Дело № 2-338/2013
Кизеловского городского суда
Пермского края
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Наумовой Н.Н.,
с участием истцов Лопаева В.Ф., Лопаевой М.А., действующей за себя, своих несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, и истца Сосунова А.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя истцов адвоката Таборского К.Э., действующего по ордерам и предъявившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей по доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Лопаева В. Ф., Лопаевой М. А., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, и по иску Сосунова А. В. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство энергетики РФ, об обязании оплатить стоимость приобретенных жилых помещений по договорам купли-продажи за счет средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района оплатить стоимость приобретенных истцами квартир по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых на финансовое обеспечение реализации содействия гражданам, переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, путем безналичного расчета со счета Администрации Кизеловского муниципального района, предназначенного для вышеуказанных межбюджетных трансфертов, на указанный в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет продавца квартиры - ФИО3 по следующим реквизитам: внутреннее структурное подразделение № Филиал ОАО «Сбербанк России» Пермское отделение № <адрес>, счет №, и на указанный в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет продавца квартиры - ФИО4 № в Филиале ОАО «Сбербанк России» Губахинское отделение №, и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Кизеловского муниципального района и Лопаевым В.Ф., Сосуновым А.В., Лопаевой М.А., действующей за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, был заключен договор № на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащем выселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ между застройщиком ООО «Б и С Монтаж», участниками долевого строительства - Лопаевым В.Ф., Сосуновым А.В., Лопаевой М.А., действующей за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождении, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Администрацией Кизеловского муниципального района были заключены договоры участия в долевом строительстве объекта «<адрес>», которые решением Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ были расторгнуты. Решением Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, в удовлетворении их иска к Администрации Кизеловского муниципального района об обязании заключить дополнительное соглашение к договору о предоставлении социальной выплаты и обязании оплатить договор приобретения жилья (участия в долевом строительстве) было отказано. Однако в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что договор № от ДД.ММ.ГГГГ является действующим, обязательства Администрации Кизеловского муниципального района по данному договору по предоставлению семье Лопаевых социальной выплаты исполнены не были. В связи с этими обстоятельствами, ДД.ММ.ГГГГ истцами с ФИО3 заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, стоимостью № рублей. Также ими ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, стоимостью № рублей, с ФИО4, действующей за себя и за ФИО6 по доверенности, ФИО7 был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> стоимостью № рублей. Договоры купли-продажи квартир от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Истцами, были получены свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретаемые жилые помещения. В соответствии с п. 2.4.2 договора № от ДД.ММ.ГГГГ ими по первому договору купли-продажи - ДД.ММ.ГГГГ, а по второму - ДД.ММ.ГГГГ, в Администрацию Кизеловского муниципального района были представлены необходимые документы, а именно: копии договора купли-продажи, копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жильё. Согласно п. 3.3. Договора № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства, составляющие стоимость договора купли-продажи, в пределах размера социальной выплаты, предусмотренной п. 3.2. Договора, перечисляются Администрацией в течение 25 дней с момента представления гражданином документов, предусмотренных п.п. 2.4.2., 2.4.3. По договору от ДД.ММ.ГГГГ согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ и по договору от ДД.ММ.ГГГГ согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы Администрации Кизеловского муниципального района истцам было отказано в предоставлении социальной выплаты со ссылкой на то, что Администрацией по договору № от ДД.ММ.ГГГГ свои обязательства выполнены, что подтверждается платежными поручениями № №, № от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении денежных средств на счет ООО «Б и С Монтаж». Однако, решением Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что Администрацией Кизеловского муниципального района обязательства по предоставлению социальной выплаты семье истцов по договору № от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не были. В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии е обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В связи с тем, что оплачивать приобретенные квартиры по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кизеловского муниципального района отказывается, то есть отказывается исполнять п. 3.3. договора № от ДД.ММ.ГГГГ, истцы вынуждены обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
В судебном заседании истец Лопаев В.Ф. на исковых требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивает, дополнительно пояснил, что сумма причитающейся социальной выплаты по договору на предоставление социальной выплаты составляет № рублей, общая стоимость приобретенных квартир составляет сумму социальной выплаты. До настоящего времени его семья вынуждена проживать в жилом помещении по <адрес>. В доме остались проживать только его семья. Дом находится в аварийном состоянии, давно списан, о чем имеются документы у ответчика, и подлежит сносу. Уведомление о расторжении договоров участия в долевом строительстве было получено Администрацией Кизеловского муниципального района еще до того, как ответчиком была перечислена сумма социальной выплаты на счет ООО «Б и С Монтаж».
В судебном заседании Лопаева М.А. на исковых требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивает, дополнительно пояснила, что в доме по <адрес> уже невозможно проживать, так как обрушаются полы, осыпается потолок.
Истец Сосунов А.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает, в материалах дела имеется доверенность о представлении его интересов в судебном заседании Лопаевой М.А.
Представитель истцов адвокат Таборский К.Э. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении истцами, поддержал, дополнительно пояснил, что целью заключения договора на предоставление социальной выплаты было предоставление семье Лопаевых жилого помещения, пригодного для проживания. Эта цель не достигнута, значит, обязательство ответчиком не исполнено. Выплата была произведена вопреки воли истцов, чем нарушены положения ГК РФ. Со стороны Администрации имело место злоупотребление правом, что видно из самого договора на предоставление социальной выплаты, по условиям которого денежные средства перечисляются только в том случае, если истцами представлен весь пакет документов, что сделано не было. Ответчик, получив от семьи Лопаевых уведомление о расторжении договоров долевого участия в строительстве, не выясняя причин, в течение нескольких дней перечислил денежные средства на счет застройщика, тем самым, проигнорировав мнение стороны по договору. По решению суда денежные средства от ООО «Б и С Монтаж» должны возвратиться на счет Администрации Кизеловского муниципального района, поэтому двойной выплаты субсидии не будет.
В судебном заседании представитель ответчикаАдминистрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. исковые требования не признала, пояснила, что как следует из содержания договора на предоставление социальной выплаты № от ДД.ММ.ГГГГ, пункта 5.1. договор считается исполненным после выполнения сторонами обязательств. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кизеловского муниципального района перечислила средства социальной выплаты в размере № рублей и № рублей на счет ООО «Б и С Монтаж», о чем имеются платежные поручения за № и №. На этом этапе истцами реализовано право на получение социальной выплаты. Повторное выделение денежных средств недопустимо, так как это приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. ООО «БиС Монтаж» является банкротом. Администрацией района было направлено заявление в Арбитражный суд Пермского края по включению в реестр кредиторов требований по расторгнутым договорам долевого участия в строительстве, куда также включена семья Лопаевых. В настоящее время на счет Администрации Кизеловского муниципального района денежные средства от ООО «Б и С Монтаж» не поступали. По договорам долевого участия в строительстве, заключенных между истцами, застройщиком и Администрацией срок сдачи объектов - ДД.ММ.ГГГГ, договоры был зарегистрированы в регистрирующем органе ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 3.2 договоров долевого участия в строительстве предусмотрено, что денежные средства перечисляются в течение 25 дней с момента регистрации договоров в Росреестре. Договор на предоставление социальной выплаты был заключен позже, документы об участии семьи истцов в долевом строительстве у Администрации имелись. Администрацией района не допущено нарушения по перечислению денежных средств на счет застройщика, так как об этом нет решения суда о признании действий незаконными, расторгать договоры долевого участия в строительстве в одностороннем порядке оснований не имелось, как и не имелось оснований не перечислять ООО «Б и С Монтаж» денежные средства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.
Суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 ( часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета.
Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных Приказом № 177 Минэнерго России от 27.07.2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО «Кизеуголь». Между тем, согласно указанных выше Правил, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Кроме того, для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Также из выше приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснять, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении.
Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Как следует из вышеуказанных нормативных актов, социальная выплата предоставляется на семью.
Как было установлено судом при вынесении Решения ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Кизеловского муниципального района и Лопаевым В.Ф., Сосуновым А.В., Лопаевой М.А., действующей за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, заключен договор № на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития к обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему выселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания (дело № л.д. 22-24). Квартира по <адрес> принадлежит на праве собственности Лопаеву В.Ф. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в БТИ г. Кизел за № ДД.ММ.ГГГГ (дело № л.д.139, 144). Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственный регистрации, кадастра и картографии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, семья истцов иного жилья не имеет (дело № л.д. 95-99). По сведениям Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» физический износ жилого двухэтажного бревенчатого дома, ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенного по адресу <адрес>, составляется № % на дату последнего обследования- ДД.ММ.ГГГГ (дело № л.д. 9). По сведениям Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» на жилой дом по <адрес> оказано вредное влияние от горных работ на бывшей шахте «им. Ленина»: фактическая деформация составляет № единиц, допустимая- № (дело № л.д. 19). Кроме того, семья истцов включена в список ТЭО (технико-экономическое обоснование ликвидации шахты) по шахте «им. Ленина» ОАО «Кизеуголь» на основании Протокола № № пр от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Министерством энергетики РФ ( дело № л.д. 100-124). До настоящего времени семья Лопаевых проживает в квартире по <адрес>.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, следовательно, суд приходит к выводу, что семья Лопаевых, занимающая жилое помещение по <адрес>, проживает в доме, признанном в установленном порядке ветхом, непригодном для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «им. Ленина» ОАО «Кизеуголь», и подлежащим сносу, имеет право на социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранный ею для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Б и С Монтаж», Лопаевым В.Ф., Сосуновым А.В., Лопаевой М.А., действующей за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 и Администрацией Кизеловского муниципального района, были заключены договоры участия в долевом строительстве объекта «<адрес>», по условиям которых, Застройщик обязуется в предусмотренный договорами срок, а именно: второе полугодие 2010 года, построить однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, и двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию, передать объекты долевого строительства Участникам долевого строительства по 1/5 доли каждому: в течение трех месяцев после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по сроку ДД.ММ.ГГГГ года. Цена Договоров участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ( пункты 3.1.) была установлена: по строительству однокомнатной квартиры - № руб., по строительству двухкомнатной квартиры -№ руб. Указанными договорами было предусмотрено, что оплата стоимости объекта долевого строительства производится путем безналичного расчета со счета Администрации Кизеловского муниципального района, открытого в Финансовом управлении Администрации Кизеловского муниципального района, за счет средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в течение 25-ти банковских дней с момента регистрации договоров долевого участия в строительстве в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на расчетный счет Застройщика на основании договора на предоставление социальной выплаты, заключенного между Участниками долевого строительства и Администрацией Кизеловского муниципального района, при наличии денежных средств из Министерства финансов РФ, направленных на содействие переселению гражданам, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ, на счете Администрации Кизеловского муниципального района.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела №, по которому ДД.ММ.ГГГГ состоялось Решение Кизеловского городского суда, вступившее в законную силу. Из материалов указанного дела видно, что договоры долевого участия в строительстве были зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ (дело № т. 1 л.д. 21 оборот, 29 оборот). ДД.ММ.ГГГГ истцами в адрес Администрации Кизеловского муниципального района было направлено уведомление о расторжении договоров долевого участия, которое было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (дело № т. 1 л.д. 31, 36). Платежными поручениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кизеловского муниципального района осуществила безналичный денежный платеж на счет ООО «Б и С Монтаж» в суммах № руб. и 1 № рублей по договорам участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с истцами (дело № л.д. 69-70). При этом, перечисление суммы социальной выплаты было основано на принятом ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности главы Администрации Кизеловского муниципального района распоряжении № ( дело № л.д.160).
По Решению Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, постановлено: «Расторгнуть договор участия в долевом строительстве объекта «<адрес>», заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Лопаевой М. А., ФИО1, ФИО2, Лопаевым В. Ф., Сосуновым А. В. с Обществом с ограниченной ответственностью «Б и С Монтаж» и Администрацией Кизеловского муниципального района, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ за №. Расторгнуть договор участия в долевом строительстве объекта «<адрес>», заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Лопаевой М. А., ФИО1, ФИО2, Лопаевым В. Ф., Сосуновым А. В. с Обществом с ограниченной ответственностью «Б и С Монтаж» и Администрацией Кизеловского муниципального района, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ за №. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Б и С Монтаж» возвратить денежные средства в сумме № рублей (№ рублей), полученные по договору участия в долевом строительстве объекта «<адрес>», заключенного ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ за №, на счет Администрации Кизеловского муниципального района, открытый в финансовом управлении Администрации Кизеловского муниципального района. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Б и С Монтаж» возвратить денежные средства в сумме 1 618 800 рублей (один миллион шестьсот восемнадцать тысяч рублей), полученные по договору участия в долевом строительстве объекта «<адрес>», заключенного ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ за №, на счет Администрации Кизеловского муниципального района, открытый в финансовом управлении Администрации Кизеловского муниципального района».
В ходе рассмотрения дела о расторжении договоров долевого участия в строительстве, судом было установлено, что строительство жилого дома по <адрес> было затянуто, Застройщик не выполнил условие договора по строительству объекта в установленный срок, как и не получил разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцами обоснованно в адрес органа местного самоуправления было направлено уведомление о расторжении договоров долевого участия в строительство, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
На основании выданного по решению Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительно производство (дело № л.д. 40, 44-45). По решению Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Б и С Монтаж» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, рассмотрение отчета конкурсного управляющего по результатам конкурсного производства назначено на ДД.ММ.ГГГГ (дело № л.д. 50-53). ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство, возбужденное по предмету исполнения: обязать возвратить денежные средств по договорам долевого участия в строительстве, в отношении должника ООО «Б и С Монтаж» приостановлено ( дело № л.д. 46, 47-49). По определению Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ требования Администрации Кизеловского муниципального района, выдвинутые на основании решения Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на ООО «Б и С Монтаж» возложена обязанность возвратить на счет Администрации Кизеловского муниципального района денежных средств в сумме № рублей и № рублей, включены в четвертую очередь реестра кредиторов ООО «Б и С Монтаж» (дело № л.д. 75-77). Из отчета конкурсного управляющего ООО «Б и С Монтаж» следует, что данные требования находятся в третьей очереди кредиторов (л.д. 92-96).
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Кизеловского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено, при этом, имеются вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда Пермского края о включении требований именно Администрации Кизеловского муниципального района в данной части в реестр кредиторов ООО «Б и С Монтаж».
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков с последующими изменениями, которые утверждают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию таких программ.
Согласно пункта 2 Правил предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах, утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с п.п. а п. 3 Правил межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, согласно которому межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Согласно пунктов 6, 20 Правил, размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест. Органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков несут ответственность за осуществление расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в соответствии с условиями, установленными настоящими Правилами.
В соответствии с п. 8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. В соответствии с п. 12 Правил, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 13, 14 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина. Гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома. Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Для оплаты приобретенного жилья гражданин представляет в орган местного самоуправления шахтерского города или поселка договор купли-продажи, явившийся основанием для государственной регистрации права на приобретенное жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение. Для уплаты средств в размере цены договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома участник долевого строительства представляет в орган местного самоуправления шахтерского города или поселка договор участия в долевом строительстве, имеющий государственную регистрацию (без государственной регистрации может быть представлен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, разрешение на строительство которого получено до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Из системного анализа норм указанного Постановления следует, что роль органов местного самоуправления в переселении граждан из ветхого жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ, сводится не только к исключительному составлению и ежегодному уточнению списков граждан, подлежащих переселению, заключению договоров на предоставление социальной выплаты с гражданами, указанными в списках и согласованными Министерством энергетики Российской Федерации, и перечислении денежных средств, но в контроле за использованием средств федерального бюджета для достижения главной цели Программы: переселение граждан из ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте, с последующим сносом такого жилья, в котором небезопасно проживать.
На уровне Кизеловского муниципального района принято Постановление № 285 от 24.07.2012 года, которым утвержден Порядок предоставления гражданам социальной выплаты для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов, который дублирует положения Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, и имеет целью своего издания определение порядка действий муниципалитета по ежегодному уточнению списков граждан, расходования социальной выплаты для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов.
Во исполнение обязательств, предусмотренных для гражданина, являющегося получателем социальной выплаты, семьей истцов ДД.ММ.ГГГГ подписала обязательство о передаче занимаемого им жилого помещения по <адрес> (дело № л.д. 143).
Анализ изложенного позволяет суду прийти к выводу, что семья истцов до настоящего времени проживает в ветхом жилом помещении, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и подлежащим сносу, то есть, не переселена и не обеспечена благоустроенным жилым помещением.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим законом. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами ( статья 422). Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Из пункта 5.1. договора на предоставление социальной выплаты следует, что договор считается исполненным после выполнения принятых на себя обязательств сторонами в соответствии с условиями договора. Вступившим в законную силу Решением Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что договор на предоставление социальной выплаты до настоящего времени действует, поскольку Администрацией Кизеловского муниципального района не исполнены обязательства перед семьей Лопаевых по их переселению из ветхого жилья, находящегося на горном отводе, в котором небезопасно проживать.
В соответствии с п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Администрация Кизеловского муниципального района, стремясь исполнить договоры долевого участия в строительстве, путем перечисления денежных средств на счет Застройщика, не учла, что у нее имеются обязательства по договору на предоставление социальной выплаты. Анализ условий договора на предоставление социальной выплаты позволяет прийти к выводу, что субсидиант, подыскивая жилье в которое он желает переселиться, действует на рынке жилья самостоятельно, в связи с чем, по своей воле предоставляет в орган местного самоуправления необходимый пакет документов, а у Администрации Кизеловского муниципального района в данной части имеются лишь правомочия по проверке документов с целью того, чтобы исполнить возложенные на нее обязательства по Программе, заключающиеся в реальном переселении граждан из ветхого жилья, находящегося на горном отводе, в благоустроенное жилое помещение, о чем свидетельствуют пункты 2.3.1., 2.4.1., 2.4.2. договора. И только после этого, у органа местного самоуправления возникает обязанность по перечислению денежных средств, как определили стороны, в 25-ти дневный срок (п. 3.3. договора).
Достаточных доказательств того, что семья Лопаевых представила в Администрацию Кизеловского муниципального необходимый пакет документов, связанных с участием в долевом строительстве, как настаивает на том ответчик, и именно с этого срока у органа местного самоуправления возникла обязанность по перечислению средств социальной выплаты на счет Застройщика, суду не представлено. По мнению суда, у ответчика имелись документы по долевому строительству лишь в связи с тем, что сама Администрация Кизеловского муниципального района являлась участником данных договоров. Напротив, субсидианты заблаговременно сообщили, как было изложено выше, о том, что они не намерены использовать причитающуюся им социальную выплату на участие в долевом строительстве. Суд считает, что Администрация Кизеловского муниципального района имела возможность, предоставленную ей непосредственно п. 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, воздержаться от перечисления средств федерального бюджета не только на основании уведомления истцов, но и в связи с тем, что по условиям договора на предоставление социальной выплаты на семью Лопаевых не возложена прямая обязанность использовать средства социальной выплаты только на участие в долевом строительстве по заключенным с ООО «Б и С Монтаж» договорам. На основании изложенного доводы ответчика в данной части подлежат отклонению как несоответствующие нормам законодательства, нормативным актам, регулирующим Программу по переселению, и обязательствам, вытекающим из договорных отношений.
В силу п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора. Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с п. 1 ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. В соответствии с ч. 3 ст. 328 Гражданского кодекса РФ если встречное исполнение обязательства произведено, несмотря на непредоставление другой стороной обусловленного договором исполнения своего обязательства, эта сторона обязана предоставить такое исполнение.
Истцы просят понудить ответчика оплатить договоры кули-продажи, приобретенных ими жилых помещений за счет средств причитающейся им социальной выплаты, о чем ими ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24, 74) представлен пакет документов: договоры купли продажи квартир и свидетельства о государственной регистрации права в 3-х экземплярах по каждому жилому помещению, что соответствует п. 14 выше приведенных Правил, п. 3.5. Раздела 3 Порядка предоставления гражданам социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств межбюджетных трансфертов, утвержденного Постановлением Администрации Кизеловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому для перечисления средств за приобретенное(ые) жилое помещение получатели социальной выплаты предоставляют в Администрацию района три копии договора купли-продажи (долевого участия в строительстве) жилого помещения, зарегистрированного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, три копии свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение, а также документы, подтверждающие оплату приобретенного (построенного) жилья (в случае использования получателем субсидии собственных и(или) заемных средств), а также п. 2.4.2. договора на предоставление социальной выплаты.
Согласно п. 3.5. указанного Порядка, а также п. 2.4.2. договора на предоставление социальной выплаты, обязательным условием договора купли-продажи жилого помещения является наличие записи о том, что оплата стоимости жилого помещения осуществляется за счет средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, с указанием суммы, предоставленной в виде социальной выплаты на основании договора на соц. выплату, с указанием общей площади приобретаемого (построенного) жилого помещения, номера счета, на который должны быть перечислены денежные средства в счет оплаты по договору, с полным указанием банковских реквизитов.
Представленные истцами договоры купли-продажи жилых помещений соответствуют данному требованию (л.д. 18, 67).
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, потому именно на данный орган местного самоуправления возложена обязанность по выделению социальной выплаты гражданам, которые, по мнению суда, исходя из положений Программы, вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать им в переселении.
Социальная выплата для приобретения благоустроенного жилого помещения предоставляется с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных Правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью, состоящей из трех и более - 18 кв. метров на каждого члена семьи. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Данный вывод подтвержден в решении Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, на основании которого истцам отказано в индексации суммы социальной выплаты, предусмотренной договором на предоставление социальной выплаты № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, согласно п. 3.2. договора на предоставление социальной выплаты семье истцов, состоящей из пяти человек: Лопаев В. Ф., жена Лопаева М. А., отец жены Сосунов А. В., дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, причитается социальная выплата в сумме № рублей, что в совокупности соответствует цене договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ- № рублей и от ДД.ММ.ГГГГ- № рублей.
Пунктом 2.4.2. договора на предоставление социальной выплаты субсидиантам вменено в обязанность представить заключение независимой экспертизы, подтверждающей стоимость приобретаемого жилого помещения на вторичном рынке жилья.
В целях реализации п. 12 Правил предоставления субвенций Министерством энергетики РФ была разработана форма договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, которая для применения была разослана Администрациям шахтерских городов и поселков за исх. № 13Щ-244 от 01.08.2005 года. Данная форма договора не содержит подобных условий, которое находится в противоречии с положениями Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года «О предоставлении межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков». Суд считает, что свобода договора не является безграничной, ограничивается законом в случаях, когда заключение договора является обязательной для одной из сторон, а также, какая-либо из сторон ограничена в возможности в выработке условий договора. В определенных случаях заинтересованные субъекты вправе заключить только такой договор, который предписан законом, и в соответствии с теми обязательными параметрами, которые диктуются императивными нормами. По мнению суда, порядок предоставления социальной выплаты должен осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления ограничений в решении вопроса о выборе места жительства и не нарушать права и интересы граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что такое условие не основано на требованиях закона, нарушает и ограничивает право граждан при реализации права на жилище.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, потому именно на данный орган местного самоуправления возложена обязанность по выделению социальной выплаты гражданам, которые, по мнению суда, исходя из положений Программы, вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать им в переселении.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Указанные нормативные акты предусматривают требования, которым должно отвечать приобретаемое гражданином жилое помещение, а именно жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям выбранного населенного пункта. Каких-либо других требований к приобретаемому жилому помещению действующее законодательство не предусматривает.
По данному основанию ответчик не оспаривает право истцов по приобретенным ими жилым помещениям.
На основании изложенного, отказ Администрации Кизеловского муниципального района, являющейся получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, в перечислении денежных средств, составляющих размер причитающейся семье Лопаевых социальной выплаты для оплаты приобретенных ими жилых помещений, нельзя признать законным и обоснованным. У ответчика нет оснований чинить какие либо препятствия в этом, право истцов ни кем не оспорено, договор на предоставление социальной выплаты не признан недействительным. Доказательств того, что квартиры, которые приобрели Лопаевы, в установленном законом порядке признаны непригодными для постоянного проживания, ремонту или реконструкции не подлежит, в том числе,в связи выявлением вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья людей, суду не представлено.
Из пункта 3.5. Раздела 3 Порядка предоставления гражданам социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств межбюджетных трансфертов, утвержденного Постановлением Администрации Кизеловского муниципального района № 285 от 24.07.2012 года, а также п. 3.3. договора на предоставление социальной выплаты следует, что Администрация Кизеловского муниципального района производит перечисление денежных средств социальной выплаты с момента предоставления необходимых документов.
Как было установлено судом, истцами такие документы представлены, сроки для исполнения своих обязанностей ответчиком истекли. Доводы ответчика о том, что перечисление средств социальной выплаты на приобретенные истцами жилые помещения, может повлечь нарушение прав Администрации Кизеловского муниципального района, являющейся получателем средств федерального бюджета для реализации Программы по переселению, суд признает не состоятельными, поскольку имеются вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда Пермского края о включении требований именно Администрации Кизеловского муниципального района в реестр кредиторов ООО «Б и С Монтаж» по возврату денежных средств, перечисленных органом местного самоуправления на договоры долевого участия в строительстве.
В соответствии с ч. 3 ст. 328 Гражданского кодекса РФ если встречное исполнение обязательства произведено, несмотря на не предоставление другой стороной обусловленного договором исполнения своего обязательства, эта сторона обязана предоставить такое исполнение.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд отказывает истцам во взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины с ответчика, поскольку согласно п. 19 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются от уплаты государственной пошлины в качестве истцов или ответчиков. Одновременно, считает, что исходя из неимущественного характера спора, исковые требования были соединены в одно производство, с учетом освобождения истцов от уплаты государственной пошлины, приходящейся на долю двух несовершеннолетних детей, считает, необходимым взыскать с истцов Лопаевой М.А. и Сосунова А.В., неуплаченную ими при подаче исковых заявлений государственную пошлину по № рублей с каждого, излишне же понесенные Лопаевым В.Ф. расходы- подлежат возращению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района оплатить стоимость приобретенной по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., в размере № рублей (№ рублей) за счет средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, уплачиваемых на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому сумма социальной выплаты составляет № рублей, на лицевой счет продавца ФИО3 по реквизитам: внутренне структурное подразделение № 6984/0191 Филиал ОАО «Сбербанка России» Пермское отделение № <адрес>, счет №.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района оплатить стоимость приобретенной по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., в размере № рублей (№ рублей) за счет средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, уплачиваемых на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому сумма социальной выплаты составляет № рублей, на лицевой счет продавца ФИО4 по реквизитам: № в филиале ОАО внутренне структурное подразделение № Филиал ОАО «Сбербанка России» Губахинское отделение №.
В удовлетворении требований о взыскании расходов по уплате государственной пошлины отказать.
Взыскать с Лопаевой М. А. государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме № рублей (№ рублей).
Взыскать с Сосунова А. В. государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме № рублей (№ рублей).
Вернуть Лопаеву В. Ф. уплаченную сумму государственной пошлины по чеку-ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей (№ рублей), уплаченную на расчетный счет <...>
Вернуть Лопаеву В. Ф. уплаченную сумму государственной пошлины по чеку-ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей (№ рублей), уплаченную на расчетный счет <...>
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись.
Верно
Судья Т.В.Митракова
Секретарь Н.Н.Наумова