Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3518/2019 ~ М-3474/2019 от 18.06.2019

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

4 июля 2019 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кравченко А. В., Марголина А. В. и Теркунова Д. В. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Кравченко А. В., Марголина А. В. и Теркунова Д. В. приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 8.05.2019 г. №1146.

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение по их заявлению от 27.02.2019 г. №СП-9/1015 о предоставлении земельного участка в собственность возмездно, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июля 2019 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кравченко А. В., Марголина А. В. и Теркунова Д. В. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

установил:

Кравченко А.В., Марголин А.В. и Теркунов Д.В. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что 27.02.2019 г. они обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, что являются собственниками сооружения <адрес> нежилого здания литер Б, площадью 54,1 м2, навеса литер H1, площадью застройки 156 м2, навеса литер Н2, площадью застройки 97 м2, резервуара литер Р1, объёмом 25,893 м3, резервуара литер Р2, объёмом 25,779 м3, резервуара литер РЗ, объёмом 26,074 м3, резервуара литер Р4, объёмом 25,927 м3, аварийного резервуара литер Р5, объёмом 15 м3, резервуара литер Р6, объёмом 17,5 м3, аварийного резервуара литер Р7, объёмом 17,5 м3, трубопровода технологического от литера Р1 до ТРК 1, 2, 3, длиной 113,3 м, лотков от литера Р4 до ТРК1, 2 диной 16,6 м, гильзы бензопровода литер Г до ТРК3, длиной 20,3 м, кабельной линии электропередачи от литер А до ТРК 1, 2, 3 длиной 77,8 м, замощённой площадки литер S, площадью застройки 2418,1 м2, расположенного на земельном участке площадью 3 230,00 м2 с кадастровым номером по адресу: <адрес> управления имуществом г.о. Самара от 8.05.2019 г. №1146 им отказано в предоставлении в общую долевую собственность за плату испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что он в соответствии с генеральным планом расположен в границах красных линий, является ограниченным в обороте и его предоставление в собственность не допускается, а также разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка. Установление (изменение, исключение) красных линий осуществляется путем принятия документации по планировке территории. Красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории и в проекте межевания территорий. Генеральный план не устанавливает красных линий. Просят признать незаконным приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 8.05.2019 г. №1146, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара возобновить рассмотрение их заявления от 27.02.2019 г. о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 3 230,00 м2 с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель заявителей по доверенности от 25.06.2019 г. Мартынова Е.В. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности от 28.12.2018 г. №554 Шалыгина Е.К. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 37-40).

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцам принадлежат на праве общей долевой собственности сооружение – автозаправочный комплекс №<адрес>, кадастровый , с размерами долей у Кравченко А.В. и Марголина А.В. по 3/8, у Терунова Д.В. – ? (л.д. 8-15).

Сооружение расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером площадью 3 230,00 м2, находящегося в неразграниченной государственной собственности (л.д. 55-70).

Указанный земельный участок образован на основании постановления Главы г.о. Самара от 29.07.2005 г. №1912 об утверждении проекта границ земельного участка «для размещения временного газобензинового комплекса» (л.д. 32-33).

22.02.2019 г. истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/1015 о предоставлении в собственность возмездно земельного участка с кадастровым номером , занимаемого автозаправочным комплексом №2, без проведения торгов (л.д. 71-73).

6.03.2019 г. заявление истцов передано на рассмотрение ответчику.

Распоряжением от 8.05.2019 г. №1146 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцам в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании п.6, 14 ст.39.16 ЗК РФ, со ссылкой пп.12 ст.85 ЗК РФ – земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте (относится к территориям общего пользования) и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (л.д. 42-43).

Отказ в предоставлении земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителей, в связи с чем может быть оспорен ими в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Соответственно, подача истцами ответчику заявления о предоставлении земельного участка представляла собой реализацию шестого этапа вышеописанной процедуры.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделён полномочиями по приёму заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях, пп.1 п.1 указанного постановления). Руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в её утверждении в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.3 п.2 указанного постановления).

Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истцов о предоставлении земельного участка и принять решение по существу заявления.

Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.

В соответствии с п.14 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Ответчик указывает, что разрешённым использованием земельного участка земельный участок с кадастровым номером является размещение временного газобензинового комплекса, истцы же просят предоставить его для размещения автозаправочного комплекса.

Однако Классификатор видов разрешённого использования земельных участков, утверждённый приказом Министерства экономического развития РФ от 1.09.2014 г. №540, не содержит понятия «размещение газобензинового комплекса». Более того, понятие «газобензиновый комплекс» вообще отсутствует в системе нормативных актов РФ, как действующих в настоящее время, так и действовавших ранее. Не употребляется данное выражение и в обычном языке, в рамках как официально-делового, так и разговорного стиля.

Указанный выше Классификатор предусматривает вид разрешённого использования земельных участков с кодом 4.9.1.1 – заправка транспортных средств, включающий в себя размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса.

Если в землеоотводных документах и, как следствие, в Едином государственном реестре недвижимости и в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности указан вид разрешённого использования земельного участка, не предусмотренный Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, а в заявлении о предоставлении земельного участка цель использования приведена в соответствии с названным Классификатором, данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с п.14 ст.39.16 ЗК РФ.

На земельном участке, образованном на основании постановления Главы города Самары от 29.07.2005 г. «для размещения временного газобензинового комплекса», в 2005 г. было осуществлено строительство автозаправочного комплекса. Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Самары от 1.10.2013 г. за Теркуновым Д.В. было признано право собственности на построенный на этом земельном участке объект капитального строительства – сооружение «автозаправочный комплекс », инвентарный , федеральный , состоящее из: нежилого здания литер А, общей площадью 45,2 м2; нежилого здания литер Б, общей площадью 54,1 м2; навеса литер Н1, площадью застройки 156 м2; навеса литер Н2, площадью застройки 97 м2; резервуара литер Р1, объемом 25,893 м3; резервуара литер Р2, объемом 25,779 м3; резервуара литер Р3, объемом 26,074 м3; резервуара литер Р4, объемом 25,927 м3; аварийного резервуара литер Р5, объемом 15 м3; резервуара литер Р6, объемом 17,5 м3; аварийного резервуара литер Р7, объемом 17,5 м3; трубопровода технологического литер Р1до ТРК 1,2,3, длиной 113,3 м; лотков литер от Р4 до ТРК1,2 диной 16,6 м.; гильзы бензопровода литер Г до ТРК3, длиной 20,3 м; кабельной линии электропередачи литер А до ТРК1,2,3 длиной 77,8 м; замощенной площадки литера S, площадью застройки 2418,1 м2 (л.д. 128-130). Решением суда установлено, что объект был введён в эксплуатацию 6.06.2006 г.

Сооружение было поставлено на государственный кадастровый учёт с наименованием «автозаправочный комплекс №2», с присвоением государственного кадастрового номера

Признав законность возведения автозаправочного комплекса на земельном участке, предоставленном «для размещения временного газобензинового комплекса», суд, по существу, признал, что формулировка постановления Главы города Самары от 29.07.2005 г. предусматривала размещение именно автозаправочного комплекса.

Таким образом, речь в данном случае идёт не о расхождении между испрашиваемой истцами целью использования земельного участка и существующим видом его разрешённого использования, а о терминологическом расхождении (приведении используемой терминологии в соответствие с действующим Классификатором видов разрешённого использования земельных участков).

В соответствии с п.6 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте (относится к территориям общего пользования) и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Ответчик указывает, что земельный участок с кадастровым номером находится в пределах территорий общего пользования, приватизация которых не допускается в силу п.12 ст.85 ЗК РФ.

Однако представленная ответчиком выписка из единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. 48-49) таких сведений не содержит.

Ответчик ссылается на то, что согласно указанной выписке земельный участок расположен в пределах красных линий.

Однако расположение территории пределах красных линий не тождественно отнесению её к территориям общего пользования.

Согласно пп.11, 12 ст.1 ГрК РФ, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. К территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии со ст.26, 41, 42, 43 ГрК РФ, документами, устанавливающими прохождение красных линий, являются проекты планировки территории. Последние разрабатываются в целях реализации документов территориального планирования (применительно к городскому округу – генерального плана городского округа) в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. Органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории (в том числе, проектов планировки территории) и обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учётом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. На чертежах межевания территории отображаются красные линии, утверждённые в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории, линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Как следует из той же выписки из единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, проект планировки и проект межевания территории на территорию, где расположен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывались, разрешение на подготовку документации по планировке территории и проекта межевания территории не выдавалось.

До введения в действие ГрК РФ 2004 г. действовала Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, утверждённая постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от 6.04.1998 г. №18-30.

Согласно п.3.8 и 4.1 названной Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежали обязательному отражению и учёту в генеральных планах, совмещенных с проектами планировки территории.

Согласно п.4.3 Инструкции в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертёж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки.

Согласно правовой позиции Верховного суда РФ отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 20.02.2019 г. №46-АПГ18-48).

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 25.02.2016 г. №242-О, недопустимо произвольное установление красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Как указано выше, испрашиваемый истцами земельный участок был сформирован и предоставлен для использования под, фактически, автозаправочный комплекс в 2005 г. в установленном применимым земельным законодательством порядке.

Законность размещения автозаправочного комплекса на испрашиваемом земельном участке проверена судебным решением.

Таким образом, испрашиваемый земельный участок заведомо не относится к территориям общего пользования, т.к. отведён в установленном порядке под размещение сооружения – объекта дорожного сервиса.

Следовательно, красные линии на испрашиваемом земельном участке либо проведены без установленных градостроительными нормами оснований, либо определяют границы не существующих, а лишь планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования. Однако и в последнем случае запрета на приватизацию земельного участка собственником расположенного на нём объекта недвижимости не имеется, поскольку решение о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии со ст.70.1 ЗК РФ не принималось.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.5 ст.39.17 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о предоставлении земельных участков.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Кравченко А. В., Марголина А. В. и Теркунова Д. В. приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 8.05.2019 г. №1146.

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение по их заявлению от 27.02.2019 г. №СП-9/1015 о предоставлении земельного участка в собственность возмездно, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 9.07.2019 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-3518/2019 ~ М-3474/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Теркунов Д.В.
Кравченко А.В.
Марголин А.В.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
18.06.2019Регистрация административного искового заявления
19.06.2019Передача материалов судье
20.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2019Подготовка дела (собеседование)
02.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2019Судебное заседание
09.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее