Дело № 2-1246/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 13 февраля 2019 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре Нуртдиновой Э. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллиной Резиды Рабисовны к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Уфы Республики Башкортостан в части не включения в специальный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации, зачета в календарном порядке периода работы в должности акушерки акушерского отделения патологии беременности и в должности акушерки родового отделения ГБУЗ «Клинический родильный дом № 4 г. Уфы», исключения из стажа лечебной деятельности периода работы в должности участковой медицинской сестры поликлиники больницы Медицинского отдела МВД Республики Башкортостан и ГУ «Медицинское управление МВД Республики Башкортостан»; о возложении обязанности засчитать в льготном порядке периоды работы в ГБУЗ «Клинический родильный дом № 4 г. Уфы» в должности акушерки акушерского отделения патологии беременности с 15 сентября 1987 года по 01 декабря 1987 года и в должности акушерки родового отделения с 13 января 1988 года по 26 апреля 1991 года, засчитать в календарном порядке периоды работы в должности участковой медицинской сестры поликлиники больницы Медицинского отдела МВД Республики Башкортостан с 30 марта 2003 года по 20 мая 2003 года и с 01 октября 2005 года по 30 декабря 2005 года в ГУ «Медицинское управление МВД Республики Башкортостан», периоды прохождения курсов повышения квалификации,
установил:
Абдуллина Р. Р. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Уфы Республики Башкортостан в части не включения в специальный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации, зачета в календарном порядке периода работы в должности акушерки акушерского отделения патологии беременности и в должности акушерки родового отделения ГБУЗ «Клинический родильный дом № 4 г. Уфы», исключения из стажа лечебной деятельности периода работы в должности участковой медицинской сестры поликлиники больницы Медицинского отдела МВД РБ и ГУ «Медицинское управление МВД Республики Башкортостан»; о возложении обязанности засчитать в льготном порядке периоды работы в ГБУЗ «Клинический родильный дом № 4 г. Уфы» в должности акушерки акушерского отделения патологии беременности с 15 сентября 1987 года по 01 декабря 1987 года и в должности акушерки родового отделения с 13 января 1988 года по 26 апреля 1991 года, засчитать в календарном порядке периоды работы в должности участковой медицинской сестры поликлиники больницы Медицинского отдела МВД РБ с 30 марта 2003 года по 20 мая 2003 года и с 01 октября 2005 года по 30 декабря 2005 года в ГУ «Медицинское управление МВД Республики Башкортостан», периоды прохождения курсов повышения квалификации, мотивируя свои требования тем, что отказ во включении указанных периодов в соответствии с действующим пенсионным законодательством нарушает её пенсионные права.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, извещена о дне рассмотрения надлежащим образом, предоставила доверенность на ведение дела в суде своему представителю и отзыв на иск. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав истца Абдуллину Р. Р. и ее представителя Якупову Р. Д. (по доверенности от 13 февраля 2019 года), проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч. 2 - 3 ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшей на момент трудовой деятельности истца в оспариваемые периоды, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, засчитываются периоды определенной работы в учреждениях здравоохранения.
Между тем назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста связано не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
Согласно пп. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Установлено, что 21 мая 2018 года Абдуллина Р. Р. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, однако решением № 131/1 от 16 августа 2018 года ей отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием 30-летнего стажа работы и иной деятельности по охране здоровья, таковой составил 25 лет 10 месяцев
20 дней.
Вопреки доводам истца, период работы в ГБУЗ «Клинический родильный дом № 4» в должности акушерки акушерского отделения патологии беременности с 15 сентября 1987 года по 01 декабря 1987 года и в должности акушерки родового отделения с 13 апреля 1988 года
по 26 апреля 1991 года льготном исчислении из расчета 1 год и 6 месяцев за один год работы.
Так, согласно данным пенсионного дела о расчете стажа видно, что период с 15 сентября 1987 года по 01 декабря 1987 года составляет
00 лет 02 месяцев 17 дней (календарно), рассчитан как 00 лет 03 месяцев
26 дней (льготно); период с 13 апреля 1988 года по 26 апреля 1991 года составляет 03 года 00 месяцев 14 дней (календарно), рассчитан как
04 года 06 месяцев 21 дня (льготно).
В указанной части иска следует отказать.
Далее. Разрешая иск в части требований о возложении обязанности засчитать в календарном порядке периоды работы в должности участковой медицинской сестры поликлиники больницы Медицинского отдела МВД Республики Башкортостан с 30 марта 2003 года по 20 мая 2003 года и
с 01 октября 2005 года по 30 декабря 2005 года, суд приходит к следующему.
Из решения Пенсионного фонда № 131/1 от 16 августа 2018 года видно, что в специальный стаж истца включены следующие перероды в ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Республики Башкортостан: с 15 мая 1991 года по 07 октября 1991 года,
с 08 октября 1991 года по 23 апреля 1996 года, с 18 февраля 1999 года
по 04 сентября 2000 года, с 19 октября 2000 года по 10 сентября 2001 года, с 22 сентября 2001 года по 29 марта 2003 года, 31 декабря 2005 года
по 15 октября 2006 года, с 02 декабря 2006 года по 23 февраля 2011 года, с 24 марта 2011 года по 15 ноября 2015 года, с 28 ноября 2015 года
по 22 мая 2016 года, с 28 мая 2016 года по 13 июня 2016 года,
с 25 июня 2016 года по 20 мая 2018 года.
Ответчик указывает, что спорные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж истицы в связи с тем, что наименование учреждения - Медицинское управление МВД РБ, в которое входило 6 структурных подразделений без образования юридического лица, одно из которых - госпиталь с поликлиникой, организованное с 30 марта 2003 года (уточняющая справка № 21/77 от 09 июня 2018 года) не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, а также Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Однако согласно справке, уточняющей характер работы, № 2г/77
от 09 июня 2018 года видно, что Абдуллина Р. Р. действительно была принята на должность медсестры хирургического кабинета поликлиники больницы Медицинского отдела МВД РБ с 15 мая 1991 года (приказ о приеме на работу № 88 от 07 июня 1991 года), с 08 октября 1991 года переведена на должность медсестры процедурного кабинета поликлиники больницы Медицинского отдела МВД РБ (приказ № 13 от 14 января 1992 года), с 20 октября 2000 года переведена на должность участковой медсестры поликлиники больницы Медицинского отдела МВД РБ (приказ № 258/1 от 01 ноября 2000 года) и работает по настоящее время. За время работы имели место периоды, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии: отпуск по уходу за ребенком:
с 24 апреля 1996 года по 17 февраля 1999 года и с 21 мая 2003 года
по 30 сентября 2005 года. Основание выдачи справки - книги приказов, личная карточка Т-2.
Указанные сведения о работе соответствуют записям в трудовой книжке истицы.
Кроме того, того, согласно справке, уточняющей характер работы, № 2г/77 от 09 июня 2018 года видно, что Больница МВД Республики Башкортостан являлась структурным подразделением Медицинского отдела МВД Республики Башкортостан. Медицинский отдел МВД Республики Башкортостан ликвидируется, организуется Медицинское управление МВД Республики Башкортостан на основании приказа МВД Российской Федерации № 1120 от 20 ноября 2002 года и приказа МВД Республики Башкортостан № 195 от 30 марта 2003 года. В учреждение входило 6 структурных подразделений без образования юридического лица: госпиталь с поликлиникой, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Военно-врачебная комиссия, Центр психофизиологической диагностики, амбулатория, аптека. Медицинское управление МВД Республики Башкортостан реорганизовано в Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД по Республике Башкортостан» на основании приказа МВД Российской Федерации № 1151 от 30 декабря 2005 года и приказа МВД Республики Башкортостан № 37 от 27 января 2006 года. Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД по Республике Башкортостан» переименовано в федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Башкортостан» на основании приказа МВД Российской Федерации № 560 от 31 мая 2011 года.
Таким образом, принимая во внимание, что Абдуллина Р. Р. работала в различных должностях в ФКУЗ «Медико-санитарная часть министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Башкортостан»: хирургического кабинета поликлиники больницы Медицинского отдела МВД Республики Башкортостан, процедурного кабинета поликлиники больницы Медицинского отдела МВД Республики Башкортостан, поликлиники больницы Медицинского отдела МВД Республики Башкортостан с 15 мая 1991 года по настоящее время, отказ во включении спорных периодов ввиду изменения организационно-правой формы учреждения здравоохранения, является незаконным; периоды работы в должности участковой медицинской сестры поликлиники больницы Медицинского отдела МВД Республики Башкортостан
с 30 марта 2003 года по 20 мая 2003 года и с 01 октября 2005 года
по 30 декабря 2005 года (за вычетом периода отпуска по уходу за ребенком с 21 мая 2003 года по 30 сентября 2005 года) подлежит включению в специальный стаж истицы.
Далее. В периоды осуществления деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения истец находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 05 сентября 2000 года по 18 октября 2000 года (01 месяц 14 дней), с 11 сентября 2001 года по 21 сентября 2001 года (11 дней), с 16 октября 2006 года по 01 декабря 2006 года (01 месяц 16 дней), с 24 февраля 2011 года по 23 марта 2011 года
(01 месяц), с 16 ноября 2015 года по 27 ноября 2015 года (12 дней),
с 23 мая 2016 года по 27 мая 2015 года (05 дней), с 14 июня 2016 года
по 24 июня 2016 года (11 дней), общей продолжительностью 05 месяцев
09 дней.
Для медицинских специалистов предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации; для медицинских специалистов повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является неотъемлемой частью профессиональной деятельности, то есть для истца, как для работника, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являлось обязательным условием выполнения работы.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому период повышения работником своей квалификации должен включаться в специальный стаж, поскольку за работником в соответствии с действующим законодательством сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата (ст. 187 ТК Российской Федерации), а, следовательно, уплачиваются страховые взносы.
Поскольку в судебном заседании установлено, ответчиком не оспаривается, что в спорный период нахождения на курсах повышения квалификации, истец работал в должности и учреждении, подлежащем включению в специальный стаж в связи с медицинской деятельностью в календарном исчислении, принимая во внимание приведенные положения, а также гарантии, предоставленные законодательством для лиц, направляемые на повышение квалификации в виде сохранения места работы и оплаты труда, суд приходит к выводу о необходимости включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, вышеуказанных периодов в календарном исчислении.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 05 сентября 2000 года
по 18 октября 2000 года, с 11 сентября 2001 года по 21 сентября 2001 года, с 16 октября 2006 года по 01 декабря 2006 года, с 24 февраля 2011 года по 23 марта 2011 года, с 16 ноября 2015 года по 27 ноября 2015 года,
с 23 мая 2016 года по 27 мая 2015 года, с 14 июня 2016 года
по 24 июня 2016 года, подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить исковое заявление Абдуллиной Р. Р. частично.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан решением № 131/1
от 16 августа 2018 года в части отказа Абдуллиной Р. Р. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы в должности участковой медицинской сестры поликлиники больницы Медицинского отдела МВД Республики Башкортостан с 30 марта 2003 года по 20 мая 2003 года и с 01 октября 2005 года по 30 декабря 2005 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 05 сентября 2000 года
по 18 октября 2000 года, с 11 сентября 2001 года по 21 сентября 2001 года, с 16 октября 2006 года по 01 декабря 2006 года, с 24 февраля 2011 года по 23 марта 2011 года, с 16 ноября 2015 года по 27 ноября 2015 года,
с 23 мая 2016 года по 27 мая 2015 года, с 14 июня 2016 года
по 24 июня 2016 года.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан включить в специальный стаж Абдуллиной Резиды Рабисовны, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы в должности участковой медицинской сестры поликлиники больницы Медицинского отдела МВД Республики Башкортостан с 30 марта 2003 года по 20 мая 2003 года и с 01 октября 2005 года по 30 декабря 2005 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 05 сентября 2000 года
по 18 октября 2000 года, с 11 сентября 2001 года по 21 сентября 2001 года, с 16 октября 2006 года по 01 декабря 2006 года, с 24 февраля 2011 года по 23 марта 2011 года, с 16 ноября 2015 года по 27 ноября 2015 года,
с 23 мая 2016 года по 27 мая 2015 года, с 14 июня 2016 года
по 24 июня 2016 года в календарном исчислении.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан