Дело №-2-36/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2012 года с.Краснощёково
Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Позднякова В.И.
С участием заместителя прокурора Краснощёковского района Плеханова А.С.
При секретаре Яблонцевой Г.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Краснощёковского района в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу
«Краснощёковское хлебоприемное предприятие» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора,
Установил:
Прокурор Краснощёковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Краснощёковское хлебоприемное предприятие» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласованию ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, где изложил, что пожарная безопасность- это состояние защищенности жизни, здоровья и имущества физических и юридических лиц от пожара, которое обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований, установленных специальными нормативными правовыми актами.
Согласно Устава открытое акционерное общество «Краснощёковское хлебоприемное предприятие» является юридическим лицом, имеет право представлять учреждение в государственных органах от своего имени без доверенности.
В соответствии со ст.25 закона РФ от 21.12.1994 №-69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на решение задач в области пожарной безопасности.
Приказом МЧС России №-645 от 12.12.2007 года утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.
Отсутствие в открытом акционерном обществе «Краснощёковское хлебоприемное предприятие» специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованному с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него статьей 25 Федерального закона №-69-ФЗ от 21.12.1994 года №-69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязанности в области обеспечения пожарной безопасности.
Просит признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Краснощёковское хлебоприемное предприятие» по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму работников учреждения. Обязать открытое акционерное общество «Краснощёковское хлебоприемное предприятие», расположенное по адресу: <адрес>, разработать и согласовать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму с ТО НД №-10 г.Змеиногорска, расположенному по адресу: <адрес>, в срок до 01 марта 2012 года.
В судебном заседании заместитель прокурора Краснощёковского района Плеханов А.С. исковые требования поддержал, подтвердив изложенное в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица - Сысоев С.С. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что требования прокурора законны и обоснованны.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования признаёт.
Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора Краснощёковского района Плеханова А.С., изучив письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что ОАО «Краснощёковское хлебоприёмное предприятие» является юридическим лицом, что подтверждено в судебном заседании Уставом общества, свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Статья 25 указанного выше закона определяет, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 868 от 11.07.2004, установлено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с пунктом 4 названных норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее пожарно-технический минимум).
Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя, и организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.
Таким образом, руководитель ОАО «Краснощёковское хлебоприёмное предприятие» обязан на местах обучать рабочий коллектив и вспомогательный персонал в объёме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора в ОАО «Краснощёковское хлебоприёмное предприятие» отсутствует, что подтверждено в судебном заседании сообщением заместителя главного государственного инспектора ТО НД № 10 г.Змеиногорска.
Отсутствие в ОАО «Краснощёковское хлебоприёмное предприятие»специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждениями возложенной на него статьей 25 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязанности в области обеспечения пожарной безопасности.
В результате отсутствия специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму работников ОАО «Краснощёковское хлебоприёмное предприятие», создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность работников организации и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению
Поскольку прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден, в соответствии со ст.333.19 НК РФ, ст.103 ГПК РФ, с ответчика в местный бюджет- бюджет муниципального образования Краснощёковский район Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, госпошлина составит <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Решил:
Исковые требования прокурора Краснощёковского района в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Краснощековское хлебоприемное предприятие» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Краснощёковское хлебоприемное предприятие» по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму работников учреждения.
Обязать открытое акционерное общество «Краснощёковское хлебоприемное предприятие», расположенное по адресу: <адрес>, разработать и согласовать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму с территориальным отделом надзорной деятельности №-10 г.Змеиногорска УНД Управления МЧС России по Алтайскому краю, расположенному по адресу: <адрес>, в срок до 01 марта 2012 года.
Взыскать с открытого акционерного общества «Краснощёковское хлебоприемное предприятие» в местный бюджет- бюджет муниципального образования Краснощёковский район Алтайского края государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощёковский районный суд в течение месяца.
Судья В.И. Поздняков