Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 августа 2013 года Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего Малкиной Л.И.
при секретаре Глазковой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3158/13 по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации права,
У с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее регистрационная палата или Управление) №00 от **.**.**** г. незаконным и необоснованным; обязании Управление провести регистрацию перехода права собственности на земельный участок площадью 1270 кв.м. кадастровый номер №00 с разрешенным использованием: для строительства многоэтажного жилого дома, местоположение: Самарская область г. Сызрань в западной части КК №00 от ФИО1 к Муниципальному образованию – городской округ Сызрань (далее г.о. Сызрань или Муниципальное образование); обязании Управление внести записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) о прекращении права собственности за ФИО1 на земельный участок площадью 1270 кв.м. кадастровый номер №00 с разрешенным использованием: для строительства многоэтажного жилого дома, местоположение: Самарская область г. Сызрань в западной части КК №00 и возникновении права за г.о. Сызрань на земельный участок площадью 1270 кв.м. кадастровый номер №00 с разрешенным использованием: для строительства многоэтажного жилого дома, местоположение: Самарская область г. Сызрань в западной части КК №00, ссылаясь на то, что между ним и г.о. Сызрань, в лице руководителя Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Сызрань (далее КИО) ФИО3 заключен договор купли продажи земельного участка №00 от **.**.**** г. Предметом договора является земельный участок, площадью 1270 кв.м., кадастровый номер №00, с разрешенным использованием: для строительства многоэтажного жилого дома, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, в западной части КК №00. Он выполнил условия договора по оплате и государственной регистрации права за собой вовремя и в полном объеме. В результате осмотра данного участка выяснилось, что данный участок невозможно использовать по прямому назначению в соответствии с разрешенным использованием в связи с существенным недостатком (наличие обременения). Он обратился в Администрацию г.о.Сызрань Самарской области с заявлением о расторжении договора и возврате уплаченных средств. Вскоре Администрация г.о.Сызрани исполнила его требования, расторгнув с ним договор купли-продажи и вернула средства оплаченные за участок. Возникла необходимость регистрации дополнительного соглашения о расторжении договора, так как он более не мог обладать правом.
Вместе с представителем Администрации г.о.Сызрань ФИО5 **.**.**** г. он обратился в Управление с целью государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на земельный участок площадью 1270 кв.м., кадастровый номер №00, разрешенным использованием: для строительства многоэтажного жилого дома, местоположение: Самарская область, г.Сызрань, в западной части КК №00 за Муниципальным образованием, которое было подано **.**.**** г.
**.**.**** г. было выдано уведомление о приостановлении государственной регистрации за №00. Он исполнил только часть пунктов приостановления (а именно представил согласие супруги на отчуждение земельного участка), поэтому получил отказ от **.**.**** г. за №00, причиной отказа стало то, что данное заявление о переходе права собственности от него к Муниципальному образованию зарегистрировать было нельзя, т.к. первоначально правом на данный участок Муниципальное образование обладало на основании правила разграничения государственной собственности и не имело правоустанавливающего документа на земельный участок.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от **.**.**** г. №00-Ф3 «О введении и действие Земельного кодекса РФ» (далее Закон о введении ЗК РФ): «Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».
Поэтому, по его мнению, Муниципальное образование обладало законным правом на владение и распоряжение вышеуказанным земельным участком. Отсутствие государственной регистрации права Муниципального образования не означает отсутствие права собственности. Поэтому вывод регистрирующего органа о том, что при расторжении договора купли-продажи право Муниципального образования возникнуть не может, является, по мнению заявителя ошибочным.
Положения Закона о регистрации, а также Правила ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением правительства РФ №00 от **.**.**** г. (далее Правила ведения ЕГРП) позволяют провести государственную регистрацию перехода права собственности к Муниципальному образованию на основании дополнительного соглашения о расторжении договора купли-продажи и соответствующего постановления Администрации г.о.Сызрань, а также заполнить подразделы реестра.
Полагая, что отказ в государственной регистрации наполнен неверными трактовками закона, обратился в суд (л.д. 3-5).
В судебном заседании заявитель поддержал заявление в части отказа от **.**.**** г. исх. №00, привел изложенные выше доводы, дополнил, что согласно п. 1 ст. 549 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст. 130 ГК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых - без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о регистрации права на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, их ограничения (обременения), сделки с данными объектами недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в ЕГРП по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 551 ГК РФ установлено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
По его мнению, земельный участок относится к числу недвижимого имущества, а права на земельные участки подлежат государственной регистрации и следует разделять понятия регистрации перехода права на недвижимое имущество и непосредственно самого договора купли-продажи недвижимого имущества. В связи с вышеприведенными нормами переход права на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами. По его мнению, действующим законодательством не установлено прямое обязательство в регистрации договора купли-продажи земельного участка, а установлен порядок регистрации перехода права на недвижимое имущество. В обоснование своих требований сослался на решение ФАС ул. ХХХ в Постановлении от **.**.**** г. № КГ-А41/3875-11 и ФАС ул. ХХХ в Постановлении от **.**.**** г. по делу № А32-16053/2010, ФАС ул. ХХХ в Постановлении от **.**.**** г. по делу № А11-1793/2008-К1-14/118.
Полагает, что договор купли-продажи земельного участка не подлежит государственной регистрации. Гражданским законодательством РФ предусмотрена лишь государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, а не договора купли-продажи указанного участка. Целью обращения в регистрационную плату регистрации перехода права собственности на основании дополнительного соглашения является документальное оформление возвращенных ему денежных средств по договору купли-продажи.
Полагал несостоятельными доводы представителя о том, что он не лишен права обращения в регистрационную палату с заявлением об отказе от земельного участка, поскольку в этом случае земельный участок переходит в муниципальную собственность безвозмездно, и Муниципальное образование оформить передачу ему денег по сделке не сможет (л.д. 44-45).
В судебном заседании представитель регистрационной палаты в лице ФИО4 представил отзыв в письменном виде, из которого усматривается, что в удовлетворении заявленных требований просит отказать, полагал, что из ст. 255 ГПК РФ и п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **.**.**** г. №00 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих» следует, что основание для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременное наличие двух условий – незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушение прав и законных интересов или создание препятствий к осуществлению прав и свобод, обратившегося в суд с соответствующим требованием гражданина.
**.**.**** г. ФИО1 и представитель Муниципального образования ФИО5, обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права собственности за Муниципальным образованием на земельный участок по адресу: Самарская область, г.Сызрань, в западной части КК №00 (заявление №00).
**.**.**** г. Управлением было отказано в совершении данного регистрационного действия на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.
В регистрирующий орган было представлено дополнительное соглашение от **.**.**** г. к договору купли-продажи земельного участка №00 от **.**.**** г. и акт приема-передачи от **.**.**** г., в соответствии с которым, стороны договорились расторгнуть с **.**.**** г. договор купли-продажи от **.**.**** г., заключенный по результатам аукциона. По результатам аукциона муниципальное образование г.о. Сызрань распорядилось данным земельным участком, собственность на который не разграничена, в силу ст. 2 Закона о введении ЗК РФ.
Следовательно, должна произойти двусторонняя реституция, т.е. возвращение сторон в первоначальное положение, существовавшее до совершения сделки.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о введении ЗК РФ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
По мнению представителя, при расторжении данного договора купли-продажи право собственности у Муниципального образования возникнуть не может, т.к. земельный участок возвращен в государственную не разграниченную собственность (ст.214 ГК РФ и ст. 2 Закона о введении ЗК РФ).
Иные документы, подтверждающие возникновение права муниципальной собственность в порядке разграничения в регистрирующий орган представлены не были.
В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Полагал, что все действия регистрирующего органа полностью соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д. 72-75).Полагал, что заявителю следует обратиться в регистрационную палату с заявлением об отказе от прав на земельный участок либо обратиться в суд с иском о признании сделки купли-продажи земельного участка недействительным (л.д.72-75).
Представитель Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань в лице ФИО5 (доверенность л.д. 38) представила отзыв в письменно виде, из которого усматривается, что не возражала против заявленных требований. Не оспаривала заключение между ФИО6 и Муниципальным образованием в лице Руководителя Комитета имущественных отношений ФИО3 по итогам состоявшегося **.**.**** г. открытого аукциона заключение договора купли-продажи земельного участка площадью 1270 кв.м, с кадастровым номером №00, разрешенное использование: для строительства многоэтажного жилого дома, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, в западной части КК №00. За ФИО1 в Управлении были зарегистрированы переход права собственности и право собственности на указанный земельный участок. Впоследствии покупатель участка обнаружил обстоятельства, делавшие невозможным дальнейшее использование земельного участка по целевому назначению и Дополнительным соглашением договор купли-продажи земельного участка, сторонами расторгнут, средства, уплаченные по договору, возвращены. В регистрации дополнительного соглашения Управление отказало, сославшись на то, что первоначально Муниципальное образование правом на данный участок не обладало и не имело правоустанавливающего документа на него. Отказ считает необоснованным. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Муниципальное образование г.о.Сызрань обладало законным правом распорядиться указанным земельным участком. Поскольку в соответствии с п. 10 ст. 3 Вводного закона к ЗК РФ для осуществления распоряжения землями, право государственной собственности на которые не разграничено, регистрации права собственности не требуется, Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от **.**.**** г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" дал следующее разъяснение Закона. При разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель, с государственной регистрацией обременении (ограничений) или сделок с этими участками, последние должны разрешаться с учетом того, что регистрации ранее возникшего права государственной собственности не требуется (п. 10). При этом до разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями арбитражные суды должны исходить из презумпции того, что спорный земельный участок находится в государственной собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).
Полагала несостоятельными доводы представителя регистрационной палаты в части предъявления заявителем в суд иска о признании сделки недействительной, поскольку между сторонами заключено дополнительное соглашение о расторжении договора (л.д. 70-71).
Суд, выслушав заявителя, представителей, проверив письменные материалы дела, полагает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 5 ст. 131 ГК РФ, п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Закона о регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в п. 20 Закона о регистрации.
Согласно абзацу 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим законно для государственной регистрации.
Судом установлено, что Администрация г.о.Сызрани, действующая от имени в лице Муниципального образования в лице руководителя КИО ФИО3 продало **.**.**** г. ФИО1 за 300000 руб. земельный участок площадью 1270 кв.м. кадастровый номер №00 с разрешенным использованием: для строительства многоэтажного жилого дома, местоположение: Самарская область г. Сызрань в западной части КК №00, что подтверждается копией договора №00 купли-продажи земельного участка от **.**.**** г. (л.д. 6).
**.**.**** г. за ФИО1 зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок (свидетельство о государственно регистрации прав серии 63-АЖ №00 л.д. 9).
После заключения и регистрации сделки выяснилось, что данный участок невозможно использовать по прямому назначению в соответствии с разрешенным использованием в связи с существенным недостатком (земельный участок занят бомбоубежищем). Он обратился в Администрацию г.о.Сызрань Самарской области с заявлением о расторжении договора и возврате уплаченных средств.
**.**.**** г. ФИО1 и Администрацией г. о. Сызрань, действующая от имени Муниципального образования г.о. Сызрань в лице руководителя КИО ФИО3 заключено дополнительное соглашение к договору купли-продажи земельного участка №00 от **.**.**** г., в соответствии с которым стороны пришли к соглашению о расторжении договора купли-продажи земельного участка от **.**.**** г. Денежные средства ФИО1 возвращены, но передача их документально не оформлена, что не оспаривается сторонами по сделке.
**.**.**** г. ФИО1 обратился в Управление с заявлением о регистрации перехода права собственности на земельный участок кадастровым номером №00, а Администрация г.о. Сызрань в лице ФИО5 о регистрации права собственности на указанный земельный участок за Муниципальным образованием г.о. Сызрань, предоставив дополнительное соглашение от **.**.**** г. к договору купли-продажи земельного участка №00 от **.**.**** г. (л.д. 62-63).
**.**.**** г. ФИО1 и Администрации г.о. Сызрань было отказано в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору купли-продажи и перехода права собственности на земельный участок на основании абз. 10 п.1 ст. 20 Закона о регистрации (л.д. 29-32).
Согласно п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Положениями абзаца 10 п. 1 ст. 20 названного Закона предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Так, из уведомления Управления от **.**.**** г. исх. №00, следует, государственная регистрация приостановлена, поскольку договор купли-продажи земельного участка №00 от **.**.**** г. не подлежал государственной регистрации, следовательно, и представленное дополнительное соглашение от **.**.**** г. к договору купли-продажи земельного участка №00 от **.**.**** г. также не подлежит государственной регистрации. Кроме того, к заявлению не приложено решение органа местного самоуправления о расторжении договора купли-продажи согласие супруги ФИО7 на расторжение договора купли-продажи (л.д. 23-28).
**.**.**** г. Управление отказало в совершении данного регистрационного действия на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.
В регистрирующий орган было представлено дополнительное соглашение от **.**.**** г. к договору купли-продажи земельного участка №00 от **.**.**** г. и акт приема-передачи от **.**.**** г., в соответствии с которым, стороны договорились расторгнуть с **.**.**** г. договор купли-продажи от **.**.**** г., заключенный по результатам аукциона. По результатам аукциона муниципальное образование г.о. Сызрань распорядилось данным земельным участком, собственность на который не разграничена, в силу ст. 2 Закона о введении ЗК РФ.
Следовательно, должна произойти двусторонняя реституция, т.е. возвращение сторон в первоначальное положение, существовавшее до совершения сделки.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о введении ЗК РФ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, при расторжении данного договора купли-продажи право собственности у Муниципального образования возникнуть не может, т.к. земельный участок возвращен в государственную не разграниченную собственность (ст.214 ГК РФ и ст. 2 Закона о введении ЗК РФ).
Принимая во внимание, что ФИО1 и Администрация г.о. Сызрань в лице Муниципального образования г.о. Сызрань своевременно не устранили причины, препятствующие государственной регистрации, а именно не представили иные документы, подтверждающие возникновение права муниципальной собственность в порядке разграничения, Управление обоснованно отказало в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору купли-продажи и регистрации перехода права собственности на земельный участок, оспариваемый отказ соответствует закону и принят в пределах полномочий Управления и не нарушает прав заявителя, поскольку не препятствует повторному обращению за государственной регистрацией после устранения указанных обстоятельств.
В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, суд полагает отказать заявителю в удовлетворении заявления о признании незаконным и необоснованным отказ Управления №00 – 898 от **.**.**** г.
Учитывая, что требования заявителя в обязании регистрационную палату провести регистрацию перехода права собственности на земельный участок, внесении записи в ЕГРП о прекращении права собственности за ним на указанный земельный участок, возникновения права собственности Муниципального образования – городской округ Сызрань на указанный выше земельный участок производны от оспаривании отказа, суд не находит оснований и для удовлетворения заявленных требований в этой части.
На основании ст. 196-198 ГПКР, суд
Р е ш и л
Отказать в удовлетворении ФИО1 в заявлении о признании
незаконным и необоснованным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области №00 – 898 от **.**.**** г. в государственной регистрации права, обязании провести регистрацию перехода права собственности на земельный участок площадью 1270 кв.м. кадастровый номер №00 с разрешенным использованием: для строительства многоэтажного жилого дома, местоположение: Самарская область г. Сызрань в западной части КК №00 от ФИО1 к Муниципальному образованию – городской округ Сызрань; внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права собственности за ним на указанный земельный участок разрешенным использованием: для строительства многоэтажного жилого дома и возникновения права собственности Муниципального образования – городской округ Сызрань на указанный выше земельный участок.
Решение с правом обжалования и опротестования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в месячный срок.
Судья: Малкина Л.И.