УИД 28RS0004-01-2019-013449-16
№ 2-9944/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 декабря 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,
при секретаре Коваленко Е.Г.,
с участием истца Арабзановой Н.И., представителя ответчика Непогожевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арабзановой Н. И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное) о нарушении права на назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Арабзанова Н.И. обратилась в суд с настоящим иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), в обоснование которого указала, что обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного фонда истцу отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого страхового стажа на дату назначения. В стаж истца не были включены периоды проживания с супругом военнослужащим. С указанным решением истец не согласна, считает его незаконным.
На основании изложенного, истец Арабзанова Н.И. просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайоное) от 22.10.2019 года № 294356/19; обязать УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайоное) включить в трудовой стаж периоды с 11.04.1985 года по 31.06.1988 года, с 14.10.1988 года по 10.02.1992 года; обязать УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайоное) назначить пенсию с момента обращения за ней.
В судебном заседании истец на требованиях искового заявления настаивала, подробно указала на обстоятельства, изложенные в иске, дополнительно пояснила, что ее супруг является военным милиционером, с 11.04.1985 года по 31.06.1988 года служил в военном городке с. Березовка, с 14.10.1988 года по 10.02.1992 года - в военном городке с. Варваровка. Истец вынуждена была работать по месту службу супруга, сначала бухгалтером в войсковой части, затем в магазине у частного предпринимателя. Истец полагала, что данные периоды будут засчитаны ей с трудовой стаж. Супруги милиционеров имеют право на получение пенсии, как супруги военнослужащих. В связи с изложенным, истец просила требования искового заявления удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования Арабзановой Н.И. не признала, пояснила, что истец обратилась с заявлением о назначении пенсии 09 сентября 2019 года. Поскольку на момент обращения с данным заявлением требуемый страховой стаж у Арабзановой Н.И. отсутствовал, решением Пенсионного фонда в назначении пенсии ей было отказано. В страховой стаж не были включены периоды проживания с мужем, проходившим службу в ОВД, поскольку правовых оснований на это не имеется. Закон предписывает возможность назначения пенсии супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, однако истец к данной категории не относится. Решение Пенсионного фонда законно и обоснованно, в связи с чем представитель ответчика просила в иске отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В силу ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что истец 09 сентября 2019 обратилась в Пенсионный фонд с заявлениями об установлении (выплате) ей пенсии.
Решением УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 294356/19 от 22.10.2019 года Арабзановой Н.И. в установлении (выплате) пенсии отказано на основании п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
Как следует из решения УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 294356/19 от 22.10.2019 года, в страховой стаж истца не были включены периоды с 11.04.1985 года по 31.06.1988 года, с 14.10.1988 года по 10.02.1992 года, поскольку супруг Арабзановой Н.И. проходил службу в органах внутренних дел, то есть не являлся военнослужащим, проходившим военную службу по контракту.
Не согласившись с указанным решением, Арабзанова Н.И. инициировала настоящий иск в суд.
Рассматривая обоснованность заявленных истцом требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пп. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
Аналогичные правовые гарантии пенсионных прав жен военнослужащих были закреплены в п. "г" ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации. В соответствии с п. 35 данных Правил период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению 4.
Указанный период, имевший место, начиная с 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам, и справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящим Правилам, а в случае если военнослужащий проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании Российской Федерации (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения, - только справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 кнастоящим Правилам.
Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего, документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовая книжка супруги (супруга) военнослужащего.
Периоды проживания, указанные в такой справке, совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, не учитываются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при исчислении страхового стажа.
Основывая свои требования, Арабзанова Н.И. представила справки о регистрации Администрации Березовского сельсовета Ивановского района Амурской области, Администрации Муниципального образования Варваровского сельсовета Октябрьского района Амурской области, выписку из домовой книги, поквартирную карточку, из которых видно, что в оспариваемые периоды с 11.04.1985 года по 31.06.1988 года истец со своим супругом проживала по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Березовка, с 14.10.1988 года по 10.02.1992 год - в Амурской области Октябрьском районе, с. Варваровка.
Вместе с тем, как следует из архивной справки Информационного центр УМВД России по Амурской области от 13.07.2018 года, Арабзанов В.В. с 09.07.1982 года проходил службу в органах внутренних дел в различных должностях, в том числе в оспариваемые периоды с 09.07.1982 года в должности милиционера отдельной роты ППС милиции УВД Амурского облисполкома, с 30.09.1984 года - в должности оперуполномоченного БХСС отдела внутренних дел Ивановского райисполкома, с 10.02.1988 года - в должности инспектора группы трудоиспользования и учета спецкомендатуры № 2 при отделе внутренних дел Октябрьского райисполкома, с 15.09.1989 года - в должности участкового инспектора милиции отдела внутренних дел Октябрьского райисполкома.
Понятие военной службы определено Федеральным законом от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задачв области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
При этом, в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» такой вид службы как служба в органах внутренних дел не поименован.
Служба в органах внутренних дел не является разновидностью военной службы. Это особый вид государственной службы, и пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется исходя из специфики такой службы и особого правового статуса сотрудников внутренних дел, и отличается от аналогичных параметров военной службы.
Таким образом, учитывая, что должности, замещаемые супругом истца, Арабзановвым В.В. федеральным законом не отнесены к военной службе, у суда отсутствуют фактически и правовые основания полагать, что такой вид службы как служба в органах внутренних дел относится к военной службе.
При таких обстоятельствах, приведенные выше положения закона, а также совокупность установленных по делу обстоятельств показывают, что доводы истца о том, что в оспариваемые периоды она проживала с супругом, проходящих службу в органах внутренних дел, приравненной к военной службе по контракту, несостоятельны, основаны не неверном толковании материальных норм права, а, потому, подлежат отклонению.
Законодатель, определяя порядок пенсионных прав военнослужащих и устанавливая правила о включении периодов прохождения службы в специальный стаж, четко предусмотрел зачет периодов проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, при этом, не усмотрев в этом ограничении конституционных прав и свобод лиц, проходящих иного вида службу, в том числе в органах внутренних дел, и нарушения требований, вытекающих из конституционного принципа равенства.
В данной связи, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 22.10.2019 года № 294356/19 законно и обоснованно, оснований для удовлетворения исковых требований Арабзановой Н.И. о признания решения УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 22.10.2019 года № 294356/19 незаконным, обязании ответчика включить с трудовой стаж периодов с 11.074.1985 года по 31.06.1988 года, с 14.10.1988 года по 10.02.1992 года не имеется.
Поскольку в страховой стаж истца периоды указанные выше, не подлежат включению, а на момент обращения истца в УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) страхового стажа истца было не достаточно для назначения пенсии, оснований для возложения на ответчика обязанности назначить пенсию с момента обращения за ней также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Арабзановой Н. И. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить в трудовой стаж периоды с 14.11.1985 года по 31.06.1988 года, с 14.10.1988 года по 10.02.1992 года, назначить страховую пенсию с момента обращения за ней, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.А. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2019 года