РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Кувшинове В.Н. с участием представителя истца Стежко А.В. и представителя ответчика Михайлова А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапов А.А.0 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии,
установил:
Потапов А.А. обратился в суд с требованием к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении различных периодов работы в стаж для назначения пенсии и о назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Иск мотивирован имевшим место обращением к ответчику по вопросу досрочного назначения такой пенсии и позицией пенсионного органа о невозможности учета в целях её установления ряда этапов трудовой деятельности.
В судебном заседании представитель Потапова А.А. иск поддержал, указав, что соответствующему зачету в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежат 2 дня февраля 2002 года, 20 дней октября 2002 года, а также периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в полуторакратном размере – период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика заявил о несогласии с иском, полагая позицию пенсионного органа законной.
Заслушав пояснения представителей сторон и исследовав письменные материалы дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявление Потапова А.А.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 13,8 (на 01 января 2018 года) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Согласно п. 2 ст. 33 этого же закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный п.п. 1-10 и 16-18 ч. 1 ст. 30, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Таким образом, для назначения обозначенной досрочной страховой пенсии по старости Потапову А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения необходимо соблюдение следующих условий: достижение 50 лет; страховой стаж – не менее 25 лет; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет; стаж работы в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет; индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 13,8.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Причем ч. 4 ст. 30 закона установлено, что периоды работы, имевшие место до дня его вступления в силу, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы.
В связи с суждением о наличии оснований к досрочному назначению страховой пенсии по старости по приведенным правовым основаниям Потапов А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) за назначением такой пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в испрошенном социальном обеспечении по мотивам отсутствия у него требуемого стажа. При этом он исходил из наличия у Потапова А.А. учитываемого для назначения пенсии страхового стажа 30 лет 08 месяцев 03 дня, стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 27 лет 10 месяцев 10 дней и стажа работы в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах лишь 19 лет 06 месяцев 01 день. В подсчет стажа, в частности, не включено время работы истца в феврале (2 дня) и октябре (20 дней) 2002 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а стаж работы в качестве водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах начиная с ДД.ММ.ГГГГ учтен только в календарном исчислении. Позиция пенсионного органа сводится к тому, что зачет указанных периодов в стаж работы, дающей право на досрочные пенсионные выплаты, по предлагаемой истцом схеме действующим законодательством не предусмотрен. Как выявилось по делу, такой подход правомерен.
Потапов А.А. претендует на досрочную страховую пенсию, в связи с чем в свете Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 по спору подлежат применению Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, согласно прямым предписаниям которых периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника) в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не включаются (п. 9). Следовательно, документально подтвержденные архивными сведениями простои истца в 2002 года (всего 22 дня) состоятельно не включены в значимый для него стаж.
Аналогичный вывод касается спорных периодов работы в <данные изъяты> и <данные изъяты>, поскольку ни пенсионному органу, ни суду не представлены не только касающиеся истца сведения индивидуального (персонифицированного) учета, но и доказательства перечисления работодателями Потапова А.А. соответствующих страховых взносов.
Юридически ошибочен и довод стороны истца о том, что специальный стаж работы после 01 января 2002 года, дающий право на досрочное назначение спорной пенсии, в силу положений ранее действовавшего законодательства должен быть исчислен в льготном порядке как 1,5 года за 1 год работы.
Действительно, положениями ст. 94 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось льготное исчисление некоторых периодов трудовой деятельности, засчитываемых в трудовой стаж для назначении пенсии, в том числе – периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – в полуторном размере. Данный Закон утратил силу с 01 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 1 Разъяснений «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абз. 3 ст. 2 Закона от 17 декабря 2001 года) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Этот порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Учитывая, что на дату прекращения действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Потаповым А.А. не был выработан стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в полном объеме, предусмотренных законом оснований для исчисления его специального стажа после 01 января 2002 года в льготном порядке как 1,5 года за 1 год работы не имеется.
Показательна в связи с этим правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, сформулированная в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, согласно которой, отменив льготное (кратное) исчисление трудового стажа, предусмотренное в том числе, Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации», законодатель придал норме п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 01 января 2002 года.
С другой стороны, с введением Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке (ст. 12). При этом п. 2 ст. 31 закона предусмотрено, что со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей этому закону. И хотя в ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» определено, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта), п. 3.2 названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации обозначено: в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке. Более того, вводя новый порядок исчисления стажа, законодатель установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный, исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Системное толкование такого правового режима позволяет оценить примененные ответчиком к отношении Потапова А.А. нормоположения не ухудшающими условия реализации им своего права на пенсионное обеспечение, поэтому заявленные истцом требования признаются необоснованными, в удовлетворении его обращения надлежит отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Потапов А.А.0 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
СудьяК.Л.Мамонов