные в пунктах 3, 4 и 8 ст. 85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно положениям ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения - п. 1 ст. 388 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог - п. 1 ст. 389 НК РФ.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 НК РФ).
Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. ст. 391 НК РФ (действовавшей в период начисления налога с 2014г. по 2016г.) налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков, в том числе: инвалидов 1 и 2 группы инвалидности.
Так, согласно налоговому уведомлению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Харунжину В.М. начислен земельный налог за 2014-2016г.г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 710 206 руб.
При этом, в силу п. 5 ст. 391 НК РФ с учетом наличия у Харунжина В.М. инвалидности 2 группы налоговым органом применения льгота при исчислении налога: уменьшена налоговая база на 10 00 руб. за каждый налоговый период, в связи с чем, сумма налога составляет 6 303 руб. за 20142016г.г.
Ссылка административного ответчика на то обстоятельство, что он, как пенсионер, в силу ст. 407 НК РФ имеет право на получение еще одного вида льготы при исчислении налога, судом отклоняется, как не основанная на нормах права, поскольку возможность получения льготы лицу, являющемуся пенсионером, возможна при исчислении иного вида налога, в частности, налога на имущество физических лиц, в то время, как в данном случае, требования предъявлены о взыскании с Харунжина В.М. недоимки по земельному налогу.
Судом также отклоняются возражения ответчика о том, что земельный налог должен быть начислен, исходя из площади земельного участка, которая может фактически использоваться по назначению, поскольку в силу действующего законодательства наличие обременения в использовании земельного участка не имеют юридического значения при исчислении налога.
Таким образом, налоговым органом верно исчислена сумма налога и пени, поскольку как установлено судом, в связи с неоплатой административным ответчиком земельного налога налоговым органом исчислена пеня в сумме 102,99 руб.
В свою очередь, сторона административного ответчика, оспаривая расчет суммы налога, контр-расчет недоимки по налогу и пени по своему варианту суду не предоставила.
Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельства (а именно соблюдение налоговым органом сроков обращения в суд с указанным иском, правильность начисленных недоимок ко взысканию), суд полагает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Харунжину Владимиру Михайловичу о взыскании задолженности по земельному налогу удовлетворить.
Взыскать с Харунжина Владимира Михайловича в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> недоимку по земельному налогу за 2014-2016г.г. в размере 6 303 рубля 00 копеек и пени размере 102 рубля 99 копеек, а всего: 6 405 (Шесть тысяч шестьсот четыреста пять) рублей 99 копеек.
Взыскать с Харунжина Владимира Михайловича в доход государства государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий: Н.Ю.Бадьева