10RS0011-01-2020-013523-83
Дело №2-6932/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2020 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.
при секретаре Кутузовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой А. АлексА.ны к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис» о защите прав потребителей,
установил:
Сидорова А.А. обратилась в суд с названным иском к ответчику по тем основаниям, что она является собственником жилого помещения <адрес>. Управление данным многоквартирным домом с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется управляющей организацией ООО «Сервис». ДД.ММ.ГГГГ Сидорова А.А. направила в управляющую организацию ООО «Сервис» заявление (исх.от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости проведения мероприятий, направленных на установление качества питьевой воды в многоквартирном доме по органолептическому показателю - мутности и санитарно-химическому показателю - железу; о разработке и представлении на согласование в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в многоквартирном доме и необходимости осуществления производственного контроля за качеством питьевой воды в многоквартирном доме №<адрес>. По состоянию на дату подачи иска заявление истца остается не рассмотренным, ответ на данное заявление в ее адрес не поступал. ООО «Сервис», как управляющая организация, эксплуатирующая систему водоснабжения, обязано осуществлять производственный контроль качества воды и соответственно разработать соответствующую производственную программу, поскольку управляющая организация является исполнителем услуг по поставке потребителям коммунального ресурса - холодного водоснабжения, являющегося, в том числе, питьевым водоснабжением. Применительно к рассматриваемой ситуации истец - Сидорова А.А. является потребителем коммунальной услуги по водоснабжению, а ООО «Сервис» является лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам многоквартирного дома №<адрес> коммунальных услуг. Поскольку имеет место факт непредставления истцу информации, которую ответчик в силу закона был обязан предоставлять, по мнению истца, с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10000 рублей. По изложенным в иске основаниям, истец просит обязать ответчика в течение <данные изъяты> дней с даты вступления решения суда в законную силу рассмотреть ее заявление (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) и провести мероприятия, направленные на установление качества питьевой воды в многоквартирном доме №<адрес> по органолептическому показателю - мутности и санитарно-химическому показателю - железу, с привлечением лабораторного центра, аккредитованного в установленном порядке на проведение вышеуказанных работ, представив истцу копии протоколов лабораторных исследований проб питьевой воды по данным показателям; разработать и представить на согласование в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия программу производственного контроля качества и безопасности литьевой воды в многоквартирном доме №<адрес>; в соответствии с графиком, утвержденным в данной программе, осуществлять производственный контроль за качеством питьевой воды в многоквартирном доме №<адрес> в соответствии с договором, заключенным с лабораторным центром, аккредитованным в установленном порядке на проведение вышеуказанных работ, с кратностью, установленной действующим законодательством, с ежеквартальным представлением в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия результатов производственного контроля качества питьевой воды в виде копий протоколов лабораторных исследований питьевой воды; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Определением суда от 02 ноября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия.
Определением суда от 07 декабря 2020 года принят отказ истца от иска в части требований об обязании ответчика рассмотреть заявление истца (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) и представить в ее адрес копии протоколов лабораторных исследований проб питьевой воды по заявляемым показателям.
Истец в судебном заседании заявленные требования в оставшейся части поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Гриневич Т.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о рассмотрении дела в установленном законом порядке, представили письменное заключение по делу.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец является собственником жилого помещения №<адрес>.
Управление многоквартирным домом №<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется управляющей организацией ООО «Сервис» (лицензия №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Сидорова А.А. направила в управляющую организацию ООО «Сервис» заявление (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости проведения мероприятий, направленных на установление качества питьевой воды в многоквартирном доме по органолептическому показателю - мутности и санитарно-химическому показателю - железу; о разработке и представлении на согласование в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в многоквартирном доме и необходимости осуществления производственного контроля за качеством питьевой воды в многоквартирном доме №<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец получила от ответчика ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. №<данные изъяты>, из которого следовало, что ее заявление рассмотрено, управляющей организацией приняты меры на удовлетворение просьбы потребителя по проверке качества водопроводной воды.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца посредством электронной почты направлены копии протоколов лабораторных исследований проб питьевой воды по органолептическому показателю – мутности и санитарно-химическому показателю – железу, выполненные ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым отклонений показателей качества питьевой воды в МКД не выявлено.
Из материалов дела также следует, что ОАО «ПКС», с которым ООО «Сервис» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), производит контроль качества питьевой воды централизованного водоснабжения на основании Рабочей программы производственного контроля, согласованной с Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия в <данные изъяты> году, со сроком действия <данные изъяты> лет. По показателям «мутность» и «общее железо» контроль производится согласно Рабочей программы на выходе с водопроводных очистных сооружений и в разводящей водопроводной сети, результаты этого контроля ежемесячно направляются в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия и публикуются на официальном сайте АО «ПКС-Водоканал» (http//pks-vodokanal.ru).
Позиция истца строится на том, что управляющая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению, несет ответственность за качество предоставляемого ресурса, ввиду чего обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой воды в силу закона.
Анализируя доводы истца, суд полагает необходимым отметить следующее.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу положений ст.161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1.соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2.безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3.доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4.соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5.постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч.1.1).
В силу ч.1.2. ст.161 Жилищного кодекса РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 12 ст.161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч.1 ст.157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового марка автомобиля в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в ч.2 ст.164 настоящего Кодекса.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч.16).
В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, согласно приведенным положениям закона, ООО «Сервис» обязано обеспечить: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, исполнителем услуг является - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В п.31 данных Правил указаны обязанности исполнителя, в частности, исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель же, согласно п.33 Правил, имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии со п.21 Правил договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаются на неопределенный срок по форме типового договора, при этом указанные договоры по соглашению сторон могут быть дополнены иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно пп. 1.1, 1.3. договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, заключенного между ООО «Сервис» и ОАО «ПКС», ресурсоснабжающая организация (ОАО «ПКС») обязуется обеспечивать круглосуточную бесперебойную подачу абоненту холодной питьевой воды с качеством, соответствующим требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Ресурсоснабжающая организация несет ответственность до границы эксплуатационной ответственности, установленной актом разграничения (п. 2.1.1. договора).
В соответствии с п.2.1.2. вышеуказанного договора, ресурсоснабжающая организация обязуется поддерживать нормативное показатели качества питьевой воды на границе эксплуатационной ответственности.
Согласно п.3.1.1. договора абонент (управляющая организация) обязуется осуществлять техническое обслуживание и эксплуатацию внутридомовых инженерных систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и условиями договора, а также содержать в исправном состоянии оборудование и объекты внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения, используемые приборы учета.
Суд отмечает, что в силу действующего законодательства, управляющая организация действительно обязана обеспечить поставку жильцам дома питьевой воды надлежащего качества, обслуживая внутридомовые сети и системы согласно требованиям законодательства, начиная от границ эксплуатационной ответственности до точек разбора питьевой воды потребителями.
При этом, действующее законодательство устанавливает комплекс мероприятий, который должен обеспечить соблюдение необходимых требований к качеству подаваемой потребителю питьевой воды.
В частности, ст.32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регламентирует санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля. Так, проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В силу п.2 данной статьи производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно подп. «в» п.4.1 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных в действие постановлением Государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 №18, производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний, в том числе, на объектах водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах).
В силу п.1.4 данных Санитарных правил СП 1.1.1058-011.1, при разработке санитарных правил по отдельным видам деятельности и производственным процессам, внесении дополнений и изменений в действующие санитарные правила необходимо включение в них в качестве самостоятельного раздела требований к организации и осуществлению производственного контроля.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) 2.1.4.1074-01.2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24, устанавливают в том числе гигиенические требования к качеству питьевой воды.
На основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении №1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке (п.2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4.).
В соответствии с п.4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Пункт 1.1. СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. говорит о том, что данные нормативные предписания устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее системы водоснабжения).
ООО «Сервис», к такого рода организациям не относится, не осуществляет обслуживание централизованных систем питьевого водоснабжения населенных мест.
Указанный вывод подтверждается анализом Приложения №1 к СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4., в соответствии с которым, разрабатывается рабочая программа производственного контроля качества воды.
Так, согласно п.2 Приложения №1, выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром госсанэпиднадзора в городе, районе в два этапа.
На первом этапе организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром Госсанэпиднадзора анализируются следующие материалы за период не менее трех последних лет:
-государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории;
-органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод и питьевой воды в системе водоснабжения по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;
-центра Госсанэпиднадзора по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, а также по результатам исследований качества вод в местах водопользования населения и в системе водоснабжения;
-органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника). На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих химический состав воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с Приложением 2 настоящих Санитарных правил.
На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, проводят расширенные лабораторные исследования воды по составленному перечню химических веществ, а также по показателям, приведенным в таблице 2 настоящих Санитарных правил.
Расширенные лабораторные исследования воды проводятся в течение одного года в местах водозабора системы водоснабжения, а при наличии обработки воды или смешения воды различных водозаборов - также перед подачей питьевой воды в распределительную сеть.
Подобный порядок составления программы производственного контроля неисполним для управляющей организации, которая только обслуживает внутридомовые системы холодного водоснабжения.
Аналогичным образом, не распространяются на управляющие компании и требования ст.25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды разрабатывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, указанная норма права регулирует порядок осуществления производственного контроля "питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения" "организациями, осуществляющими соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение".
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В силу п.29 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В соответствии с п.15 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Следовательно, управляющая организация в рассматриваемом случае не обязана в силу данной нормы осуществлять производственный контроль за качеством питьевой воды, поскольку не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам (а осуществляет лишь обслуживание внутридомовых систем) и не имеет никакого отношения к работе централизованной системе водоснабжения как комплексу технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Изложенные мотивы свидетельствуют о том, что не имеется оснований для удовлетворения требований потребителя о понуждении ответчика разработать и представить на согласование в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия программу производственного контроля качества и безопасности литьевой воды в многоквартирном доме №<адрес>; а также осуществлять производственный контроль за качеством питьевой воды данном доме в соответствии с графиком, утвержденным в данной программе, в соответствии с договором, заключенным с лабораторным центром, аккредитованным в установленном порядке на проведение вышеуказанных работ, с кратностью, установленной действующим законодательством, с ежеквартальным представлением в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия результатов производственного контроля качества питьевой воды в виде копий протоколов лабораторных исследований питьевой воды.
Аналогичная позиция приведена третьим лицом - Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия в представленном в материалы дела заключении. В заключении указано, что если управляющая организация не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу воды абонентам, а лишь производит обслуживание внутридомовых систем и не имеет никакого отношения к работе централизованной системы водоснабжения, то она не обязана осуществлять производственный контроль за качеством питьевой воды.
При этом следует заметить, что в случае ухудшения качества питьевой воды вследствие ненадлежащего содержания внутридомовых инженерных систем водоснабжения, управляющая организация должна нести ответственность в соответствии с положениями Закона РФ «О защите прав потребителей».
Таким образом, при наличии жалоб потребителей на качество питьевой воды, управляющая организация, как исполнитель соответствующего вида коммунальной услуги перед потребителем, должна осуществлять мероприятия, направленные на проверку качества поступающего потребителю ресурса, и при выявлении отклонений по каким-либо из показателей качества воды, организовывать мероприятия, направленные на установление и устранение причин поставки ресурса ненадлежащего качества.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца о понуждении ответчика совершить определенные действия, в рассматриваемом случае, судом установлено не было.
Учитывая, что обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ содержало требования к управляющей организации о выполнении ряда мероприятий и само по себе претензией не являлось, во исполнение данного обращения управляющей организацией была проведена работа, в том числе, и по заключению договора с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», а также произведен забор проб воды и получены соответствующие результаты, которые в последующем доведены до сведения истца, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда.
Указанное требование мотивировано истцом не предоставлением информации о состоянии окружающей среды (качества питьевой воды), которую, по мнению истца, ответчик обязан ей предоставлять в силу закона. Между тем, из приведенных выше положений законодательных и иных нормативных предписаний следует, что, поскольку, в данном случае, ответчик не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу воды абонентам, на него требования по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды, не распространяются. Соответственно, у ответчика отсутствует обязанность по периодическому представлению истцу требуемой ею информации. Кроме того, при поступлении обращения истца ответчиком осуществлены мероприятия, направленные на проверку качества питьевой воды, по результатам которой, отклонения по качеству не выявлены, что свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах истцу надлежит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Сидоровой А. АлексА.ны к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Курчавова
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2020 года.