Дело № 2-2993/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2017 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Тураевой Т.Е.,
при секретаре Акимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах Роженко ФИО9, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Роженко И.Е., обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. С учетом уточнения требований просит обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Роженко И.Е. медицинскими препаратами и изделиями за первое полугодие 2017 года, а именно: <данные изъяты>. Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области своевременно и в полном объеме обеспечивать Роженко И.Е. медицинскими препаратами по назначению врача.
Требования мотивированы следующим.
<данные изъяты>
В соответствии с выпиской из медицинской карты стационарного больного № Роженко И.Е. среди прочих препаратов рекомендованы: <данные изъяты>
Роженко И.Е. надлежащим образом не обеспечен указанными лекарственными препаратами, в связи с чем обратился в прокуратуру Ленинского района г.Ульяновска для защиты своих прав.
Установлено, что <данные изъяты> Роженко И.Е. получил <данные изъяты> С учетом рекомендованной дозировки Роженко И.Е. необходимо по состоянию на 20.06.2017 должен быть обеспечен 3762 единицами лекарственного препарата (12, 54 ручки), то есть недополучено <данные изъяты>
Кроме того, Роженко И.Е. не обеспечен <данные изъяты> за февраль, март и апрель 2017 года (89 таблеток по 75 мг), <данные изъяты> за февраль (28 таблеток по 20 мг), <данные изъяты> 1 таблетке в сутки (выписка от 05.05.2017) за май и июнь, но с учетом курсового приема через месяц не обеспечен в количестве 30 таблеток.
В соответствии со Стандартом первичной медико-санитарной помощи при инсулинозависимом сахарном диабете, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.11.2012 № 750н, лица, страдающие указанным заболеванием, должны быть обеспечены всем необходимым для проведения исследований содержания уровня глюкозы в крови с помощью анализатора – 1 460 раз в год (4 раза в день).
Установлено, что Роженко И.Е. не обеспечен <данные изъяты>
Истец Роженко И.Е. и помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Анастасин О.А. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивали, поддержали доводы, изложенные в иске. Дополнительно Роженко И.Е. пояснил, что в представленных ответчиком сведениях неправильно указано о том, что в марте 2017 года он был обеспечен <данные изъяты>
Помощник прокурора пояснил, что расчет требуемого истцом количества препаратов и изделий произведен в уточненных требованиях исходя из пояснений истца о количестве выданных ему препаратов и нуждаемости.
Представитель ответчика Кузнецова Д.М. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что Роженко И.Е., <данные изъяты> имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств регионального бюджета.
Роженко И.Е. обеспечивается <данные изъяты> в полном объеме согласно выписанным рецептам.
Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с Приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания.
За назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Лечащий врач наблюдает больного, следит за правильностью установленного диагноза и соответствующей дозировкой лекарственного препарата.
Заявка лечебными учреждениями о жизненно необходимых лекарственных препаратах для льготных категорий граждан сформирована в октябре 2016 года.
В заявке на 2017 году ГУЗ «Городская больница № 2» лекарственный препарат <данные изъяты> не заявлялся.
Лекарственные препараты <данные изъяты> не входят в вышеуказанные перечни.
Врачебной комиссией медицинского учреждения по месту жительства пациента, данные лекарственные препараты не назначались.
Просила отказать в иске в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУЗ «Городская больница № 2» Щепеткова И.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. Привела доводы, аналогичные изложенным в отзыве на иск, суть которых сводится к следующему.
Роженко И.Е. <данные изъяты>, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» за счёт средств федерального бюджета.
Принимая во внимание потребность Роженко И.Е. в лекарственных препаратах, в октябре 2016 года была сформирована заявка по обеспечению его лекарственными препаратами в 2017 году и направлена на утверждение в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Заявка ГУЗ «Городская больница № 2» была рассмотрена, но утверждена не в полном объеме. Согласно утвержденной заявке производилась выписка лекарственных препаратов.
Роженко И.Е. в поликлинике ГУЗ «Городская больница № 2» за период с 01.01.2017 по 27.07.2017 ежемесячно выписывались рецепты на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на бесплатной основе, что подтверждается отчетом о лекарственных средствах, выписанных льготнику (федеральному).
Нуждаемость его в <данные изъяты> на полгода 3 982 ед., фактически ему было выдано 4050 ед., кроме того, он находился на стационарном лечении, где ему также проводилось лечение <данные изъяты>. Тест-полоски необходимо было выдать 4 упаковки в год по 50 шт., фактически за 6 месяцев выдано 3 упаковки. Иглы одноразовые необходимость – 120 штук, фактически выдано 40 штук.
Препараты <данные изъяты> не являются жизненно необходимыми, в перечень жизненно необходимых препаратов не включены. Кроме того, они были рекомендованы истцу в других учреждениях только в 2017 году, поэтому они не могли быть включены в заявку, которая была сформирована в октябре 2016 года. Обращает внимание на то, что указанные препараты истец получал в стационаре.
Представитель третьего лица АО «УльяновскФармация» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав истца, помощника прокурора, представителей ответчика и третьего лица, допросив свидетеля, изучив материалы гражданского дела, медицинские карты Роженко И.Е., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
В соответствии ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание "диабет".
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
На основании ст. 18 ФЗ от 18.10.2007 года за № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» полномочия по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» переданы органам исполнительной власти субъекта РФ.
Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья является Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, в чьи полномочия входит, в том числе, обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 года № 602-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утверждён перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50- процентной скидкой со свободных цен.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Роженко И.Е. является <данные изъяты>
Согласно сведениям, изложенным в медицинской карте Роженко И.Е., его потребность по медицинским показаниям в <данные изъяты>
Как следует из отчета получения лекарственных средств, 10.01.2017 Роженко И.Е. был выписан льготный рецепт на получение лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 0,4. Данный рецепт был обслужен 13.01.2017 в количестве 0,4 (900 ед.) в АО «УльяновскФармация» аптека № 94.
02.02.2017 Роженко И.Е. был выписан льготный рецепт на получение лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 0,2. Данный рецепт был обслужен 02.02.2017 в количестве 0,2 (450 ед.) в АО «УльяновскФармация» аптека № 94.
02.03.2017 Роженко И.Е. был выписан льготный рецепт на получение лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 0,4. Данный рецепт был обслужен 06.03.2017 в количестве 0,4 (900 ед.) в АО «УльяновскФармация» аптека № 94.
10.05.2017 Роженко И.Е. был выписан льготный рецепт на получение лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 0,6. Данный рецепт был обслужен 10.05.2017 в количестве 0,6 (1350 ед.) в АО «УльяновскФармация» аптека № 94.
25.05.2017 Роженко И.Е. был выписан льготный рецепт на получение лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 0,2. Данный рецепт был обслужен 29.05.2017 в количестве 0,2 (450 ед.) в АО «УльяновскФармация» аптека № 94.
Таким образом, всего Роженко И.Е. получено 4 050 ед., что превышает его нуждаемость в данном препарате.
Доводы истца о том, что марте 2017 года <данные изъяты> ему не был выдан, не подтверждаются материалами дела. Не обслуженный рецепт истцом суду не был предоставлен.
Исходя из изложенного, оснований для возложения на ответчика обязанности выдать Роженко И.Е. <данные изъяты> в количестве 500 ед. не имеется, в иске в данной части надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, 10.01.2017 Роженко И.Е. был выписан льготный рецепт на получение медицинского изделия - иглы для шприц-ручки «Новофайн» в количестве 20 шт. Данный рецепт был обслужен 20.01.2017 в количестве 20 штук в АО «УльяновскФармация» аптека № 94.
25.05.2017 Роженко И.Е. был выписан льготный рецепт на получение медицинского изделия иглы для шприц-ручки «Новофайн» в количестве 20 шт. Данный рецепт был обслужен 29.05.2017 в количестве 20 штук в АО «УльяновскФармация» аптека № 94.
20.03.2017 Роженко И.Е. был выписан льготный рецепт на получение медицинского изделия - тест полоски «Акку-Чек Актив» в количестве 1 упаковка. Данный рецепт был обслужен 20.03.2017 в количестве 1 упаковка (50 шт.) в АО «УльяновскФармация» аптека № 94.
04.05.2017 Роженко И.Е. был выписан льготный рецепт на получение медицинского изделия - тест полоски «Акку-Чек Актив» в количестве 1 упаковка. Данный рецепт был обслужен 04.05.2017 в количестве 1 упаковка (50 шт.) в АО «УльяновскФармация» аптека № 94.
Иных рецептов в 2017 году льготных рецептов на обеспечение иглами для шприц-ручки «Новофайн», тест-полосками Роженко И.Е. выписано не было.
Представитель ответчика не оспаривал, что 02.02.2017 ему также был выписан рецепт на получение медицинского изделия иглы для шприц-ручки «Новофайн» в количестве 20 шт. Однако, по данному рецепту иглы истцом получены не были. Также представитель ГУЗ «Городская больница № 2» и свидетели в судебном заседании не оспаривали, что в начале 2017 года были ситуации, когда врачи не могли выписать пациентам рецепты, поскольку этого не позволяла сделать программа в связи с отсутствием необходимых препаратов и невозможностью обеспечить ими пациентов. Также представитель третьего лица не оспаривала нуждаемость Роженко И.Е. в иглах в количестве 120 шт., однако ему было выдано только 40 штук, пояснила, что в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи предусмотрено измерение уровня сахара в крови 4-6 раз в день.
Таким образом, поскольку истец не был обеспечен иглами для шприц-ручки и тест-полосками для определения уровня сахара в крови в необходимом количестве, суд считает необходимым обязать ответчика обеспечить Роженко И.Е. иглами для инсулиновой шприц-ручки и тест-полосками в соответствии с медицинскими показаниями и назначением врача.
Поскольку судом установлено, что имели место периоды, когда истец не был своевременно обеспечен препаратами и изделиями, в которых нуждался, суд полагает возможным удовлетворить требование в части возложения на ответчика обеспечивать Роженко И.Е. своевременно и в полном объеме медицинскими препаратами в соответствии с рецептами, выписанными врачом по медицинским показаниям в соответствии с назначениями врача.
Что касается требования об обеспечении Роженко И.Е. препаратами Випидия и Тиоктацид, суд приходит к следующему.
Частью 5 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.
Как было указано выше Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Между тем, лекарственный препарат Випидия отсутствует в перечнях жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017г., утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016г. №2885-р, также данный препарат отсутствует в перечне, утвержденномм Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016г. №661-П.
Лекарственный препарат Тиоктацид был назначен истцу только 05.05.2017, в связи с чем не мог быть включен в заявку, сформированную еще в октябре 2017 года.
Из взаимосвязанных положений п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 15, ч. 9 ст. 83 и ч. 4 ст. 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что организационные и финансовые полномочия по обеспечению больных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, относятся к полномочиям Российской Федерации, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации с их финансовым обеспечением за счет субвенций из федерального бюджета.
Исходя из приведенных норм, обеспечение инвалидов лекарственными препаратами, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается по решению врачебной комиссии.
Поскольку заключения врачебных комиссий о назначении препаратов Випидия и Тиоктацид не предоставлены, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению Роженко И.Е. данными препаратами бесплатно, не имеется.
Таким образом, в удовлетворении требований истца в данной части следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Роженко ФИО10 удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Роженко ФИО11 с медицинскими показаниями и назначением врача, обеспечивать Роженко ФИО12 своевременно и в полном объеме медицинскими препаратами в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врача.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Е.Тураева