Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-135/2020 (2-1682/2019;) ~ М-1456/2019 от 24.12.2019

Дело № 2-135/2020 (2-1682/2019)

Мотивированное решение изготовлено 20 января 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2020 года г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Рубана В.В.,

при секретаре Корнеевой Н.А.,

с участием истца Чередниченко Л.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску

Чередниченко Л.Я.

к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о взыскании возмещения за жилое помещение, расположенное в доме, в установленном порядке признанном аварийным и подлежащим сносу, и прекращении права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Чередниченко Л.Я. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Зеленоборский (далее по тексту – администрация гп Зеленоборский, ответчик) района о взыскании возмещения за жилое помещение, расположенное в доме, в установленном порядке признанном аварийным и подлежащим сносу, и прекращении права собственности на жилое помещение.

В обоснование своих требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный дом в установленном порядке признан непригодным для проживания.

Вступившим в законную силу решением Кандалакшского районного суда от 21 февраля 2018 года по делу № 2а-34/2018 на администрацию городского поселения Зеленоборский возложена обязанность по исполнению требований статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

До настоящего времени снос аварийного дома не произведен, собственники жилых помещений не расселены, никаких уведомлений собственникам жилых помещений в доме ответчиком не направлялось.

Полагает, что в связи с неисполнением ответчиком обязанностей, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса российской Федерации, в том числе по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный дом, изъятию жилого помещения и заключению соглашения о возмещении стоимости аварийного жилья, нарушены ее жилищные права. Кадастровая стоимость жилого помещения, принадлежащего истцу, согласно выписке из ЕГРН от <дата>, составляет 565 464 рубля 93 копейки.

Ссылаясь на положения статей 15, 32, 38 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 2, 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», пункты 2, 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, просит суд взыскать с администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района за счет средств ее казны возмещение за жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в общем размере 565 464 рубля 93 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей, и после выплаты возмещения за жилое помещение прекратить право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

В судебном заседании истец поддержала свои требования, по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика - администрации гп Зеленоборский в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с предъявленным иском не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 32-33).

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Чередниченко Л.Я. с <дата> является собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 11).

Постановлением администрации гп Зеленоборский от <дата> <номер> дом <номер> по улице <адрес> поселка <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, предписано предоставить гражданам, зарегистрированным в данном доме, жилые помещения в соответствии с действующим законодательством в срок до 01 января 2024 года, и организовать снос указанного дома до 01 января 2025 года (л.д. 34).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает и Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Принимая решение, суд учитывает, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

В соответствии с частью 2.2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 данной статьи, в частности, требований об указании перечня многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; сроков переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы; обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2013 года № 571-ПП утверждена государственная программа Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона» и рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять аналогичные муниципальные целевые программы по обеспечению комфортной среды проживания населения региона. В настоящее время в рамках данной Программы предусмотрено продолжение мероприятий по расселению аварийного жилья со сроком признания с 01 января 2012 года по 01 января 2014 года.

Постановлением Правительства Мурманской области от 1 апреля 2019 года № 153-ПП утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области" на 2019 - 2025 годы. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления финансирование Программы осуществляется в рамках государственной программы Мурманской области "Обеспечение комфортной среды проживания населения региона", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2013 года № 571-ПП. Органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области рекомендовано принять аналогичные муниципальные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 3 постановления Правительства Мурманской области от 1 апреля 2019 года № 153-ПП).

Задачей указанной региональной программы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Как следует из Приложения № 1 к указанной программе «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года», жилой дом <номер> по улице <адрес> в поселке Зеленоборский, в котором находится жилое помещение, принадлежащее истцу, год постройки – 1953, дата признания аварийным – 26 апреля 2016 года, включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области" на 2019 - 2025 годы, планируемая дата окончания переселения – 30 августа 2025 года.

На территории городского поселения Зеленоборский реализуется программа «Обеспечение комфортной среды проживания населения г.п. Зеленоборский Кандалакшского района», утвержденная постановлением администрации гп Зеленоборский от 10 ноября 2015 года № 331 (с последующими изменениями и дополнениями). В рамках данной программы предусмотрено проведение в период 2018-2020 годов расселение граждан из домов, признанных аварийными в 2012-2013 годах. В настоящее время дом <номер> по улице <адрес> поселка Зеленоборский не включен в данную программу переселения граждан из аварийного жилья, поскольку признан аварийным в 2016 году.

Разрешая требование Чередниченко Л.Я. о взыскании с ответчика возмещения за жилое помещение, расположенное в доме, в установленном порядке признанном аварийным и подлежащим сносу, суд учитывает, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 21 февраля 2018 года по административному делу № 2а-34/2018 по административному иску Манаенковой Е.Н. к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района признано незаконным бездействие администрации гп Зеленоборский, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предъявление органом, принявшим в установленном Правительством Российской Федерации порядке решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств, и на администрацию гп Зеленоборский возложена обязанность выполнить требования, предусмотренные частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предъявлении к собственникам помещений в доме по адресу: <адрес>, требования о его сносе в разумный срок (л.д. 43-52).

Как следует из постановления об окончании исполнительного производства от 08 июня 2018 года <номер>-ИП, представленного отделом судебных приставов города Кандалакши, на основании исполнительного листа, выданного по решению Кандалакшского районного суда по вышеуказанному административному делу № 2а-34/2018 в отделе судебных приставов города Кандалакши было возбуждено исполнительное производство <номер>, которое было окончено 17 августа 2018 года на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 41).

В ходе исполнения вышеуказанного решения суда администрацией гп Зеленоборский собственникам помещений в многоквартирном дома <номер> по улице <адрес>, в том числе истцу Чередниченко Л.Я, 30 июля 2018 года направлены требования о сносе данного дома в разумный срок до 01 января 2025 года. До настоящего времени требования о сносе дома не исполнено, что подтвердила в ходе судебного заседания истец.

Учитывая, что решения об изъятии принадлежащей истцу квартиры <номер> в доме <номер> по улице <адрес> для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашение о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось, требование истца о взыскании с администрации городского поселения Зеленоборский возмещения за указанное жилое помещение, расположенное в доме, в установленном порядке признанном аварийным и подлежащим сносу, не могут быть удовлетворены в связи с несоблюдением процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения. Исковое требование о прекращении права собственности истца на жилое помещение, находящееся в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, после выплаты за него возмещения также удовлетворению не подлежит, поскольку является производным от требования о выплате возмещения за жилое помещение.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворён частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку исковые требования истца не подлежат удовлетворению, требование о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 2000 рублей также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чередниченко Л.Я. к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о взыскании за счет средств казны администрации городского <адрес> поселок городского типа Зеленоборский, <адрес>, в общем размере 565 464 рубля 93 копейки, расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей, и прекращении права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Кандалакшский район, <адрес> - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья              В.В. Рубан

2-135/2020 (2-1682/2019;) ~ М-1456/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чередниченко Людмила Яковлевна
Ответчики
Администрация городского поселения Зеленоборский
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Рубан В.В.
Дело на сайте суда
kan--mrm.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2019Передача материалов судье
26.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2020Судебное заседание
20.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2020Дело оформлено
16.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее