63RS0039-01-2019-006851-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 декабря 2019 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело № 2а-5995/19 по административному иску Администрации г.о.Самара к МОСП по взысканию административных штрафов по г.Самаре от освобождения от уплаты исполнительского сбора,
Установил:
Администрация г.о.Самара обратилась в Ленинский районный суд г.Самары с административным иском к МОСП по взысканию административных штрафов по г.Самаре, судебному приставу-исполнителю МОСП по взысканию административных штрафов по г.Самаре Георгица Е.О., указав, что мировым судьей судебного участка №30 Ленинского судебного района г.Самары Самарской области было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №5-876/18 от 13.08.2018 года. 12.08.2019 года Администрацией г.о.Самара было получено постановление о возбуждении исполнительного производства, 13.08.2019 года передано на исполнение в Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара. Согласно платежному поручению №1158 от 22.08.2019 года обязательство по уплате административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. исполнено. Вместе с тем, 29.08.2019 года Администрацией получено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара в адрес Департамента финансов, бюджетного учета и отчетности было направлено письмо с просьбой внести изменения в бюджетную роспись гласного распорядителя бюджетных средств - Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара в 2019 году с последующим внесением изменений в Решение Думы г.о.Самара от 06.12.2018 года №365 «О бюджете городского округа Самара на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». 22.08.2019 года в ответ на просьбу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара была представлена справка №45 от 22.08.2019 года об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2019 год и плановый период 2019-2020 годов. 22.08.2019 года произведена оплата административного штрафа. Кроме того, просили обратить внимание на сложное финансовое положение Администрации г.о.Самара, а также на то, что взыскание суммы исполнительского сбора является мерой наказания, применимой к лицу, уклоняющемуся от добровольного исполнения постановления о возбуждении исполнительного производства. Тогда как Администрация г.о.Самара от исполнения своих обязательств не уклонялась, а предпринимала меры по изысканию денежных средств, взыскание с нее сумм исполнительского сбора послужит лишь ухудшению и без того сложного финансового состояния. Взыскиваемые суммы могли быть направлены на улучшение качества жизни граждан г.о.Самара. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит освободить Администрацию г.о.Самара от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №348487/19/63052-ИП.
Административным ответчиком представлена копия исполнительного производства.
Дело рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) производства на основании п.7 ст.150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно ч.1 ст.5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно ч.1 ст.12, ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Статья 112 Федерального закона устанавливает, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно ч.6 указанной нормы закона должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Статья 64 указанного Федерального закона предусматривает, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор.
В данном случае заявителем не оспаривалось само постановление о взыскании исполнительского сбора, а предъявлен административный иск об освобождении от его уплаты. Как указывалось выше, возможность такого освобождения при определенных условиях прямо предусмотрена ст.112 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Поэтому часть 1 статьи 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого исполнения.
Кроме того, в пункте Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Пунктом 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательств (ч.2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
03.07.2018 года мировым судьей судебного участка №30 Ленинского судебного района г.Самары Самарской области было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №5-788/18, которым Администрация г.о.Самара признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.28 ст.19.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
06.06.2019 года ОГИБДД У МВД России по г.Самаре вынесено постановление по делу об административном правонарушении №18810463180590009943, которым Администрации г.о.Самара назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
26.07.2019 года начальник отдела – старший судебный пристав МОСП по взысканию административных штрафов по г.Самаре вынес постановление о возбуждении исполнительного производства № 348487/19/63052-ИП в отношении Администрации г.о.Самара о взыскании в пользу ОГИБДД УМВД России по г.Самара штрафа в размере <данные изъяты>
В соответствии с содержанием данного документа должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней с момента получения постановления.
12.08.2019 года постановление было получено Администрацией г.о.Самара. Следовательно, срок для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя с учетом выходных дней истекал 19.08.2019 года.
Материалами дела подтверждено, что 20.08.2019 года Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара в адрес Департамента финансов, бюджетного учета и отчетности было направлено письмо с просьбой внести изменения в бюджетную роспись гласного распорядителя бюджетных средств - Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара в 2019 году с последующим внесением изменений в Решение Думы г.о.Самара от 06.12.2018 года №365 «О бюджете городского округа Самара на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
22.08.2019 года в ответ на просьбу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара была представлена справка №45 об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2019 год и плановый период 2019-2020 годов.
В тот же день, 22.08.2019 года, согласно платежному поручению №1158 денежные средства в сумме <данные изъяты> были перечислены на расчетный счет МОСП по взысканию административных штрафов по г.Самаре на счет 40204810822020002002.
Между тем, 20.08.2019 года судебный пристав-исполнитель МОСП по взысканию административных штрафов по г.Самаре Георгица Е.О. вынесла постановление о взыскании с Администрации г.о.Самара исполнительского сбора в размере <данные изъяты> которое поступило в Администрацию 29.08.2019 года.
30.08.2019 года судебный пристав-исполнитель МОСП по взысканию административных штрафов по г.Самаре Георгица Е.О. окончила исполнительное производство №348487/19/63052-ИП в связи с фактическим исполнением.
Полагая заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не был исполнен административным истцом по уважительным причинам.
Учитывая, что со стороны административного истца принимались меры к исполнению постановления о взыскании штрафа, принимая во внимание, что в данном случае бездействие со стороны должника в неисполнении постановления отсутствовало, задолженность по исполнительному производству погашена единовременно и в полном объеме, период пропуска установленного 5-дневного срока незначительный, какие-либо негативные последствия в результате нарушения срока, установленного для добровольного исполнения, отсутствуют, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск Администрации г.о.Самара удовлетворить.
Освободить Администрацию г.о.Самара от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по взысканию административных штрафов по г.Самаре Георгица Е.О. от 20.08.2019 года в рамках исполнительного производства № 348487/19/63052-ИП.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья В.Ю. Болочагин