№ 2-1685/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2014 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи Гадючко И.Ю.
при секретаре Шириновой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конова В. С. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Конов В.С. обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что является инвалидом второй группы, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст.30.1 Земельного кодекса РФ обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ получил отказ ответчика в предоставлении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ после повторного обращении к ответчику с просьбой о выделении земельного участка снова получил отказ. Истец считает данное решение незаконным, нарушающим его права, просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа выделить ему земельный участок для индивидуального жилищного строительства в <адрес>.
В дальнейшем истец дважды изменял исковые требования, в последней редакции просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа выделить ему земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории Петрозаводского городского округа.
Истец Конов В.С. и его представитель Конов И.В., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Ответчик администрация Петрозаводского городского округа о времени и месте рассмотрения спора извещена надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направила. Представитель ответчика, действующий по доверенности, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что иск администрация Петрозаводского городского округа не признаёт, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Конов В. С. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901, устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
На основании ст. 29 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2011 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
При этом аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся. Подобные разъяснения даны судам общей юрисдикции в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года.
В судебном заседании установлено, что истец в целях реализации установленных и гарантированных законом прав по первоочередному предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства дважды обращался в администрацию Петрозаводского городского округа с соответствующим заявлением.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № администрация отказала истцу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, исчерпана. В письмах разъяснено, что для получения земельного участка в районах перспективной застройки истец вправе обратиться с заявлением о представлении такого участка после разработки и опубликования схем земельных участков на официальном сайте администрации.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных правовых норм, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учётом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации № 91-КГ13-7 от 04 февраля 2014 года.
В судебном заседании установлено, что Конов В.С. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в которой проживают и зарегистрированы истец и его супруга. Кроме того, в собственности истца имеется нежилое помещение – садовый домик в районе <адрес> площадью <данные изъяты>.
По сведениям, представленным администрацией Петрозаводского городского округа, Конов В.С. на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец не относится к той категории инвалидов, которые нуждаются в получении такой меры социальной поддержки как дополнительная гарантия реализации жилищных прав инвалидов в виде права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В связи с изложенным суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Конова В. С. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2014 года