Мотивированное решение составлено 24 октября 2019 года.
Дело № 2-625/2019
УИД 66RS0036-01-2018-000918-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2019 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сединкина Ю.Г.,
при секретаре Матвеевой А.А.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению образования Кушвинского городского округа, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов о возложении обязанностей устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства,
установил:
Прокурор города Кушвы обратился в суд с иском к Управлению образования Кушвинского городского округа, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов о возложении обязанностей устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Кушвы по обращению /-/ проведена проверка исполнения требований законодательства об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов. В ходе проведения проверки, проведенной прокуратурой города Кушвы с привлечением специалиста – помощника врача по гигиене детей и подростков Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура» /-/, установлено, что для занятий физической культурой и спортом в МАОУ СОШ № 6 имеется два спортивных зала (малый и большой), а также занятия физической культурой и спортом проводятся на асфальтных дорожках вокруг здания школы. Установлено, что на момент проверки большой спортивный зал и асфальтные дорожки вокруг здания школы требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства не соответствуют. Так, на дорожках вокруг здания школы в нарушение п. 3.3. СанПин 2.4.2.2821-10 частично отсутствует асфальтовое покрытие, имеются многочисленные выбоины. В нарушение п. 4. 28, п.п. 6.7, 6.8, 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 в большом спортивном зале на потолке и стенах имеются следы подтеков, отслаивание штукатурки, признаки поражения грибком. Окна в большом спортивном зале выполнены не из цельного стеклополотна, имеются трещины и стыки. Окна не оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками, что свидетельствует об отсутствии условий для проветривания помещения где проводятся занятия физической культурой и спортом.
Из представленной МАОУ СОШ № 6 информации следует, что в настоящее время денежные средства на проведение ремонтных работ в спортзале не выделялись, проводится процедура согласования финансовой сметы.
В судебном заседании помощник прокурора Певцова Т.Т., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить. Просила суд обязать МАОУ СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести помещение большого спортивного зала в соответствие с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10, провести ремонт потолка и стен большого спортивного зала путем восстановления штукатурного слоя, покраски либо побелки, произвести замену окон в большом спортивном зале, на окна с цельным стеклополотном, оборудованные откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками, восстановить асфальтное покрытие вокруг здания школы. Обязать Управление образования Кушвинского городского округа обеспечить финансирование мероприятий по приведению в соответствие с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 помещения большого спортивного зала и прилегающей территории (асфальтное покрытие вокруг здания школы) МАОУ СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов.
Представитель ответчиков Посягин Е.П. действующий на основании доверенности в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями согласен. Решается вопрос о замене окон в спортивном зале, работы не завершены, документы подтверждающие выполнение работ представить не может. Подготовлена смета по проведению капитального ремонта спортивного зала, однако вопрос финансирования не решен.
Представитель ответчика Управления образования Кушвинского городского округа, представитель третьего лица Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура» извещенные о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, возражений по иску не представили, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица.
Принимая во внимание доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья, безопасность.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно ст. 41, п.п. 2, 3 п. 4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
На основании ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации является обязательным для юридических лиц.
Пунктом 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 утверждены санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В соответствии с п. 3.3 СанПин 2.4.2.2821-10 при устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами. Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.
Согласно п. 4. 28 СанПин 2.4.2.2821-10 потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
В силу п.п. 6.7, 6.8, 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
Результатами надзорных мероприятий установлено, что МАОУ СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов, расположенная по адресу:
город Кушва переулок Свердлова, 5 имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности (начальное общее образование, основное общее образование, дополнительное образование детей и взрослых) от ДД.ММ.ГГГГ № серии 66Л01, срок действия – бессрочно.
В ходе проведения проверки, проведенной прокуратурой города Кушвы, с привлечением специалиста – помощника врача по гигиене детей и подростков Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура» /-/, установлено, что для занятий физической культурой и спортом в МАОУ СОШ № 6 имеется два спортивных зала (малый и большой), а также беговая дорожка вокруг здания школы. На момент проверки большой спортивный зал и территория школы где производятся занятия физической культурой требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства не соответствуют.
В нарушение п. 3.3. СанПин 2.4.2.2821-10 на асфальтном покрытие вокруг здания школы, где проводятся занятия физической культурой, частично отсутствует покрытие, имеются многочисленные выбоины.
В нарушение п. 4. 28, п.п. 6.7, 6.8, 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 в большом спортивном зале на потолке и стенах имеются следы подтеков, отслаивание штукатурки, признаки поражения грибком. Окна в большом спортивном зале выполнены не из цельного стеклополотна, имеются трещины и стыки. Окна не оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками, что свидетельствует об отсутствии условий для проветривания.
Указанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства зафиксированы в справке № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной МАОУ СОШ № 6 информации следует, что в настоящее время денежные средства на проведение ремонтных работ в спортзале не выделены, составлена смета на проведение ремонтных работ.
Выявленные в ходе настоящей проверки нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства относятся к числу факторов, негативно влияющих на физическое и психическое развитие детей, влекут нарушение прав несовершеннолетних и иных участников образовательного процесса на охрану здоровья и безопасность.
Исковые требования прокурора о возложении на ответчика МАОУ СОШ № 6 обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести помещение большого спортивного зала в соответствие с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10, провести ремонт потолка и стен большого спортивного зала путем восстановления штукатурного слоя, покраски либо побелки, произвести замену окон в большом спортивном зале, на окна с цельным стеклополотном, оборудованные откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками, восстановить асфальтное покрытие вокруг здания школы подлежит удовлетворению.
Отраслевым органом администрации Кушвинского городского округа, осуществляющим полномочия администрации Кушвинского городского округа в сфере образования является Управление образования Кушвинского городского округа.
Решением Думы Кушвинского городского округа от 25.09.2014 № 288 утверждено Положение «Об Управлении образования Кушвинского городского округа». Согласно Положению основными задачами Управления образования являются обеспечение на территории Кушвинского городского округа прав граждан на получение образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, во всех подведомственных муниципальных общеобразовательных организациях, а также социально-правовая защита всех несовершеннолетних граждан, находящихся в муниципальных образовательных организациях, подведомственных Управлению образования (пп.1, 2 п. 2.2 Положения).
К полномочиям Управления образования как отраслевого органа администрации Кушвинского городского округа относятся, в том числе:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях на территории Кушвинского городского округа (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройству прилегающих к ним территорий включает комплекс мероприятий, осуществляемых регулярно либо единовременно для приведения состояния зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий в соответствие с требованиями санитарных правил и норм, государственного пожарного надзора, инспекции по охране труда и технике безопасности, а также с требованиями государственного образовательного стандарта реализуются путем осуществления функций по оказанию содействия муниципальным образовательным организациям в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы, организации работы по подготовке проектно-сметной документации, необходимой для проведения ремонта помещений и зданий муниципальных образовательных организаций и т.д.
В соответствии с п. 1.5 Положения Управление образования является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное в установленном гражданским законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами порядке на праве оперативного управления, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в кредитных организациях, гербовую печать со своим наименованием.
В силу п. 1.9 – 1.14 Устава МАОУ СОШ № 6 учредителем Школы является Кушвинский городской округ. Функции и полномочия Учредителя Школы осуществляет администрация Кушвинского городского округа в лице ее отраслевого органа – Управления образования Кушвинского городского округа (именуемое в дальнейшем - Учредитель) в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Школа приобретает от своего имени имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Финансовое обеспечение функционирования Школы осуществляется за счет субсидии из бюджета Кушвинского городского округа на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Школой в соответствии с муниципальным заданием муниципальной услуги в сфере образования, и иные цели и средств, полученных от приносящей доход деятельности. Муниципальное задание для Школы в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает Учредитель.
Главой 5 Устава регламентированы полномочия Управления образования Кушвинского городского округа. Так, Управление образования Кушвинского городского округа в рамках предоставленных полномочий в отношении Школы обеспечивает содержание зданий и сооружений Школы, обустройство прилегающей к нему территории.
Системный анализ приведенных положений нормативно правовых актов, а также нормативных актов локального уровня свидетельствует о том, что исполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части соответствия зданий, помещений и прилегающей территории СанПин 2.4.2.2821-10 является обязанностью не только МАОУ СОШ № 6, но и его учредителя – Управления образования Кушвинского городского округа.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Бездействие по выполнению вышеуказанных требований законодательства нарушает права граждан (детей) на санитарно-эпидемиологическое благополучие как одно из основных условий реализации гарантий на охрану здоровья, предусмотренного ст.42 Конституции Российской Федерации.
Исковые требования прокурора о возложении на ответчика Управление образования Кушвинского городского округа обязанности обеспечить финансирование мероприятий по приведению в соответствие с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 помещения большого спортивного зала и прилегающей территории (асфальтное покрытие вокруг здания школы) МАОУ СОШ № 6 подлежит удовлетворению.
В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что действия по исполнению требований и соблюдению санитарных правил и норм могут быть совершены только ответчиком МАОУ СОШ № 6, требуют дополнительного финансирования, а так же то, что длительным бездействием МАОУ СОШ № 6 нарушаются права несовершеннолетних, принимая во внимание сроки учебного процесса (с сентября 2019 года по май 2020 года), а также особую социальную значимость требований, суд находит предложенный прокурором срок целесообразным и устанавливает его для исполнения ответчиками решения суда.
Доводы представителя ответчика о возможности выполнения указанных работ в срок не ранее мая 2020 года, то есть окончания учебного года суд находит несостоятельными. Стороной ответчика не представлено суду надлежащих доказательств не возможности проведения ремонтных работ в указанные сроки, окончательная смета не утверждена, сроки выполнения работ не установлены. Ответчики не лишены права осуществлять устранение выявленных нарушений с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и урегулировать свои финансовые взаимоотношения с участниками бюджетной системы.
Так же суд считает необходимым принять во внимание факт длительного осуществления образовательной деятельности в помещениях не отвечающим требованиям безопасности, у ответчиков было достаточно времени для проведения ремонтных работ, но надлежащих мер для этого не предпринималось. Доказательств обратного ответчиками суду не представлено. Доводы ответчика о плановом характере мероприятий по организации ремонта помещения школы, не являются основанием для освобождения от обязанности устранения нарушений в области санитарных норм и правил, не лишают ответчиков права, при наличии к тому оснований, просить об отсрочке решения суда в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Кушвы в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению образования Кушвинского городского округа, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов о возложении обязанностей устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства – удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести помещение большого спортивного зала в соответствие с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10, провести ремонт потолка и стен большого спортивного зала путем восстановления штукатурного слоя, покраски либо побелки, произвести замену окон в большом спортивном зале, на окна с цельным стеклополотном, оборудованные откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками, восстановить асфальтное покрытие вокруг здания школы.
Обязать Управление образования Кушвинского городского округа обеспечить финансирование мероприятий по приведению в соответствие с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 помещения большого спортивного зала и прилегающей территории (асфальтное покрытие вокруг здания школы) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.
Судья Ю.Г.Сединкин