№ 2-1026/2020
26RS0002-01-2020-000793-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 октября 2020 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Масловой И.Н.
при секретаре Кравец Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) к Савадян Гаянэ Анастасовне, ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании сумм,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к Савадян Г.А. и ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» Минтруда России, в котором просит:
- признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности МСЭ-2009 <номер обезличен> от <дата обезличена> и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009 <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданные филиалом <номер обезличен> Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес обезличен>», согласно которым Савадян Г.А. <дата обезличена> года рождения установлена вторая группа инвалидности, бессрочно;
- взыскать с Савадян Г.А. в пользу ГУ УПФР РФ по <адрес обезличен> СК незаконно полученные за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> пенсию по инвалидности в сумме 922.534 рубля 67 копеек, ежемесячную денежную выплату в сумме 119.452 рубля 99 копеек за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, единовременную выплату за январь 2017 года в сумме 5.000 рублей;
- взыскать государственную пошлину в размере 13.434 рубля 94 копейки с Савадян Г.А.
- обязать ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» Минтруда России исключить из информационного ресурса информацию о признании Савадян Г.А. инвалидом.
В обоснование заявленных требований со ссылкой на ст.1102, 1109 ГК РФ, Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон № 385-Ф3 от 22.11.2016 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию», Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 №95 об утверждении Правил признания лица инвалидом, Приказ Минтруда России от 29.01.2014 №59-н об утверждении Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77, приказ Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874, в иске указано, что из информации, поступившей в ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю из ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России, стало известно, что в архиве бюро МСЭ нет дела освидетельствования ответчика Савадян Г.А., а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданных бюро МСЭ, на основании которых ответчику были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ.
Полученные сведения свидетельствуют о том, что Савадян Г.А. не проходила медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ, и, как следствие, знала об этом при предъявлении недействительной справки в Управление ПФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ. Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.
Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения Управлением ПФР ежемесячных денежных выплат ответчику в соответствии с п.п. 3 ч.1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Федеральный реестр инвалидов содержит в себе всю информацию об инвалидах, что позволяет избежать многократного и разнонаправленного документооборота между органами власти и необходимости предоставления инвалидом документов для получения услуг и повышения эффективности госуправления в области социального обеспечения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг инвалидам.
Через сервис информирования граждане, признанные инвалидами, смогут отслеживать исполнение различными ведомствами своей программы реабилитации или абилитации, видеть актуальные размеры назначенных социальных выплат и пенсии, дату следующего переосвидетельствования в МСЭ и срок, на который установлена инвалидность.
Следовательно, органам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес обезличен>» являющимся одним из поставщиков информации в Федеральный реестр инвалидов, необходимо удалить информацию о признании ответчика инвалидом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить, дополнила, что ГУ УПФР РФ по <адрес обезличен> считает установление инвалидности Савадян Г.А. незаконным, доказательств недобросовестности ответчика Савадян Г.А. не имеется.
Ответчик Савадян Г.А. в суд не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена судом надлежащим образом и в срок, ходатайств в порядке ст.167 ГПК РФ не поступало.
Ранее в судебном заседании <дата обезличена> (том 1 л.д.79-82) поясняла, что постоянно наблюдается в поликлинике <номер обезличен> <адрес обезличен>, на МСЭ ее направил врач–нефролог, установив следующий диагноз: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Дополнила, что в поликлинике <номер обезличен> <адрес обезличен> наблюдалась у <данные изъяты>, также, ориентировочно в 2009 году проходила стационарное лечение в больнице скорой медицинской помощи <номер обезличен>, в отделении <данные изъяты>, с 2007 года ей рекомендовано санаторно-курортное лечение.
Поликлинику, выдавшую направление на МСЭ, достоверно не вспомнила, предположила, что направление выдано или поликлиникой <номер обезличен> или поликлиникой <номер обезличен> <адрес обезличен>. Справку об инвалидности получала в филиале Учреждения МСЭ, расположенном по адресу: <адрес обезличен>. Разночтение в сведениях о сроке установления группы инвалидности пояснить не смогла.
О прекращении начисления пенсионных выплат не знала, поскольку выплаты приходили на сберегательную книжку, поступление денежных средств она не контролировала, и только при обращении в банк за выдачей накопленных средств узнала, что начисление денежных средств прекращено.
Представитель ответчика Савадян Г.А. по доверенности возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменные возражения (том 2 л.д.230-235), дополнения к возражениям (том 3 л.д.).
В судебном заседании указал, что по материалам медицинских карт, сведения о совокупности диагнозов, установленных Савадян Г.А., в медицинских картах отсутствуют, дополнил, что достоверность и полнота медицинской карты, представленной по запросу суда ГБУЗ СК «Консультативно-диагностическая поликлиника» не установлена, в связи ее постоянной утерей. Отметил, что медико-социальная экспертиза проводилась Савадян Г.А. в 2010 году, именно на основании медицинских документов, которые в настоящий момент отсутствуют. Савадян Г.А. не могла знать, что в книге протоколов заседаний бюро МСЭ срок инвалидности установлен на один год. Лица, признанные инвалидами, обладают правом знакомиться с документами, хранящимися в бюро МСЭ, оснований не доверять решению комиссии у Савадян Г.А. не было, в связи с чем, своим правом на ознакомление с материалами, хранящими в отношении нее в учреждении МСЭ, не воспользовалась.
В обоснование возражений ссылается на Постановление Конституционного суда РФ от 26.02.2018 № 10-П, в котором указанно, что в отсутствии и непредставлении информации о противоправных действиях и поведении лица, признанного инвалидом, удовлетворение такого иска недопустимо, ни в части взыскания неосновательного обогащения, ни в части не признания Савадян Г.А., инвалидом.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» Минтруда России в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалах дела имеется письменный отзыв на исковое заявление (том 1 л.д.36-38), в котором указано, что в архиве Учреждения отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Савадян Г.А. за 2010 год. Также отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форм 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро <номер обезличен> - филиала Учреждения. В Учреждении сохранилась книга протоколов заседаний бюро МСЭ - филиала <номер обезличен> Учреждения от <дата обезличена> <номер обезличен>, согласно записи которой Савадян Г.А. <адрес обезличен>, 1980года рождения; перв., была освидетельствована <дата обезличена>, протокол <номер обезличен>, акт освидетельствования <номер обезличен>; группа инвалидности до освидетельствования - 0; группа инвалидности после освидетельствования - 2; причина инвалидности - общее заболевание; срок инвалидности - 04.11. Согласно «Книге учета выданных бланков справок МСЭ» Савадян Г.А. была выдана справка МСЭ 2009 <номер обезличен>.
В части требования о возложении на ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» Минтруда России обязанности по удалению из реестра архивной информации о признании инвалидом Савадян Г.А. просила отказать.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Склярова Н.И. пояснила, что на дату освидетельствования Савадян Г.А. являлась специалистом-реабилитологом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>», была членом комиссии по МСЭ, подготавливала программы реабилитации инвалидов на основе медицинских документов, после принятия решения комиссии, имеет высшее медицинское образование. В 2010 году бюро <номер обезличен> МСЭ находилось по адресу: <адрес обезличен>.
Обстоятельств 2010 года, а также была ли на освидетельствовании Савадян Г.А. или нет, какое было принято решение комиссией и выражалось ли членами комиссии особое мнение, вспомнить не смогла. Обозрев копию книги <номер обезличен> протоколов заседаний бюро МСЭ, приобщенную к материалам дела, подтвердила, что такая книга велась в бюро, после каждого заседания комиссии МСЭ медсестрой оформляется протокол заседания, который передается для поверки и подписи руководителю, затем протокол передается на подпись, уже без проверки, всем членом бюро. При проведении медико-социальной экспертизы все сотрудники находятся в одном кабинете, осмотр ведет один ведущий специалист, в зависимости от профиля заболевания, остальные специалисты присутствуют. Затем, когда больной уходит, специалисты обсуждают результаты осмотра, данные медицинских документов, которые были представлены, и выносят решение. После этого больной снова приглашается в кабинет, и руководитель учреждения объявляет ему решение, оформляется акт освидетельствования и разрабатывается программа реабилитации. Член комиссии, не согласный с решением, принятым комиссией, вправе выражать особое мнение в письменной форме, в акте освидетельствования инвалида.
Обозрев программу реабилитации Савадян Г.А. указала, что представленную ИПР не разрабатывала, не выполняла, по почерку видно, что записи в ИПР выполнены руководителем бюро Грудневой С.Х. Не отрицала, что в книге протоколов заседаний бюро МСЭ стоит лично ее подпись.
Дополнила, что согласно записям в книге <номер обезличен> протоколов заседаний бюро МСЭ Савадян Г.А. установлен следующий диагноз: ревматизм, активная фаза, активность второй степени, мерцательная аритмия, недостаточность кровообращения 2А-Б, третий функциональный класс, ангиопатия сетчатки. Это воспалительное заболевание миокарда, которое, согласно диагнозу, привело к серьезному осложнению ревматического процесса. Предположила, что диагностирование таких заболеваний могло повлечь за собой установление группы инвалидности, указав, что первично инвалидность устанавливается на один год. В рассматриваемом случае, в протоколе <номер обезличен> заседания бюро МСЭ от <дата обезличена>, указана причина инвалидности - общее заболевание, срок инвалидности - до апреля 2011 года.
На вопросы представителя ответчика пояснила, что граждане, которым была установлена инвалидность, вправе знакомиться со всеми документами, имеющимися в бюро, чтобы исключить возможность пропуска срока, до которого им установлена инвалидность. Если в справке медицинской сестрой была допущена ошибка при оформлении данных, и подразумевалось, что группа инвалидности оформлена на год, то через 11 месяцев пенсионный фонд должен присылать извещение гражданину, признанному инвалидом о том, что группа заканчивается, что повлечет за собой прекращение выплаты пенсии. Бюро МСЭ по окончании срока, на который установлена инвалидность, граждан не вызывает, соответствующие извещения не направляет. Граждане, признанные инвалидами, обладают правом на ознакомление с материалами дел освидетельствования, зачастую, такое право ими не реализуется.
Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные материалы, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований частично.
Данный вывод суда основан на следующем.
В силу ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально - бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п.36 Правил, гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности. В трехдневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом, соответствующее бюро направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, выписку из акта освидетельствования МСЭ гражданина, признанного инвалидом (п.35 Правил).
Пункт 5 Правил содержит условия признания лица инвалидом, наличие только одного из которых, не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6 указанных Правил).
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
В соответствии с п.13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования. Согласно указанному пункту Правил, гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:
- не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;
- не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п. 17 настоящих Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В разделе III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу.
Как следует из п. п. 15 - 16 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 №59-н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Из вышеприведенных положений следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев, и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая, согласно действующему законодательству, является основанием для предоставления мер социальной защиты и поддержки, к которым относятся и выплаты соответствующих пенсий.
Порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно ст. 9 приведенного Закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.
Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п. 2 ст. 25 ФЗ №400-ФЗ).
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1 ст. 28 ФЗ №400-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрена обязанность лица, виновного в причинении Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий.
Таким образом, для взыскания с лица причинившего Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба, необходимо установление его вины в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лицах (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли, неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно положениям п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из доказательств, имеющихся в материалах дела следует, что:
<дата обезличена> Савадян Г.А. обратилась в ГУ УПФР по <адрес обезличен> с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной песни на другую) (том 1 л.д.5-6), дополнительно представив к нему трудовую книжку (том 2 л.д.10-13), свидетельства о рождении детей, находящихся на иждивении (том 2 л.д.16-18), справку о составе семьи (том 2 л.д.19).
В материалы пенсионного дела филиалом <номер обезличен> ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» представлена выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ-2009 <номер обезличен>, согласно которой Савадян Г. А. <дата обезличена> года рождения, проживающей по адресу: <адрес обезличен>, <дата обезличена> впервые установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности – общее заболевание, дата очередного освидетельствования - бессрочно. Основание: акт освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы <номер обезличен> от <дата обезличена>. Дата выдачи выписки <дата обезличена> (том 1 л.д.13-14).
С <дата обезличена> по <дата обезличена> включительно Савадян Г.А. являлась получателем пенсии по инвалидности (том 1 л.д.15-17), о чем ей выдано соответствующее удостоверение <номер обезличен> (том 1 л.д. 191-196).
В январе <дата обезличена> года Савадян Г.А. произведена единовременная выплата в сумме 5.000 рублей (л.д.18), с <дата обезличена> по <дата обезличена> ответчику производилась дополнительная выплата к пенсии (л.д.19-21).
При проведении ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» Минтруда России внеплановой проверки в процессе внесения данных в «Информационный ресурс для архивной информации по инвалидам», выявлены разночтения по персональным данным граждан, в том числе Савадян Г.А. в Книге <номер обезличен> протоколов заседаний бюро МСЭ – филиал <номер обезличен> ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» за 2010 год (том 1 л.д.39-40) и справкой МСЭ 2009 <номер обезличен> от <дата обезличена> (том 1 л.д.13-14).
В Книге протоколов заседаний бюро МСЭ (Филиал <номер обезличен> бюро медико-социальной экспертизы ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>) начата <дата обезличена>, имеется запись заседания бюро МСЭ от <дата обезличена> протокол <номер обезличен> под п/п <номер обезличен> – Савадян Г. А., <адрес обезличен>, год рождения 1980, наименование направляющего лечебного учреждения – «3п», первично, № акта медицинского освидетельствования – 683, категория освидетельствуемых – разнорабочая, группа инвалидности до освидетельствования – 0, не уст., решение бюро МСЭ: группа инвалидности после освидетельствования – 2, причина инвалидности – общее заболевание, срок инвалидности – 04.11 (апрель 2011 года); диагноз (основной и сопутствующий) - У-09.8 <данные изъяты>, актив. 2 ст., <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д.39-40).
В Книге учета выданных бланков справок МСЭ (Филиал <номер обезличен> бюро медико-социальной экспертизы ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>) начата <дата обезличена>, окончена <дата обезличена>, имеется запись (п/п 41) о выдаче Савадян Г.А. на основании акта освидетельствования в бюро МСЭ <номер обезличен> справки МСЭ серия «-» <номер обезличен> (л.д.42 оборотная сторона).
В отзыве ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» Минтруда России указано, что в архиве Учреждения отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Савадян Г.А. за 2010 год.
Также отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форм 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро <номер обезличен> - филиала Учреждения.
Таким образом, в ходе проведения внеплановой проверки ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» при внесении данных в «Информационный ресурс для архивной информации по инвалидам» выявлено отсутствие в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>»:
- дела освидетельствования в бюро МСЭ Савадян Г. А. за 2010 год;
- данных о регистрации заявления Савадян Г.А. и направления лечебного учреждения Савадян Г.А. на МСЭ формы 088/у-06 в Журнале регистрации направления на МСЭ форм 088/у-06 и в Алфавитной книге бюро <номер обезличен> – филиала Учреждения,
Кром того, установлены следующие разночтения: в выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ-2009 <номер обезличен>, представленной филиалом <номер обезличен> ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» в ГУ – Управление Пенсионного фонта РФ по <адрес обезличен> имеется запись об установлении инвалидности 2 группы бессрочно, а в Книге протоколов заседаний бюро МСЭ (Филиал <номер обезличен> бюро медико-социальной экспертизы ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>), имеется запись заседания бюро МСЭ от <дата обезличена> протокол <номер обезличен> в графе 13 (срок инвалидности) – 04.11 (апрель 2011), т.е. на 1 год.
Указанное истцу стало известно <дата обезличена> из сообщения ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» Минтруда России от <дата обезличена> <номер обезличен> (том 1 л.д.198-200).
Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения Управлением ПФР ежемесячных денежных выплат ответчику Савадян Г.А.
В связи с отсутствием направления лечебного учреждения Савадян Г.А. на МСЭ, судом по собственной инициативе истребована медицинская документация Савадян Г.А. из медицинских учреждений, указанных со слов ответчика, а также истребована информация о направлении лица на МСЭ.
Из ответа главного врача ГАУЗ СК «Городская поликлиника <номер обезличен>» <адрес обезличен> следует, что Савадян Г.А. направление на прохождение МСЭ для установления группы инвалидности не выдавалось, за медицинской помощью в поликлинику указанное лицо не обращалось, в базе учреждения отсутствует. (том 1 л.д.64).
По сообщению заместителя главного врача по мед.части ГБУЗ СК «ГКБ СМП» <адрес обезличен> Савадян Г.А. на лечении в указанном медицинском учреждении не находилась и за медицинской помощью не обращалась (том 1 л.д.78).
Согласно ответу главного врача ГБУЗ СК «Городская поликлиника <номер обезличен>» гражданка Савадян Г.А. согласно сведениям электронной базы данных Комплексной системы автоматизации медицинского учреждения, в которой хранятся данные обо всех обращениях пациентов в период с <дата обезличена> по настоящее время, за медицинской помощью в указанный период в поликлинику не обращалась. В архиве учреждения амбулаторная карта лица также не найдена. Согласно сведениям Регионального сегмента Единого регистра застрахованных на территории <адрес обезличен> граждан ТФОМС СК, Савадян Г.А. зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>, и с <дата обезличена> прикреплена для медицинского обслуживания к ГБУЗ СК «Городская клиническая консультативно-диагностическая поликлиника» <адрес обезличен> (том 1 л.д.98-101).
ГБУЗ СК «Консультативно-диагностическая поликлиника» в распоряжение суда представлены подлинник медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях <номер обезличен> Савадян Г.А. на 331л. и подлинники санаторно-курортных книжек (7 шт.), а именно: санаторно-курортная книжка санаторий «Дубрава» <адрес обезличен>, путевка <номер обезличен> с <дата обезличена> по <дата обезличена>; санаторно-курортная книжка санаторий «Минеральные Воды-2» <адрес обезличен>, путевка <номер обезличен> с <дата обезличена> по <дата обезличена>; санаторно-курортная книжка санаторий «Москва» <адрес обезличен>, путевка <номер обезличен> с <дата обезличена> по <дата обезличена>; санаторно-курортная книжка санаторий «им.Э.Тельмана» <адрес обезличен>, путевка <номер обезличен> с <дата обезличена> по <дата обезличена>; санаторно-курортная книжка санаторий «Минеральные Воды-2» <адрес обезличен>, путевка <номер обезличен> с <дата обезличена> по <дата обезличена>; санаторно-курортная книжка санаторий «Дубрава» <адрес обезличен>, путевка <номер обезличен> с <дата обезличена> по <дата обезличена>; санаторно-курортная книжка санаторий «Дубрава» <адрес обезличен>, путевка <номер обезличен> с <дата обезличена> по <дата обезличена>.
Согласно данным медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях <номер обезличен>, Савадян Г.А. получала медицинское обслуживание к ГБУЗ СК «Городская клиническая консультативно-диагностическая поликлиника» <адрес обезличен> с 2008 года, постоянно наблюдалась в врача нефролога и <дата обезличена> ей впервые поставлен диагноз «нефрит», затем хронический пиелонефрит. Также имеются данные об обращении к терапевту, лору, гастроэнтерологу, диагнозы ОРВИ (2017), острый бронхит (2018), острый трахеит (2019), острый фарингит (2020), острый гайморит (2020), хронический гастродуоденит.
В амбулаторной карте имеются протоколы ВК медицинского отбора на санаторно-курортное лечение с клиническим диагнозом «хронический пиелонефрит, МКБ», показано санаторно-курортное лечение с заболеваниями мочеполовой системы.
Медицинская карта <номер обезличен> стационарного больного (ГБУЗ СК «<адрес обезличен>вая клиническая больница) подтверждает нахождение Савадян Г.А. на лечении в июне 2008 года в отделении ЛОР с диагнозом «хронический декомпенсированный тонзиллит».
Данных об обращении Савадян Г.А. к кардиологу, ревматологу, об исследовании сердечно-сосудистой системы в динамике, о результатах лечения в амбулаторных и стационарных условиях, о динамике наблюдения в лечебно-профилактических учреждениях в собранной судом и предоставленной представителем Савадян Г.А. медицинской документации не имеется.
Также в медицинской документации отсутствуют сведения об обращении Савадян Г.А. с соответствующим заявлением о принятии Врачебными комиссиями медицинских учреждений решения о направлении ее на освидетельствование в МСЭ для установления группы инвалидности.
В ответе и.о. главного врача ГБУЗ СК «Консультативно-диагностическая поликлиника» от <дата обезличена> указано, что вопрос о направлении Савадян Г.А. на МСЭ врачебной комиссией учреждения не рассматривался.
Суд обращает внимание, что в судебном заседании от <дата обезличена> ответчик Савадян Г.А. поясняла, что направление на медико-социальную экспертизу было выдано врачом-нефрологом, с диагнозом: нефросклероз обеих почек, кистозные образования почек, истончение паренхимы, нефроптоз, хронический пиелонефрит, нефрит, ревмокардит.
При этом свидетель Склярова Н.И., имеющая высшее медицинское образование, предупрежденная об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, поясняла, что согласно записям в Книге 3 протоколов заседаний Бюро МСЭ, диагноз, установленный ответчику Савадян Г.А., не связан с заболеванием почек.
Довод представителя ответчика Савадян Г.А. о том, что представленная по запросу суда медицинская карта <номер обезличен> неоднократно терялась, что могло повлечь за собой неполное восстановление имевшихся в ней документов, судом не принимается, поскольку, доказательств в обоснование заявленного довода, представителем ответчика не представлено (ст.56 ГПК РФ).
Кроме того, в материалы дела представлена медицинская документация ответчика (том 1 л.д.118-128), относимая к году признания лица инвалидом, которая также свидетельствует о наличии у Савадян Г.А. заболевания почек.
Разночтение в данных учреждения МСЭ и УПФ РФ в части срока установления инвалидности Савадян Г.А. подтверждаются также представленной в материалы дела индивидуальной программой реабилитации инвалида (том 1 л.д.130-139), составленной, со слов свидетеля, Грудневой С.Х., и подписанной Савадян Г.А., отражающей бессрочность установления лицу инвалидности.
При этом, по мнению суда, ИПР инвалида не может служить безусловным доказательством неосведомленности лица, признанного инвалидом, о сроке установления инвалидности в связи со следующим. Правилами признания лица инвалидом (пункт 28) установлено,чторешение комиссии объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. В связи с чем, при надлежащем прохождении медико-социальной экспертизы в бюро МСЭ гражданин, в отношении которого принято решение комиссии по МСЭ, уведомляется о принятом решении.
На основании ст.79 ГПК РФ определением суда от <дата обезличена> назначалась по делу судебная медико-социальная экспертиза, заключение по результатам проведения которой не может быть принято судом в качестве допустимого доказательства в связи со следующим.
В силу статьи 171 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у эксперта отбирается подписка о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, которая приобщается к протоколу судебного заседания. В определении о назначении экспертизы от <дата обезличена> судом указано на предупреждение эксперта об ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения. Однако, до начала проведения экспертизы соответствующая подписка у комиссии экспертов не отбиралась, в заключении экспертизы подписка экспертов отсутствует. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что требование закона о предупреждении судом эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения не может быть признано выполненным. Дополнительно представленная экспертным учреждением подписка экспертов о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, датирована <дата обезличена>,в то время как экспертиза проводилась <дата обезличена>.
Довод представителя ответчика о необходимости вызова и допроса в судебном заседании всех членов комиссии по МСЭ для наиболее полного установления обстоятельств проведения процедуры освидетельствования лица, судом отклонен, поскольку в заседании был допрошен в качестве свидетеля один из членов комиссии МСЭ Склярова Н.И., которая ответила на вопросы суда и участников процесса.
Судом направлялись судебные извещения по адресам, имеющимся в ФКУ «ГБ МСЭ по СК» и представленным суду.
Суд считает, что розыск адресов иного места проживания свидетелей, приведет к затягиванию рассмотрения спора по существу. Имеющихся доказательств достаточно для принятия судом решения.
Исходя из расчетов истца излишне выплаченных сумм (том 1 л.д.15-21), выплата пенсии и доплаты к пенсии Савадян Г.А. производились ежемесячно в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, всего на сумму <данные изъяты> <данные изъяты> (<данные изъяты> <данные изъяты> к + <данные изъяты>), также произведена разовая выплата за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в сумме 5.000 рублей.
Обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления инвалидности, возложена на заявителя.
Как указано в ч. 1 ст. 28 ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п.3 ст. 25 ФЗ № 400-ФЗ).
Такой способ исправления подобных ошибок, допущенных при их назначении, как прекращение выплаты пенсии в связи с отсутствием права на неё, является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе длительности периода выплаты пенсии (срока, прошедшего с момента её назначения), даже при отсутствии виновных действий со стороны их получателя.
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом, как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.
Принимая во внимание, что в архиве бюро МСЭ нет «Дела освидетельствования» ответчика, а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом (на основании которых ответчику были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ), не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ, а также тот факт, что ответчикомне представлено доказательств прохождения медико-социальной экспертизы в установленном законом порядке, факт прохождения МСЭ не подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд приходит к выводу о незаконном полученииСавадян Г.А. справки МСЭ, без проведения освидетельствования.
Довод представителя истца о том, что представленная в материалы дела копия книги протоколов заседаний бюро МСЭ и книги учета выданных бланков справок МСЭ некорректно изготовлена и является недопустимым доказательством, судом отклоняется, поскольку представленные копии находятся в сшиве, заверены надлежащим образом, что соответствует требованиям ч.2 ст.71 ГПК РФ.
На основании изложенного суд считает обоснованным требование о признании недействительными справки об установлении инвалидности серии МСЭ-2009<номер обезличен>от 01.03.2010и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009<номер обезличен>от <дата обезличена>, выданные филиалом <номер обезличен> ФКУ «ГБ МСЭ по СК», согласно которым Савадян Г.А. установлена 2 группа инвалидности бессрочно.
При этом, суд учитывает, что с мая 2018 года, а именно, после прекращения истцом выплаты пенсии ответчику, последний в ГУ Управление Пенсионного фонда по <адрес обезличен> по вопросу прекращения ему выплат - не обращался.
В связи с представлением в ГУ Управление Пенсионного фонда по <адрес обезличен> справки серии МСЭ-2009<номер обезличен>,ответчику производились ежемесячные денежные выплаты.
Согласно расчету (том 1 л.д.15-21), выплата пенсии и доплаты к пенсии Савадян Г.А. производились ежемесячно в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, всего на сумму 1<данные изъяты> <данные изъяты> к + <данные изъяты>), также произведена разовая выплата за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в сумме 5.000 рублей.
Представленный истцом расчет соответствует данным пенсионного дела Савадян Г.А. (том 2 л.д.1-94).
Рассматривая требования о взыскании с ответчика выплаченных сумм, суд приходит к следующим выводам.
Одним из важнейших элементов социального обеспечения инвалидов является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию. Указанное нашло отражение в Конвенции о правах инвалидов (принятадатаРезолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН). Конвенцией признаны права инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, и права на социальную защиту, включая меры по обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам (пункт 1 и подпункт «e» пункта 2 статьи 28).
Пенсионное обеспечение, а также предоставление мер социальной поддержки в связи с инвалидностью, осуществляются на основе признания лица инвалидом в порядке, предусмотренном законодательством, что предполагает проведение медико-социальной экспертизы (часть четвертая статьи 1, положения главы II Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Проведение такой экспертизы составляет обязанность уполномоченной организации-учреждения медико-социальной экспертизы, от ошибок которого, в частности формально-процедурного характера, допущенных, в том числе, на стадии получения необходимых документов для проведения освидетельствования и не влияющих на результат оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, не должен страдать гражданин, которому была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности, при условии отсутствия в его действиях признаков недобросовестности (противоправности).
В соответствии со ст. 18 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата пенсий (соответственно, и трудовых пенсий по инвалидности)производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а именно, - Пенсионным фондом Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за соответствующей пенсией. К обращению должны быть приложены необходимые для установления трудовой пенсии документы, перечень которых устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В определении от 19.05.2009 №541-О-О, Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии конкретного вида и размера, которое и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии
В целях обеспечения добросовестного исполнения субъектами пенсионных отношений своих обязанностей и предупреждения злоупотребления правом на получение пенсии статьей 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлена ответственность физических и юридических лиц за представление недостоверных сведений и несвоевременное представление необходимых сведений, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, возмещение ущерба, причиненного Пенсионному фонду Российской Федерации перерасходом средств на выплату трудовых пенсий.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса; правила, предусмотренные главой 60 данного Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 1109 ГК Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Следовательно, привлечение к юридической ответственности в виде возмещения Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба обусловлено наличием вины субъекта правонарушения. Это согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой наличие вины является общим и общепризнанным принципом юридической ответственности во всех отраслях права. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется. Поскольку добросовестность гражданина презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении статуса инвалида и предъявлении им в пенсионный орган справки об установлении инвалидности, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на пенсионный орган, требующий возврата названных выплат, то есть на истца.
В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», для назначения, перерасчета размера и выплаты ПФ РФ трудовой (страховой) пенсии по инвалидности, к заявлению о назначении соответствующей пенсии, подаваемому в территориальный орган ПФ РФ, заинтересованному лицу необходимо приложить документ, подтверждающий установление инвалидности.
В соответствии с п. 24 постановления Правительства РФ №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Согласно требованиям Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2); и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28).
Следовательно, учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов.
Кроме того, в соответствии с п. 22 Приказа Минтруда России 17.11.2014 №884н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в необходимых случаях проверяет обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Таким образом, органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В рамках осуществления контроля за решениями бюро, Главное бюро медико-социальной экспертизы при установлении соответствующей необходимости, проводит повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт "б" пункта 6 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 № 310н).
В соответствии с пунктом 4 названного Порядка, состав бюро медико-социальной экспертизы включает не менее трех специалистов и формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации (при необходимости - специалистов по социальной работе), которые несут персональную ответственность за соблюдение порядка и условий признания лица инвалидом, соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии; персональная ответственность специалистов бюро закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом, как ранее указывалось, учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов.
Решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24.10.1995 №181-ФЗ №О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Между тем, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, признание недействительным решения учреждения медико-социальной экспертизы об установлении гражданину инвалидности и, как следствие, справки об установлении гражданину инвалидности, выданной этим учреждением, послужившей основанием для назначения гражданину пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, само по себе не может служить основанием для взыскания с такого гражданина излишне выплаченных территориальным органом ПФ РФ денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях гражданина, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата.
Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, ответственности за нарушение работниками учреждения МСЭ процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему обязанности по контролю за действиями работников указанного органа, в то время как в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы, гражданин не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения.
Таким образом, гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях выявления незаконности принятого в отношении него решения, в том числе, в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, при условии, что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина.
Истец, обращаясь в суд с иском, в обоснование требований ссылается на сам факт несоответствия сведений, занесенных в справку об инвалидности и выписку из акта МСЭ информации, имеющейся в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>», а также на факт обращения ответчика с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты.
Доказательств, бесспорно подтверждающих недобросовестность ответчика Савадян Г.А., истцом не представлено (ст.1109 ГК РФ).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании с ответчика выплаченных сумм.
Рассматривая требование о возложении обязанности на ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» Минтруда России об исключении из информационного ресурса информацию о признанииСавадян Г.А.инвалидом, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 5.1 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.
В соответствии с Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 16.07.2016 №1506-р, поставщиками информации для формирования и ведения Федерального реестра инвалидов являются: фонд социального страхования Российской Федерации; Пенсионный фонд Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги инвалидам; федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; иные организации, участвующие в предоставлении таких услуг.
Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.
Таким образом, при признании справки об установлении инвалидности недействительной, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес обезличен>Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации», являясь поставщиком информации, должно удалить из информационного ресурса информацию о признанииСавадян Г.А. инвалидом.
В соответствии с п.8 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
Согласно п.1,3 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации судами общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическим лицом, государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчикаСавадян Г.А.подлежит взысканию в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес обезличен> края (межрайонное) - удовлетворить частично.
Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности МСЭ-2009 <номер обезличен> от <дата обезличена> и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009 <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданные филиалом <номер обезличен> Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес обезличен>», согласно которым Савадян Г. А. <дата обезличена> года рождения установлена вторая группа инвалидности, бессрочно.
Обязать ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес обезличен>» Минтруда России исключить из информационного ресурса информацию о признании Савадян Г. А. инвалидом.
Во взыскании с Савадян Г. А. в пользу Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес обезличен> края (межрайонное) незаконно полученные за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> пенсию по инвалидности в сумме <данные изъяты> копеек, ежемесячную денежную выплату в сумме <данные изъяты> за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, единовременную выплату за январь 2017 года в сумме 5.000 рублей, государственной пошлины в размере 13.134 рубля 94 копейки - отказать.
Взыскать с Савадян Г. А. государственную пошлину в доход муниципального образования <адрес обезличен> в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.
Судья И.Н. Маслова