Дело № 12-88/2019 Мировой судья Календарев А.А.
(дело № 3-377/2019)
РЕШЕНИЕ
г. Кыштым 19 ноября 2019 года
Судья Кыштымского городского суда Челябинской области Жукова Т.Г.,
при секретаре Догадиной Е.А.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ТСЖ «Объединенное», - Живолука А.Ю.,
а также начальника Кыштымского территориального отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» М.А.Р.
рассмотрев жалобу Товарищества собственников жилья «Объединенное» на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Кыштыма Челябинской области от ДАТАг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Кыштыма Челябинской области от ДАТА Товарищество собственников жилья «Объединенное» (далее по тексту также ТСЖ «Объединенное») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
ТСЖ «Объединенное» в лице председателя правления Живолука А.Ю., не согласившись с данным постановлением, обратилось в суд с жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указано, что ТСЖ «Объединенное» действует в рамках законодательства РФ на основании Устава и решений общих собраний ТСЖ, при этом исполнительный орган – Правление ТСЖ, лишь исполняет решения общего собрания и Устава ТСЖ, в то время как общее собрание ТСЖ вправе установить дополнительные сборы, а также установить порядок и способ сбора и использования платежей на содержание общего имущества.
Поскольку ТСЖ «Объединенное» является по определению некоммерческой организацией, а является органом самоуправления граждан, то права и полномочия ТСЖ существенно отличаются от полномочий управляющих компаний в области ЖКХ, поэтому определение порядка и способа сбора и использования платежей на содержание общего имущества является конституционным правом граждан, подлежащим защите всеми органами государства.
Порядок начисления и сбора платежей, в том числе и за отопление, установлен общим собранием ТСЖ «Объединенное» и действует с мая 2012 г., многократно рассматривался Кыштымским мировым и городским судом, при этом нарушений законодательства о порядке начисления и сбора коммунальных платежей, включая отопление, не усмотрено, а решения общих собраний ТСЖ «Объединенное», определивших этот порядок, никем, включая ГЖИ, не оспорены в суде.
Считает, что процессуальный срок ответственности за событие, имевшее место ДАТА истек, поэтому предписание ГЖИ, вынесенное ДАТА о перерасчете начисленных платежей за ДАТА является незаконным.
В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ТСЖ «Объединенное» - Живолук А.Ю. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, полагал действия жилищной инспекции незаконными, постановление мирового судьи подлежащим отмене.
Представитель Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» - начальник Кыштымского территориального отдела М.А.Р. в судебном заседании возражал против доводов жалобы ТСЖ «Объединенное», полагал постановление мирового судьи обоснованным.
Выслушав явившихся в суд лиц, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, установлена ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как было верно установлено мировым судьей при рассмотрении настоящего дела и подтверждено в суде, ТСЖ «Объединенное» не выполнило в установленный срок (ДАТАг.) законное предписание органа, осуществляющего государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства, а именно: не выполнен пункт 1 предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» Кыштымского территориального отдела НОМЕР от ДАТА
Судом установлено, что ТСЖ «Объединенное» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом НОМЕР по АДРЕС.
Ввиду обращения граждан на ненадлежащее исполнение ТСЖ «Объединенное» принятых на себя обязательств по содержанию дома (начисление платы за отопление), с целью устранения выявленных нарушений ТСЖ «Объединенное» государственным инспектором Кыштымского территориального отдела ГУ «ГЖИ Челябинской области» К.Е.В. выдано предписание НОМЕР от ДАТАг. со сроком устранения нарушений – ДАТАг., а именно: выполнить перерасчет платы за коммунальные услуги по теплоснабжению в доме НОМЕР по АДРЕС за ДАТА.
На основании распоряжения ГУ «ГЖИ Челябинской области» НОМЕР от ДАТА государственным инспектором Кыштымского территориального отдела ГУ «ГЖИ Челябинской области» К.Е.В. ДАТАг. в отношении ТСЖ «Объединенное» была проведена проверка выполнения ранее выданного предписания от ДАТА НОМЕР по соблюдению требований жилищного законодательства по управлению многоквартирным домом НОМЕР по АДРЕС.
По итогам проверки ДАТА было установлено, что предписание НОМЕР от ДАТА не исполнено.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: жалобой жильцов, в том числе проживающих по адресу: АДРЕС, в Кыштымский территориальный отдел ГУ «ГЖИ Челябинской области» о проверке правомерности начисления платы за отопление за ДАТА г. (л.д. 4-5); предписанием от ДАТА НОМЕР (л.д. 6-7) с отметкой о вручении Живолуку А.Ю.; распоряжением ГУ «ГЖИ Челябинской области» от ДАТА НОМЕР о проведении внеплановой документарной проверки ТСЖ «Объединенное» с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от ДАТАг. НОМЕР (л.д. 8-10); актом проверки выполнения предписания НОМЕР от ДАТА, которым установлено, что предписание не исполнено (л.д. 11-15); протоколом НОМЕР об административном правонарушении от ДАТА в отношении ТСЖ «Объединенное» (л.д. 37-42); выпиской из ЕГРЮЛ от ДАТАг. в отношении ТСЖ «Объединенное» (л.д. 43-47), оцененными мировым судьей в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.
В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, которые применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
В соответствии с п. 80 данных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно п. 42(1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в ред. постановления Правительства РФ от 27 февраля 2017г. №232) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Пунктом 59 Правил предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Также согласно пункту 59 (1), плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, Правила № 354 распространяют действие и обязательны для соблюдения любой организацией, производящей или приобретающей коммунальные ресурсы, в связи с чем доводы жалобы о том, что предписание вынесено необоснованно основаны на неверном толковании норм права.
Приведенные заявителем жалобы Живолуком А.Ю. доводы о том, что ТСЖ «Объединенное» действует в рамках законодательства РФ на основании Устава и решений общих собраний ТСЖ, а также о том, что определение порядка и способа сбора и использования платежей на содержание общего имущества является конституционным правом граждан, подлежащим защите всеми органами государства, что порядок начисления и сбора платежей, в том числе и за отопление установлен общим собранием ТСЖ «Объединенное» и действует с ДАТА, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства применительно к установленным судом обстоятельствам дела, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации … правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, доводы Живолука А.Ю. о наличии иных постановлений мировых судей, решений Кыштымского городского суда суд находит не состоятельными, поскольку данные судебные решения не могут иметь преюдициального значения при рассмотрении жалобы по настоящему делу.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Исходя из анализа вышеизложенных обстоятельств, прихожу к выводу, что в действиях ТСЖ «Объединенное» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, поскольку Товариществом собственников жилья не выполнено законное предписание НОМЕР от ДАТА, выданное Государственным инспектором Кыштымского территориального отдела ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» К.Е.В. ТСЖ «Объединенное».
Предписание НОМЕР от ДАТА выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и обладает степенью конкретизации, чтобы считаться исполненным, поскольку содержит подробное описание самих нарушений требований жилищного законодательства, а также указания на нормы права, нарушенные ТСЖ «Объединенное».
Протокол об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Объединенное» составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке.
В постановлении мирового судьи представленным по делу доказательствам в их совокупности, с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования дана объективная правовая оценка.
Для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ имеет правовое значение факт неисполнения законного предписания, выданного уполномоченным государственным органом, в установленный срок.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предписание НОМЕР от ДАТАг. не было признано незаконным и не было отменено, ТСЖ «Объединенное» правильно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе, об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, опровергаются приведенными выше доказательствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения юридическим лицом требований предписания в установленный срок, принятии всех необходимых мер для его выполнения, не представлено и в судебном заседании не установлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей верно установлены все обстоятельства дела, в том числе факт неисполнения предписания НОМЕР от ДАТА ТСЖ «Объединенное» в установленный срок.
Мировой судья не допустил нарушений норм процессуального права, всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства дела, создал лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав.
Оценивая представленные в материалах дела доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья правильно признал их допустимыми, относимыми к настоящему делу и достаточными для вывода о наличии в действиях юридического лица – ТСЖ «Объединенное» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В постановлении мирового судьи содержатся все сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, правильно квалифицированы действия ТСЖ «Объединенное» по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Постановление о назначении ТСЖ «Объединенное» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, назначено ТСЖ «Объединенное» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
При рассмотрении жалобы не установлено существенных нарушений процессуальных норм КоАП РФ, которые не позволили бы мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь ст.30.6 – 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Кыштыма Челябинской области от ДАТА о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ Товарищества собственников жилья «Объединенное» - оставить без изменения, а жалобу юридического лица - без удовлетворения.
Судья (подпись) Решение не вступило в законную силу.