УИД: 63RS0044-01-2020-002262-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2020 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Пименовой Е.В.,
при секретаре Клёнкиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1665/20 по иску Куйбышевского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Куйбышевский транспортный прокурор обратился в суд с указанным административным иском в защиту неопределенного круга лиц, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенного мониторинга содержания Интернет-ресурсов на предмет их соответствия федеральному законодательству об информации и информационных технологиях осуществлен беспрепятственный доступ к электронным адресам: <данные изъяты>, на котором для неопределенного круга лиц предлагается информация о возможности приобретения базы данных таможенных органов по экспортно – импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности, что является незаконным, поскольку информация предоставляется таможенными органами лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность либо тем, в отношении которых проводится таможенный контроль, на основании их обращения. При этом информация передается именно тому лицу, к которому она относится, таким образом, сведения о декларантах, отправителях, получателях и иных участниках таможенных отношений, составляют информационные ресурсы таможенных органов и носят ограничительный характер, использование которых регламентировано таможенным законодательством, несоблюдение установленного порядка распространения свидетельствует о нарушении прав и интересов Российской Федерации. На основании изложенного административный истец просит признать информацию о возможности приобретения базы данных таможенных органов по экспортно – импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности, размещенной на сайте с адресами: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В ходе досудебной подготовки в порядке ст.47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала административные исковые требования, по основаниям, изложенным в административном иске, происла удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, сведений о причине неявки суду не сообщил.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В силу ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу положений пункта 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст.305 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу Союза, либо иную деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, а также иные лица, в отношении которых проводился таможенный контроль, имеют право на доступ к имеющейся у таможенных органов документированной информации о себе и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности. Таможенные органы предоставляют лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющуюся информацию о них бесплатно. Информация предоставляется таможенными органами в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для рассмотрения письменных обращений граждан в государственные органы, на основании обращения лица, указанного в части 1 настоящей статьи, направленного в таможенный орган в письменной форме либо в виде электронного документа с использованием сети "Интернет". Для получения необходимой информации лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, вправе обратиться в любой таможенный орган. Лицо, указанное в подпункте 11 или 17 пункта 1 статьи 2 Кодекса Союза, имеет право на доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров. Таможенные органы предоставляют указанному в части 5 настоящей статьи лицу такую информацию бесплатно. Заявитель получает информацию о выпуске товаров на основании обращения, направленного в таможенный орган (за исключением таможенных постов) в виде документа на бумажном носителе или электронного документа с использованием сети "Интернет". Обращение заявителя, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о порядковом номере товара в декларации на товары. В случае, если в обращении заявителя не содержится каких-либо сведений, указанных в части 8 настоящей статьи, сведения в обращении указаны неразборчиво или в них имеются исправления, таможенный орган, рассматривающий данное обращение, запрашивает у заявителя недостающую информацию в течение пяти рабочих дней со дня поступления обращения. Заявитель обязан в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса, представить запрашиваемую информацию. Таможенный орган предоставляет заявителю информацию о выпуске товаров в виде документа на бумажном носителе в срок не более десяти рабочих дней со дня поступления письменного обращения заявителя. В случае направления обращения заявителем в виде электронного документа таможенный орган предоставляет информацию о выпуске товаров с использованием сети "Интернет" не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации информационной системой таможенного органа такого обращения. Если таможенный орган не обладает сведениями о выпуске товаров, то обращение заявителя, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, направляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров, в течение двух рабочих дней со дня поступления данного обращения с одновременным уведомлением заявителя о направлении данного обращения в другой таможенный орган. В указанном случае срок предоставления информации о выпуске товаров, предусмотренный частью 10 настоящей статьи, приостанавливается со дня отправления обращения заявителя таможенным органом, в который оно поступило, до дня поступления данного обращения в таможенный орган, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров. В случае, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, срок рассмотрения обращения заявителя о предоставлении таможенным органом информации о выпуске товаров приостанавливается со дня направления таможенным органом запроса и до дня представления заявителем запрашиваемой информации. При этом общий срок рассмотрения заявления о предоставлении информации о выпуске товаров не может превышать сорок дней со дня получения такого заявления. При непредоставлении документов или информации, запрошенной у заявителя в соответствии с частью 9 настоящей статьи, таможенный орган до истечения общего срока, установленного частью 13 настоящей статьи, направляет ответ заявителю о невозможности предоставления информации о выпуске товаров с указанием причины. Информация о выпуске товаров должна содержать сведения о наименованиях товаров, статусе товаров в части их выпуска, производителях (при наличии сведений о них), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах товара, а также о соответствии сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лица, указанного в части 5 настоящей статьи, сведениям, указанным в декларации на товары. Типовые формы обращения лица, указанного в части 5 настоящей статьи, о предоставлении информации о выпуске товаров и предоставления таможенным органом информации о выпуске товаров, направляемых в порядке, установленном настоящей статьей, а также последовательность административных процедур (действий) таможенного органа при предоставлении такой информации устанавливается административным регламентом, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
В силу ч.3 ст.366 ТК ЕАЭС, информационные ресурсы таможенных органов, содержащие информацию о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования, являются открытыми и общедоступными.
На основании ч.1 ст.356 ТК ЕАЭС, любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций. Общедоступные информационные ресурсы таможенных органов размещаются на официальных сайтах таможенных органов и (или) Союза в сети Интернет.
На основании ч.4 ТК ЕАЭС, порядок получения и использования лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, имеющих ограниченный доступ и находящихся в ведении таможенных органов, а также состав и порядок предоставления такой информации устанавливаются законодательством государств-членов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на Интернет-сайтах с электронными адресами <данные изъяты> размещена информация о возможности приобретения базы данных таможенных органов по экспортно – импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности в нарушении порядка их получения, предусмотренного законодательством Российской Федерации (л.д.13-28).
Установить владельцев указанных сайтов не представилось возможным (л.д.30), лица, действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления, не установлены.
Согласно частям 2 и 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Основаниями для включения в Реестр указанных сведений является, в том числе решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно сведениям административного истца электронные адреса <данные изъяты> в указанный Реестр не включен. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничение на передачу, копирование, и распространение отсутствует.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что распространяемая на сайтах <данные изъяты> информация нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих свободный доступ к незаконной информации, требования прокурора о признании ее информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, распространенную на сайте:
Признать информацию, распространенную на сайте:
<данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения с отметкой о вступлении в законную силу направить в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страниц сайтов в сети «Интернет» по адресам: https://web.archive.org/web/20171025183654/; https://vedlord.com/ru/site/reports в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2020 года.
Председательствующий судья п/п Е.В. Пименова
Решение не вступило в законную силу
Копия верна
Судья
Секретарь
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 2-1665/2020
(УИД: 63RS0044-01-2020-002262-43) Железнодорожный районный суд г. Самара