Дело № 2-1376/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Амурск. 15 июня 2012 г.
Амурский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего, судьи КРЕМЛЕВА В.В.
при секретаре ГОРДЕЕВОЙ Е.А.
с участием истца ПОПОВОЙ Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску ПОПОВОЙ Л. Г. к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
ПОПОВА Л.Г., будучи собственником жилого помещения по <адрес>, обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что ответчик незаконно выставляет ей счета на оплату электроэнергии с учётом стоимости электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды многоквартирного дома.
Просительная часть искового заявления сформулирована следующим образом:
«ПРОШУ:
1. Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Поповой Л. Г., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с декабря 2010 г. по февраль 2012 г. по <адрес>.
2. Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Поповой Л. Г. – зачесть сумму в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в счет будущих платежей за электроэнергию.
3. Признать незаконным установку ОДПУ (общедомового счетчика) по <адрес>.
4. Запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» впредь до принятия собственниками дома <адрес> решения о выборе непосредственной формы управления, начислять и указывать в квитанциях предъявляемых Поповой Л. Г. по <адрес> плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление».
В судебном заседании истец, снизив размер исковых требований на <данные изъяты> руб. (л.д. 5), на иске настаивала по вышеуказанным основаниям, пояснила, что является собственником вышеуказанной квартиры совместно с мужем. Квартира однокомнатная в 5-этажном 5-подъездном доме на 2 этаже. Индивидуальный счетчик установлен на лестничной площадке. Оплату электроэнергии осуществляет по квитанциям. Никаких договоров ни с ответчиком, ни с управляющей организацией не заключала. Договор управления многоквартирным домом также не заключала. О том, что имеется прибор общедомового учета электроэнергии, выставляются счета, исходя из показаний этого прибора, узнала только из квитанций с декабря 2010 г. О том, когда, на основании чьего решения установлен прибор, неизвестно. Ни ответчик, ни третье лицо никаких пояснений на её соответствующие обращения не давали. Где установлен общедомовой счетчик, опечатан ли он, имеется ли доступ посторонних лиц к нему, кем и когда снимаются показания, как и где они фиксируются, достоверны ли они, неизвестно, поэтому показаниям этого прибора не доверяет. Дополнительным основанием сомневаться в достоверности показаний и выставляемых на их основании счетов является также и то, что суммы разнятся разительным образом, и непонятно, от чего это зависит. Будет ли собрание собственников жилых помещений дома с повесткой о выборе непосредственной формы управления домом, и будет ли оно в принципе, неизвестно, так указал юрист в исковом заявлении, она (истица) с этим я согласилась. Полагает, что при той ситуации, которая есть на сегодняшний момент, и если она не будет изменяться, требования, выставляемые ответчиком об оплате ОДН по показаниям общедомового прибора незаконны. Собрание собственников помещений многоквартирного дома № по <адрес> по вопросам об установке прибора общедомового учета электроэнергии, месте его установки, порядке снятия показаний этого прибора, времени снятии, способе их фиксации, принятии прибора в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, не было. Задолженности по оплате за период, указанный в исковом заявлении, нет.
Представители ответчика, третьего лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Представитель ответчика об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении дела, возражений против рассмотрения дела в его отсутствие не заявил.
Представитель третьего лица ООО Управляющая компания «Наш дом» просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв, в котором указал, что общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе в отношении дома № по <адрес>.
Управляющая компания заключила с ОАО «ДЭК» договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, подписала акт ввода в эксплуатацию (обследования) измерительного комплекса расчетного учета электроэнергии и подписало акт разграничения балансовой ответственности сторон. Согласно данному договору, ОАО «ДЭК» получило право производить снятие показаний индивидуальных приборов учета и общедомовых приборов учета; получать плату за потребленную электрическую энергию от потребителей; осуществлять формирование, печать и доставку счетов-квитанций потребителям; осуществлять взыскание с потребителей задолженности по оплате электроэнергии.
Согласно п. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., на
собственников жилого дома возложена обязанность в срок до 01.07.2012 г. установить общедомовой прибор учета электроэнергии.
При этом договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса, должен заключаться с лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, т.е. управляющей организацией.
Энергоснабжение является коммунальной услугой. Начисление размера платы за потребленную энергию производится в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. ПП РФ № 307 от 23.05.2006 г.). Согласно абз. 2 п. 7 Правил, собственники (наниматели) помещений в МКД вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в МКД. Согласно п. 23 данных правил, при оборудовании МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется по соответствующим формулам
Из разъяснений министерства регионального развития РФ (письмо от 18.06.2007 г. № 11356-ЮТ/07) следует, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме, исходя из следующего.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником вышеуказанного жилого помещения (л.д. 9).
Как следует из пояснений истца, письменных отзывов представителей ответчика и третьего лица, указанный дом является многоквартирным и управляется ООО УК «Наш дом».
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником вышеуказанной квартиры (л.д. 9).
Как следует из пояснений истца, материалов дела, вышеуказанный дом является многоквартирным и управляется ООО УК «Наш дом».
Как следует из предоставленной ответчиком по аналогичному делу копии договора от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УК «Наш дом» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения №, согласно которому (пункт 1.1) ОАО «ДЭК» («Гарантирующий поставщик») обязалось осуществлять продажу обществу с ограниченной ответственностью УК «Наш дом» («Покупатель») электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО УК «Наш дом» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно приложению.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных указанным договором.
Из пункта 1.3 договора следует, что ООО УК «Наш дом» поручило ОАО «ДЭК» производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счетов-квитанций потребителям от своего имени.
В течение указанного истицей времени в счетах на оплату электрической энергии ответчиком дополнительно к требованиям об оплате электроэнергии, потребленной в квартире, выставлялись требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома за вышеуказанный период, что подтверждается представленными квитанциями. Указанная истцом в исковом заявлении сумма действительно внесена ею ответчику. (л.д. 6-8, 10, 11).
Находя требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд исходит из следующего.
Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года №123-ФЗ часть 7 ст. 155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения;
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
В соответствии с п. 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Исходя из содержания и смысла вышеуказанных правовых норм, вышеуказанного договора энергоснабжения,
- ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, коммунального ресурса - электрической энергии,
- управляющая компания ООО УК «Наш дом» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома,
- истица является потребителем этой услуги.
Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую истец обязан вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УК «Наш дом», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.
ОАО «ДЭК» по смыслу вышеуказанных правовых норм не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истцу квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям соответствующей коммунальной услуги.
Расчет размера платы за коммунальные услуги (в данном случае платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды) является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.
При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530).
Эта обязанность предусмотрена пунктом 89 названных Правил, а также подпунктом «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:
- оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;
- использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);
- для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом пункт 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусматривает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Законность положений указанного пункта Правил подтверждена решением Верховного Суда РФ от 6.10.2008 г. № ГКПИ08-1704.
Однако с учетом содержания пункта 89 указанных Правил право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.
Оплату же остальной электроэнергии, – использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.
Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.
Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.
В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.
В силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно третье лицо (управляющая организация) как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме,
Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истице напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные истице и оплаченные ею начисления в счёт оплаты электроэнергии на ОДН в требуемом истицей размере подлежат возврату истцу.
Заключенный между ответчиком и третьим лицом вышеуказанный Договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ как противоречащий закону в силу ст.ст. 166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части условия, касающегося передачи третьим лицом ответчику полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома (в данном случае истцу) платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией (ответчиком).
Исходя из анализа подлежащих применению в данном деле правовых норм, обстоятельств, подтверждённых представленными сторонами и третьим лицом документов, суд приходит к выводу о неправомерности установки общедомового прибора учета электрической энергии и использования ответчиком такого прибора при расчете истцу платы за электроэнергию, использованную на ОДН.
Как следует из пояснений истца, собранием собственников помещений вышеуказанного МКД решение об установке прибора общедомового учета электроэнергии не принималось.
Согласно пункту 5 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию, в срок до 1.07.2012 г.
Установка названных приборов учета производится на основании договора с организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии (пункт 9 статьи 13 Закона). До 1 июля 2010 года от таких организаций должно было последовать предложение собственникам помещений об оснащении многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 10 статьи 13 Закона). В случае установки приборов за счет бюджетных средств, собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности, установленной пунктом 5 статьи 13 закона (пункт 11 статьи 13 закона).
Принудительный порядок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов допускается после 1.07.2012 года. В этом случае названные организации осуществляют установку таких приборов в срок до 1.01.2013 г. за счет собственников помещений многоквартирного дома либо за свой счет, но с возмещением понесенных расходов за счет собственников помещений в рассрочку до 5-ти лет (пункт 12 статьи 13 закона).
Доказательств тому, что ответчик либо третье лицо обращались к собственникам помещений вышеуказанного дома с предложением об установке соответствующего прибора учета и его цене; что прибор учета был установлен за счет бюджетных средств или за счёт средств ответчика, в деле не имеется.
Какие-либо документы, содержащие сведения: кем, когда, при каких обстоятельствах, на основании чего и где именно установлен прибор, используемый для выставления истцу соответствующих платежей, соответствует ли указанный прибор предъявляемым к таким приборам требованиям, соблюдены ли при его установке необходимые технические условия, кем и кому такие условия выдавались, ответчиком, несмотря на соответствующее требование суда не предоставлены.
В общую долевую собственность собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома используемый ответчиком для расчётов за электроэнергию общедомовой прибор учета передан не был.
Учитывая установленные по делу факты, суд приходит к выводу, что соответствующий прибор учета, о котором упоминает третье лицо (л.д. 29), установлен в вышеуказанном доме в нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор в настоящее время не может быть использован для целей расчёта непосредственно с ПОПОВОЙ Л.Г. за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды.
Поскольку судом установлено, что в настоящее время, исходя из вышеуказанных, установленных судом на данный момент обстоятельств, ответчик (ОАО «ДЭК») не наделён правом производить непосредственно с жильцами вышеуказанного многоквартирного дома (а следовательно и с истцом) расчет за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды в указанном доме по показаниям неустановленного (неизвестного) прибора, требования истца подлежат удовлетворению.
Имеющееся в отзыве управляющей организации указание на то, согласно решению общего собрания собственников многоквартирного дома (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), собственники и наниматели помещений МКД голосовали против наделения ООО УК «Наш дом» полномочиями предоставлять коммунальные услуги для данного МКД, не может быть принято во внимание как основание к отказу в иске, поскольку голословно. Соответствующий протокол с таким решением в суд не предоставлен.
Поскольку,
- как это следует из предоставленных истицей квитанций, по выставленным ей ответчиком счетам за электроэнергию за указанный истцом период ею внесены ответчику в счёт оплаты за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, <данные изъяты> руб.,
- исходя из вышеуказанных, установленных судом обстоятельств, ответчиком указанные средства получены непосредственно с истца незаконно, без законных оснований,
- указанная сумма, таким образом, подлежит возврату истцу,
требование истца о зачёте указанной суммы в счёт будущих причитающихся с неё платежей за электроэнергию подлежит удовлетворению.
Поскольку при предъявлении иска истец была освобождена от уплаты государственной пошлины, указанная пошлина в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ и подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ.
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░<░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ 2011 ░. ░░ ░░░░░░░ 2012 ░. ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2011 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2012 ░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2011 ░. ░░ ░░░░░░░ 2012 ░. ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░ №), ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░ ░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░ ░ ░ ░ ░