Судья Сандуляк С.В. Дело № 33-441/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 февраля 2017 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Майоровой Л.В. и Георгиновой Н.А.,
при секретаре Крахиной Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда гражданское дело по исковому заявлению ФВА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 25 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФВА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – удовлетворить.
Включить ФВА период работы с <...> в должности врача-интерна по хирургии Орловской областной больницы. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...> и с <...> в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчислении, как год работы за год и шесть месяцев.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату ФВА страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <...> 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу ФВА расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (<...>.)».
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности КНЛ, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения истца ФВА, полагавшего, что решение суда является законным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
ФВА обратился в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о включении периода работы в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что имея стаж работы 30 лет в сфере медицинской деятельности, <...>.2016 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <...>.2016 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по мотиву отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Период работы с <...> в должности врача-интерна хирургии Орловской областной больницы засчитан ответчиком в стаж в календарном порядке, поскольку пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Перечня структурных подразделений хирургического профиля, работа в которых дает право на определение стажа для назначения пенсии в льготном исчислении, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены непосредственно оперирующие врачи-специалисты всех наименований отделений хирургического профиля, а не врачи-интерны соответствующей специальности. Курсы повышения квалификации с <...> и с <...> не включены в специальный стаж, поскольку включение данного периода не предусмотрено п. 5 Правил 516, утвержденных Постановление Правительства РФ от 11.07.2002.
Не согласившись с решением ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области, ФВА обратился с исковым заявлением, в котором с учетом уточненных исковых требований просил суд включить период его работы с <...> в качестве врача-интерна по хирургии, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...> и с <...> в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении, как год работы за год и шесть месяцев, на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить ему указанную пенсию с <...>.2016.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Приводит довод о не согласии с выводом суда о включении в специальный трудовой стаж спорного периода работы истца в льготном исчислении, поскольку должность врача-интерна по хирургии не предусмотрена Перечнем структурных подразделений хирургического профиля, работа в которых дает право на исчисление стажа для назначения пенсии в льготном исчислении.
Указывает на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...> и с <...> не подлежит включению в специальный стаж, поскольку включение данного периода не предусмотрено п. 5 Правил 516, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002.
Кроме того, поскольку отказ Пенсионного фонда в досрочном назначении ФВА пенсии по старости в виду осуществления лечебной деятельности не признан судом незаконным, нет оснований и для назначения истцу пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 20 части 1, частей 3, 4 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные положения, в части условий досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, содержит подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавший до 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в частности, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований.
Согласно п.п. «б» п. 5 Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, а также предусмотрены должности оперирующих врачей - специалистов всех наименований.
Вместе с тем, в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377, должность- врач-интерн была выделена как самостоятельная должность и прямо не отнесена к числу врачей-специалистов.
Между тем, действовавшим до 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» интернатура понималась, как первичная годичная послевузовская подготовка (специализация).
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. № 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами анестезиологами-реаниматологами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Из материалов дела усматривается, что <...>.2016 ФВА обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <...>.2016 истцу было отказано в назначении трудовой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие необходимого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 20).
Данное решение мотивировано тем, что период его работы с <...> в должности врача-интерна хирургии Орловской областной больницы, не подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как указанная должность не предусмотрена перечнем структурных подразделений хирургического профиля, работа в которых дает право на определение стажа для назначения пенсии в льготном исчислении, а также курсы повышения квалификации с <...> и с <...>, поскольку включение данных периодов не предусмотрено п. 5 Правил 516 утвержденных Постановление Правительства РФ от 11.07.2002.
При этом учтенный ответчиком специальный стаж работы, дающий ему право на досрочное пенсионное обеспечение, составил 29 лет 0 месяцев 26 дней.
Однако из трудовой книжки истца усматривается, что <...>.1996 он окончил Воронежскую государственную медицинскую академию. Затем <...>.1996 истец зачислен врачом-интерном по хирургии Орловской областной больницы (л.д. 10, 16).
Судом первой инстанции установлено, что истец работал на штатной должности в БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница», непосредственно участвовал в проведении оперативных вмешательств, выполняя функциональные обязанности врача-хирурга.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: выпиской из приказа по Орловской областной больнице от <...>.1996 № <...>, из которой усматривается, что ФВА был зачислен врачом-интерном по хирургии в проктологическое отделение с <...>.1996 с назначением руководителем МАА (л.д. 40); выписками из штатного расписания, согласно которого врачи-интерны включены в штатный состав и численность работников на <...>1996 и на <...>.1997. В Орловской областной больнице значилось 34 штатных единицы врачей - интернов (л.д. 38-39); лицевыми счетами за 1996-1997 года о начислении заработной платы (л.д. 41-42); медицинскими картами стационарных больных №№ <...> (л.д.62-72, 81-86, 101-107, 136-170); показаниями свидетелей БВВ, ШЮМ и ПАА; историями болезни, представленными БУЗ Орловской области «Сосковская ЦРБ», согласно которым в октябре 1996 года истец был командирован в качестве врача-интерна в указанную выше больницу, где им также выполнялись функциональные обязанности оперирующего врача специалиста, проводились хирургические операции в качестве хирурга (л.д. 58-135).
Таким образом, ФВА работая в должности врача-интерна по хирургии на штатной должности БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница» выполнял трудовые обязанности, тождественные обязанностям врача хирурга в хирургическом отделении больницы.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный период прохождения интернатуры подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и подсчету в льготном порядке: год работы как год и шесть месяцев.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что с <...> и с <...> истец ФВА направлялся на курсы повышения квалификации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5 Правил).
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке <...> (л.д. 21); удостоверением о повышении квалификации <...> (л.д. 22).
Учитывая, что на период прохождения курсов повышения квалификации за истцом сохранялись рабочее место и средний месячный заработок, с заработной платы истца работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, суд обоснованно пришел к выводу о включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, поэтому оснований для их переоценки не находит.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения ФВА пенсии по старости, отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку эти доводы были проверены судом первой инстанции и мотивированно отклонены со ссылкой на исследованные по делу доказательства.
Несостоятельным является довод жалобы о том, что суд необоснованно обязал назначить истцу пенсию с момента возникновения права на нее по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что право на назначение льготной пенсии у истца возникло к моменту обращения в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области, суд правильно возложил на ответчика обязанность по назначению досрочной пенсии по старости с <...> 2016 года – со дня обращения ФВА за назначением пенсии.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 25 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Сандуляк С.В. Дело № 33-441/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 февраля 2017 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Майоровой Л.В. и Георгиновой Н.А.,
при секретаре Крахиной Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда гражданское дело по исковому заявлению ФВА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 25 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФВА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – удовлетворить.
Включить ФВА период работы с <...> в должности врача-интерна по хирургии Орловской областной больницы. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...> и с <...> в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчислении, как год работы за год и шесть месяцев.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату ФВА страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <...> 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу ФВА расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (<...>.)».
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности КНЛ, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения истца ФВА, полагавшего, что решение суда является законным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
ФВА обратился в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о включении периода работы в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что имея стаж работы 30 лет в сфере медицинской деятельности, <...>.2016 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <...>.2016 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по мотиву отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Период работы с <...> в должности врача-интерна хирургии Орловской областной больницы засчитан ответчиком в стаж в календарном порядке, поскольку пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Перечня структурных подразделений хирургического профиля, работа в которых дает право на определение стажа для назначения пенсии в льготном исчислении, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены непосредственно оперирующие врачи-специалисты всех наименований отделений хирургического профиля, а не врачи-интерны соответствующей специальности. Курсы повышения квалификации с <...> и с <...> не включены в специальный стаж, поскольку включение данного периода не предусмотрено п. 5 Правил 516, утвержденных Постановление Правительства РФ от 11.07.2002.
Не согласившись с решением ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области, ФВА обратился с исковым заявлением, в котором с учетом уточненных исковых требований просил суд включить период его работы с <...> в качестве врача-интерна по хирургии, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...> и с <...> в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении, как год работы за год и шесть месяцев, на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить ему указанную пенсию с <...>.2016.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Приводит довод о не согласии с выводом суда о включении в специальный трудовой стаж спорного периода работы истца в льготном исчислении, поскольку должность врача-интерна по хирургии не предусмотрена Перечнем структурных подразделений хирургического профиля, работа в которых дает право на исчисление стажа для назначения пенсии в льготном исчислении.
Указывает на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...> и с <...> не подлежит включению в специальный стаж, поскольку включение данного периода не предусмотрено п. 5 Правил 516, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002.
Кроме того, поскольку отказ Пенсионного фонда в досрочном назначении ФВА пенсии по старости в виду осуществления лечебной деятельности не признан судом незаконным, нет оснований и для назначения истцу пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 20 части 1, частей 3, 4 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные положения, в части условий досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, содержит подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавший до 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в частности, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований.
Согласно п.п. «б» п. 5 Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, а также предусмотрены должности оперирующих врачей - специалистов всех наименований.
Вместе с тем, в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377, должность- врач-интерн была выделена как самостоятельная должность и прямо не отнесена к числу врачей-специалистов.
Между тем, действовавшим до 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» интернатура понималась, как первичная годичная послевузовская подготовка (специализация).
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. № 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами анестезиологами-реаниматологами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Из материалов дела усматривается, что <...>.2016 ФВА обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <...>.2016 истцу было отказано в назначении трудовой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие необходимого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 20).
Данное решение мотивировано тем, что период его работы с <...> в должности врача-интерна хирургии Орловской областной больницы, не подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как указанная должность не предусмотрена перечнем структурных подразделений хирургического профиля, работа в которых дает право на определение стажа для назначения пенсии в льготном исчислении, а также курсы повышения квалификации с <...> и с <...>, поскольку включение данных периодов не предусмотрено п. 5 Правил 516 утвержденных Постановление Правительства РФ от 11.07.2002.
При этом учтенный ответчиком специальный стаж работы, дающий ему право на досрочное пенсионное обеспечение, составил 29 лет 0 месяцев 26 дней.
Однако из трудовой книжки истца усматривается, что <...>.1996 он окончил Воронежскую государственную медицинскую академию. Затем <...>.1996 истец зачислен врачом-интерном по хирургии Орловской областной больницы (л.д. 10, 16).
Судом первой инстанции установлено, что истец работал на штатной должности в БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница», непосредственно участвовал в проведении оперативных вмешательств, выполняя функциональные обязанности врача-хирурга.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: выпиской из приказа по Орловской областной больнице от <...>.1996 № <...>, из которой усматривается, что ФВА был зачислен врачом-интерном по хирургии в проктологическое отделение с <...>.1996 с назначением руководителем МАА (л.д. 40); выписками из штатного расписания, согласно которого врачи-интерны включены в штатный состав и численность работников на <...>1996 и на <...>.1997. В Орловской областной больнице значилось 34 штатных единицы врачей - интернов (л.д. 38-39); лицевыми счетами за 1996-1997 года о начислении заработной платы (л.д. 41-42); медицинскими картами стационарных больных №№ <...> (л.д.62-72, 81-86, 101-107, 136-170); показаниями свидетелей БВВ, ШЮМ и ПАА; историями болезни, представленными БУЗ Орловской области «Сосковская ЦРБ», согласно которым в октябре 1996 года истец был командирован в качестве врача-интерна в указанную выше больницу, где им также выполнялись функциональные обязанности оперирующего врача специалиста, проводились хирургические операции в качестве хирурга (л.д. 58-135).
Таким образом, ФВА работая в должности врача-интерна по хирургии на штатной должности БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница» выполнял трудовые обязанности, тождественные обязанностям врача хирурга в хирургическом отделении больницы.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный период прохождения интернатуры подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и подсчету в льготном порядке: год работы как год и шесть месяцев.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что с <...> и с <...> истец ФВА направлялся на курсы повышения квалификации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5 Правил).
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке <...> (л.д. 21); удостоверением о повышении квалификации <...> (л.д. 22).
Учитывая, что на период прохождения курсов повышения квалификации за истцом сохранялись рабочее место и средний месячный заработок, с заработной платы истца работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, суд обоснованно пришел к выводу о включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, поэтому оснований для их переоценки не находит.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения ФВА пенсии по старости, отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку эти доводы были проверены судом первой инстанции и мотивированно отклонены со ссылкой на исследованные по делу доказательства.
Несостоятельным является довод жалобы о том, что суд необоснованно обязал назначить истцу пенсию с момента возникновения права на нее по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что право на назначение льготной пенсии у истца возникло к моменту обращения в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области, суд правильно возложил на ответчика обязанность по назначению досрочной пенсии по старости с <...> 2016 года – со дня обращения ФВА за назначением пенсии.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 25 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи