Решение по делу № 2-2721/2019 ~ М-2076/2019 от 10.06.2019

2-2721 (2019)

24RS0002-01-2019-002772-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    15 июля 2019 года                     г.Ачинск Красноярского края,

                                                                  ул. Назарова, 28-Б

    Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Большевых Е.В.,

с участием представителя истца Чирков Д.С.,

при секретаре Шлушните С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах Приходько К. В. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 45 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Приходько К.В. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №45 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» (МБДОУ «Детский сад №45») о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что Приходько К.В. с 01.09.2016 г. работает в учреждении в должности <данные изъяты>. Заработная плата за июль и август 2018 г. работодателем выплачивалась ей ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ с применением надбавки и районного коэффициента, что нарушило ее права, в связи с чем просит взыскать с ответчика сумму недоначисленной и не выплаченной заработной платы в размере 4578,78 руб. (л.д.2-3).

Определением от 14.06.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования Администрация г.Ачинска (л.д.1).

В судебном заседании представитель истца Ачинского городского прокурора Чирков Д.С. исковые требования в интересах Приходько К.В. поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Истец Приходько К.В., извещенная о слушании дела (л.д. 71), в зал суда не явилась, в имеющемся заявлении дело просила рассмотреть в ее отсутствие (л.д.68).

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 45», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания (л.д. 65), в суд не явился. В представленном отзыве заявлениии.о. заведующейМ.А. Непрокинапротив исковых требований прокурора возражала, ссылаясь на то, что заработная плата работникам учреждения, в том числеПриходько К.В., в спорный период начислялась и выплачивалась в рамках фонда оплаты труда, который устанавливается главным распорядителем бюджетных средств, при этом размер заработной платы истца соответствовал минимальному размеру оплаты труда, установленного для Красноярского края. Также заявила о пропуске истцом установленного ст. 392 ТК РФ срока на обращение в суд по требованиям свыше одного года со дня предусмотренного срока выплаты недоначисленных денежных сумм (л.д. 28-30).

Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска, извещенный о слушании дела надлежащим образом судебным сообщением (л.д. 65), в суд не явился. В направленном заявлении представитель Управления по доверенности Гудков Ю.А. просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, по исковым требованиям возражал, представив письменные пояснения (л.д. 64-66).

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Приходько К.В. подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.

Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) ( ч. 11).

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.

Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 июля 2016 года был установлен в сумме 7 500 рублей, с 01 июля 2017 года на основании Федерального закона от 19.12.2016 года № 460 – 7 800 рублей, с 01 января 2018г. на основании Федерального закона от 28.12.2017 N 421– 9 489 рублей, с 01 мая 2018 г. на основании Федерального закона от 07.03.2018 № 421 – 11 163 рублей.

Соответственно, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, установленной в г. Ачинске, с марта по июнь 2017 года включительно, размер ежемесячного заработка истца при отработанной норме рабочего времени и выполнении, не мог быть с 01 мая 2018 года менее 17 860,80 руб.

Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, в котором указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Как установлено по делу, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №45 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» является юридическим лицом, действует на основании Устава, утвержденного Распоряжением Управления образования Администрации г. Ачинска, осуществляет образовательную деятельность.

На основании приказа № 38от 01.09.2016г. Приходько К.В. принята на работу в учреждение на должность <данные изъяты> по основному месту работы, с ней заключен трудовой договор № 136, установлен должностной оклад в размере 2933 руб., с надбавками: 30 % районный коэффициент, 30 % северная надбавка (л.д.41-4351).

Согласно трудовому договору,Приходько К.В.работала в условиях пятидневной 40-часовой рабочей недели.

При этом, как видно из расчетных листов по заработной плате истца, итоговая сумма заработной платы в отдельные месяцы спорного периода составляла ниже МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки, в связи с чем работодателем Приходько К.В.производилась доплата до суммы минимального размера заработной платы, установленной региональным соглашением.

Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.

Таким образом, действия ответчика не соответствуют положениям ст.133 ТК РФ, в связи с чем, причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы подлежат взысканию с ответчика.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика МБДОУ «Детский сад № 45» было заявлено о пропуске истцамисрока для обращения в суд с указанными требованиями.

Положениями ст. 392 ТК РФ установлены сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Частью 2 ст. 392 ТК РФ, введенной Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ определено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В учреждении действует Коллективный договор, п. 6.4 которого предусмотрено, что заработная плата выплачивается работникам два раза в месяц. Днями выплаты заработной платы являются 19 (за 1 половину месяца) и 4 (за 2 половину месяца) (л.д. 38,39).

Исковое заявление Ачинским городским прокурором в интересах Приходько К.В. подано в суд 10.06.2019г.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что срок для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по заработной плате за июль 2018 года и август 2018 истцами не пропущен, поскольку о невыплате ей в полном объеме заработной платы за июнь 2018 года, истице могло быть известно с 04 августа 2018года, за август 2018 года – с 04 сентября 2018, т.е. исковое заявление подано в суд доистечения установленного законом годичного срока.

Поскольку размер заработной платы Приходько К.В. за июль и август 2018 года был ниже вышеуказанного размера МРОТ, недоначисленная заработная плата составила 6498,96 руб., исходя из следующего расчета:

Месяц начисления Отработано, дней Норма, дней Начисленная заработная плата величина МРОТ Заработная плата, подлежащая начислению(МРОТ х 1,6) Недополученная сумма, руб
июл.18 9 22 5977,36 11 163 руб. 7306,69 1329,33
авг.18 23 23 14611,32 11 163 руб. 17860,80 3249.48
Итого 4578,81

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования прокурора в интересах Приходько К.В. о взыскании недополученной заработной платы подлежат удовлетворению в сумме 4578,81 руб.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований, поэтому с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, а также требований о компенсации морального вреда, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 400 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №45 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» в пользу Приходько К. В. задолженность по заработной плате 4578(четыре тысячи пятьсот семьдесят восемь) рублей 78 копеек.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №45 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                       Е.В. Большевых

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2019 г.

2-2721/2019 ~ М-2076/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Приходько Кристина Владимировна
Ачинский городской суд
Ответчики
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 45 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей"
Другие
УО администрации г. Ачинска
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Большевых Елена Викторовна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
10.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2019Передача материалов судье
14.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2019Подготовка дела (собеседование)
28.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2019Судебное заседание
16.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2021Дело оформлено
14.05.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее