Дело № 33-1267
Докладчик: Забелина О. А. Районный судья: Старых М. А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«17 » июля 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Забелиной О. А.
Судей: Корневой М. А., Георгиновой Н.А.
При секретаре Щербиной И. С.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Гребещука А.П. на решение Советского районного суда г. Орла от 16 мая 2012 г., которым постановлено:
«Гребещук А.П. в удовлетворении иска к администрации г. Орла о признании незаконным решения муниципального образования «Город Орел» № от <дата>, признании права на получение жилья на льготных условиях, включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья, отказать.».
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Забелиной О. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гребещук А. П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Орла о признании незаконным решения, признании права на получение жилья на льготных условиях и включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья.
В обосновании заявленных требований указывал, что <дата> он был уволен с военной службы по сокращению штатов и до <дата> г. проживал на территории Украина, имел гражданство Украины. В <дата> г. им было принято гражданство РФ и с этого времени он проживает в г. Орле.
<дата> администрация г. Орла отказала ему в постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилья, в связи с тем, что им не было представлено удостоверение на право пользования льготами.
Полагал, что данный отказ незаконный, поскольку в силу положений ФЗ РФ « О статусе военнослужащих» он должен быть обеспечен жилой площадью.
В связи с чем, просил суд признать незаконным решение муниципального образования «Город Орел» № от <дата>; признать за ним право на получение жилого помещения на льготных основаниях; обязать муниципальное образование «Город Орёл» включить его в список граждан, уволенных с военной службы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жилым помещением.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Гребещуком А. П. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
В обосновании доводов апелляционной жалобы указывается, что изменения, внесенные в ФЗ РФ « О статусе военнослужащих», не могут распространяться на него, поскольку он встал на воинский учет <дата>
Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 г. № 193 « Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку и их семей» было предусмотрено, что лица офицерского состава, уволенные в запас по сокращению штатов обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь, а он был уволен <дата> по сокращению численности штатов и на момент увольнения его выслуга составляла более 10 лет.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Гребещука А. П. и его представителя по устному заявлению Христякова В. Н., судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Пунктом 19 «Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, предусмотрено обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и лиц офицерского состава Вооруженных Сил, уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов в первую очередь, при этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Лицам, имеющим право на льготы по настоящему Положению, выдаются по их просьбе, удостоверения по форме, установленной Министерством обороны ( пункт 7 указанного Положения).
В статье 33 ЖК РСФСР ( действовавшей до 01 марта 2005 г.) было закреплено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Положениями статьи 62 закона РФ « О воинской обязанности и военной службе» от 11.02.1993 г. № 4455-1 было предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода.
При этом согласно п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 11.02.1993 г. № 4457-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» срок переходного периода был определен до 31 декабря 1994 г.
В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами- участниками содружества Независимых Государств социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы от 14.02.1992 г. (ратифицировано Российской Федерацией и республикой Украина) за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств- участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В статье 3 данного Соглашения закреплено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.
Установлено, что Гребещук А. П. на основании приказа Министерства обороны Украина № от <дата> был уволен с действительной военной службы по ст. <...> и был направлен на учет в <адрес> <адрес> ( л.д. 23, 24).
После увольнения до <дата> г. Гребещук А. П. со своей семьей проживал на территории республика Украина и имел гражданство Украины.
Таким образом, после увольнения с военной службы Гребещук А. П. избрал место жительство республика Украина г. <...>.
В суде первой инстанции и заседании судебной коллегии Гребещук А. П. пояснял, что он не был признан нуждающимся на территории Украина и ему было отказано в предоставлении жилой площади как военнослужащему, уволенному по сокращению штата, удостоверение о наличии льгот ему не выдавалось.
С <дата> г. истец проживает в г. Орле, состоит на военном учете и имеет гражданство РФ.
Решением муниципального образования «Город Орел» от <дата> Гребещуку А. П. было отказано в постановке на льготную очередь граждан, уволенных с военной службы, в связи с непредставлением всех необходимых документов- удостоверения. ( л.д. 6-7).
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделением денежных средств на их приобретение в соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ РФ « О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
В указанных Правилах учета урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно ч. 2.1 ст. 15 ФЗ РФ « О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, из анализа данных норм следует, что право на обеспечение жильем у граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более возникает, только если они были приняты на учет до 01 января 2005 г. органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следовательно, с 01 января 2005 г. прекращена постановка граждан на соответствующий учет.
Установив, что истец после увольнения с военной службы выбрал место жительство республика Украина, до 01 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся не встал, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гребещук А. П.
Довод апелляционной жалобы Гребещук А. П. о том, что он имеет право на льготное обеспечение жильем и должен быть поставлен на учет основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены или изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Орла от 16 мая 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гребещука А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Дело № 33-1267
Докладчик: Забелина О. А. Районный судья: Старых М. А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«17 » июля 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Забелиной О. А.
Судей: Корневой М. А., Георгиновой Н.А.
При секретаре Щербиной И. С.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Гребещука А.П. на решение Советского районного суда г. Орла от 16 мая 2012 г., которым постановлено:
«Гребещук А.П. в удовлетворении иска к администрации г. Орла о признании незаконным решения муниципального образования «Город Орел» № от <дата>, признании права на получение жилья на льготных условиях, включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья, отказать.».
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Забелиной О. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гребещук А. П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Орла о признании незаконным решения, признании права на получение жилья на льготных условиях и включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья.
В обосновании заявленных требований указывал, что <дата> он был уволен с военной службы по сокращению штатов и до <дата> г. проживал на территории Украина, имел гражданство Украины. В <дата> г. им было принято гражданство РФ и с этого времени он проживает в г. Орле.
<дата> администрация г. Орла отказала ему в постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилья, в связи с тем, что им не было представлено удостоверение на право пользования льготами.
Полагал, что данный отказ незаконный, поскольку в силу положений ФЗ РФ « О статусе военнослужащих» он должен быть обеспечен жилой площадью.
В связи с чем, просил суд признать незаконным решение муниципального образования «Город Орел» № от <дата>; признать за ним право на получение жилого помещения на льготных основаниях; обязать муниципальное образование «Город Орёл» включить его в список граждан, уволенных с военной службы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жилым помещением.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Гребещуком А. П. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
В обосновании доводов апелляционной жалобы указывается, что изменения, внесенные в ФЗ РФ « О статусе военнослужащих», не могут распространяться на него, поскольку он встал на воинский учет <дата>
Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 г. № 193 « Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку и их семей» было предусмотрено, что лица офицерского состава, уволенные в запас по сокращению штатов обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь, а он был уволен <дата> по сокращению численности штатов и на момент увольнения его выслуга составляла более 10 лет.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Гребещука А. П. и его представителя по устному заявлению Христякова В. Н., судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Пунктом 19 «Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, предусмотрено обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов и лиц офицерского состава Вооруженных Сил, уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов в первую очередь, при этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Лицам, имеющим право на льготы по настоящему Положению, выдаются по их просьбе, удостоверения по форме, установленной Министерством обороны ( пункт 7 указанного Положения).
В статье 33 ЖК РСФСР ( действовавшей до 01 марта 2005 г.) было закреплено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Положениями статьи 62 закона РФ « О воинской обязанности и военной службе» от 11.02.1993 г. № 4455-1 было предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода.
При этом согласно п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 11.02.1993 г. № 4457-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» срок переходного периода был определен до 31 декабря 1994 г.
В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами- участниками содружества Независимых Государств социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы от 14.02.1992 г. (ратифицировано Российской Федерацией и республикой Украина) за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств- участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В статье 3 данного Соглашения закреплено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.
Установлено, что Гребещук А. П. на основании приказа Министерства обороны Украина № от <дата> был уволен с действительной военной службы по ст. <...> и был направлен на учет в <адрес> <адрес> ( л.д. 23, 24).
После увольнения до <дата> г. Гребещук А. П. со своей семьей проживал на территории республика Украина и имел гражданство Украины.
Таким образом, после увольнения с военной службы Гребещук А. П. избрал место жительство республика Украина г. <...>.
В суде первой инстанции и заседании судебной коллегии Гребещук А. П. пояснял, что он не был признан нуждающимся на территории Украина и ему было отказано в предоставлении жилой площади как военнослужащему, уволенному по сокращению штата, удостоверение о наличии льгот ему не выдавалось.
С <дата> г. истец проживает в г. Орле, состоит на военном учете и имеет гражданство РФ.
Решением муниципального образования «Город Орел» от <дата> Гребещуку А. П. было отказано в постановке на льготную очередь граждан, уволенных с военной службы, в связи с непредставлением всех необходимых документов- удостоверения. ( л.д. 6-7).
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделением денежных средств на их приобретение в соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ РФ « О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
В указанных Правилах учета урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно ч. 2.1 ст. 15 ФЗ РФ « О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, из анализа данных норм следует, что право на обеспечение жильем у граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более возникает, только если они были приняты на учет до 01 января 2005 г. органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следовательно, с 01 января 2005 г. прекращена постановка граждан на соответствующий учет.
Установив, что истец после увольнения с военной службы выбрал место жительство республика Украина, до 01 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся не встал, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гребещук А. П.
Довод апелляционной жалобы Гребещук А. П. о том, что он имеет право на льготное обеспечение жильем и должен быть поставлен на учет основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены или изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Орла от 16 мая 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гребещука А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: