УИД 28RS0№-93
Дело 2-172/2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием представителя истца ООО «Архаринский заказчик» - директора Ерёминой Т.И.,
ответчика ФИО1,
его представителя – ФИО3,
представившей доверенность <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица ООО «Архаринская теплоснабжающая организация» - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Архаринский заказчик» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за жильё и коммунальные услуги, неустойки, государственной пошлины и встречному исковому заявлению ФИО1 к ООО «Архаринский заказчик» о признании незаконной установку, ввод, эксплуатацию, вывода из эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу, <адрес>, пгт.Архара, ул Гребенькова,<адрес>, незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Архаринский заказчик» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за жильё и коммунальные услуги, неустойки, государственной пошлины.
ФИО1 обратился в суд со встречным исковым заявлением к ООО «Архаринский заказчик» о признании незаконной установку, ввод, эксплуатацию, вывода из эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу, <адрес>, пгт.Архара, ул Гребенькова,<адрес>, незаконным,
В судебном заседании представитель истца Ерёмина Т.И. на заявленных требованиях настаивала, в обоснование иска указала, что ООО «Архаринский заказчик» является управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления по отбору управляющей организацией для выполнения функций по управлению домами, содержанию, ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг.
Ответчик ФИО1 является собственником жилого помещения № по <адрес> (лицевой счет №). Начисление за ЖКУ производится на двух проживающих.
Сумма задолженности с декабря 2017 года по август 2018 года включительно составляет 33 234 рубля 03 копейки.
ДД.ММ.ГГГГ должнику вручено предупреждение о необходимости погашения задолженности. Определено время для погашения задолженности.
В результате неуплаты ответчиком обязательных платежей, Общество не в состоянии выполнить обязательства перед поставщиками, с которыми имеет договорные отношения, просит взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Архаринский заказчик» 33 234 рубля 03 копейки в счет погашения задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги, неустойку (пеню) в размере 1 708 рублей 58 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 248 рублей 28 копеек, а всего взыскать с ответчика в пользу ООО «Архаринский заказчик» 36 190 рублей 89 копеек.
В ходе судебного заседания представителем ООО «Архаринский заказчик» по исковому заявлению о взыскании задолженности за жилищные и коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении по адресу: <адрес> за период с декабря 2017 года по август 2018 года включительно уточнены исковые требования, просит взыскать с ответчика 32 666 рублей 68 копеек, неустойку 8 150 рублей 89 копеек, госпошлину 1 424 рубля 51 копейку, всего 421242 ру.08 коп.
В ходе судебного разбирательства представитель истца дополнительно уточнила исковые требования, указав, что в перерасчет платы за отопление (коррекцию), произведенной в декабре 2017 года ошибочно включены затраты по поверке ОДПУ тепловой энергии. Коррекция платы за отопление с учетом исправлений должна составить не 82,64 Гкал, а 74,94 Гкал (141 + 154,66) = 295,66 - 220,72). Разница составляет 7,7 Гкал. С учетом исправлений в декабре 2017 года следовало начислить плату за отопление в размеру 0,0598 Гкал/м2, фактически начислено 0,0659 Гкал/м2. Излишне начислено 0,0061 Гкал/м2.
В связи с чем, ООО «Архаринский заказчик» уточняет исковые требования в части задолженности за ЖКУ и уменьшает требования на сумму излишне начисленной платы за отопление на 567,35 рублей (48,9 м2 * 0,00061 Гкал * 1092 руб.), уточненная сумма иска по задолженности составляет 32 666,68 рублей (33234,03 руб. - 567,35 руб.). А также уточняет исковые требования по сумме неустойки по задолженности за период с декабря 2017 года по август 2018 года согласно расчету сумма неустойки составляет 8150,89 рублей. Окончательно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год просит взыскать с ответчика ФИО1 задолженность за ЖКУ в сумме 31 905 рублей 08 копеек, неустойку в сумме 8 255 рублей 61 копейка, госпошлину в сумме 1 424 рублей 51 копейку, а всего 41 585 рубля 92 копейки.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании с требованиями ООО «Архаринский заказчик» согласен частично, исковые требования признает в части: платы за холодное водоснабжение 48.82+48,82+48,82+48,82+48,82+48,82+52,1+52,1=397,12; платы за электрическую энергию, потребленную на содержание общего имущества в размере 207,61 рублей, исходя из представленного УК расчета обоснования задолженности и расчета уточненного на ДД.ММ.ГГГГ; платы за содержание и ремонт в сумме 6 716 рублей 91 копейки в соответствии с представленным УК расчетом, уточненным на ДД.ММ.ГГГГ.
Не признает требования в части платы за отопление, платы за холодную воду, потребленную на содержание общего имущества дома, так как считает, что расчет платы произведен не верно, в связи с применением не подтвержденной суммарной площади помещений равной 1251,9 кв.м., которая согласно официальным открытым данным Управления государственной регистрации, кадастра и картографии РФ составляет 1254,10 кв.м. (эта же площадь содержится в первоначальном развернутом расчете обосновании задолженности представленной УК).
В ходе судебного разбирательства ответчик ФИО1 обратился в суд со встречными исковыми требованиями, в которых указал, что согласно требованиям, предъявляемых ООО «Архаринский заказчик», в размер задолженности за ЖКУ входит, в том числе, плата за отопление с учетом корректировки её размера по причине оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в размере 6 129 рублей 21 копейка, включенная в плату за декабрь 2017 года.
В силу п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых opганами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации
Согласно пп. «б» п. 21 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № к настоящим Правилам.
Согласно п. 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно п. 81 указанных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то eсть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы, за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Таким образом, отсутствие документации обосновывающей законность установку, ввод в эксплуатацию и использование коллективного (общедомового) прибора учета дают основание полагать о незаконном начислении и корректировке платы за отопление.
На основании вышеизложенного, просит признать установку, ввод и эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Архара, <адрес>, незаконным.
В дальнейшем ходе судебного разбирательства ответчик ФИО1 уточнил исковые требования и указал, что согласно требованиям, предъявляемых ООО «Архаринский заказчик» в размер задолженности за ЖКУ входит, в том числе плата за отопление с учетом корректировки её размера по причине оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в размере 6 129 рублей 21 копейка, включенная в плату за декабрь 2017 года и дальнейшие начисления по нормативу потребления исходя из тарифа.
Из представленных документов следует, что установка и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии произведены в соответствии с требованиями закона. При этом вывод коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и корректировка платы за отопление произведены с нарушением норм действующего законодательства.
Согласно пп. «б» п. 21 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № к настоящим Правилам.
Согласно п. 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно п. 81 указанных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Просит признать вывод из эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, пгт. Архара <адрес>, незаконным.
От исковых требований о признании незаконным ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, отказывается. Последствия отказа от исковых требований разъяснены и понятны.
Представитель ООО «Архаринский заказчик» Ерёмина Т.И. возражает против удовлетворения встречных исковых требований ФИО1, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного, газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими, (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
ОДПУ тепловой энергии в МКД <адрес> установлен при проведении
капитального ремонта по требованиям Ф3 № за счет средств федерального, областного бюджетов и 5%-х взносов граждан этого дома.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению принят порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которое с ДД.ММ.ГГГГ утратило силу. Для компенсации утраты ПП № Правительство выпустило ПП № от ДД.ММ.ГГГГ, которое также предусматривает на выбор два способа внесения платы за отопление: в течение отопительного периода, равномерно в течение календарного года.
Согласно п.3 ПП № до момента принятия решения об изменении способа оплаты отопления будет действовать текущий способ внесения платы.
Таким образом, сохраняется порядок внесения платы за отопление (равномерно в течение календарного года).
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется как произведение общей площади жилого помещения (квартиры) на среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год на тариф на тепловую энергию.
По ПП № от ДД.ММ.ГГГГ действует способ «равномерно» и если есть
ОДПУ, считаем по формуле 3(1) по среднему прошлого года с ежегодной
корректировкой.
Законность и обоснованность произведенной корректировки платы за отопление гражданам, проживающим в МКД № <адрес>, по заявлению граждан была проверена Государственной жилищной инспекцией <адрес>. Проведенными мероприятиями по контролю за правильностью начисления размера платы за отопление за 2017 год ГЖИ <адрес> выдало Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 19.02.2018г. №. В установленный срок ООО «Архаринский заказчик» направил в ГЖИ <адрес> Уведомление на предостережение №.
По результатам очередной поверки в сентябре 2017 г., ОДПУ <адрес> не был допущен к учету РСО ООО «АТК». С ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за отопление гражданам, проживающим в <адрес> производилось без оборудования дома ОДНУ тепловой энергии, т.е. по утвержденному нормативу 0,0263 Гкал/м2.
Во исполнение Предостережения № ГЖИ <адрес> ООО «Архаринский заказчик» ОДПУ тепловой энергии был введен и принят в эксплуатацию для расчетов за тепловую энергию ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышесказанного считает, что установка, ввод в эксплуатацию
коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес> вывод из эксплуатации, произведены ООО в соответствии с требованиями законодательства РФ, просит суд исковые требования о взыскании задолженности с ФИО1 в сумме 36190,89 рублей удовлетворить. Встречное исковое заявление ФИО1 о признании незаконной установки, ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, и вывод из эксплуатации прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представив письменный отзыв, в котором указал, что согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание имущества собственников помещений в многоквартирном доме осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Poссийской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Расчет платы за холодное водоснабжение производился в соответствии с действующим законодательством РФ.
Многоквартирный <адрес> пгт. Архара не оснащен коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды. Расчет размера платы за холодную воду, потребляемую в целях содержания общего имущества, производится в пределах норматива потребления холодной воды, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Горячее водоснабжение в доме отсутствует.
За период с декабря 2017 года по июнь 2018 года за холодную воду на СОИ потребителю начислялось 5,32 руб., следовало начислять 5,31 руб. (0,0371 (норматив потребления холодной воды на содержание общего имущества, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) * 150,30 кв. м (площадь мест общего пользования) / 1254,10 кв. м (суммарная площадь помещений) * 48,90 кв. м (площадь <адрес>) * 24,41 руб./куб.м).
За период с июля по август 2018 года за холодную воду на содержание общего имущества потребителю начислялось 5,67 руб., следовало начислять 5,66 руб. (0,0371 (норматив потребления холодной воды на содержание общего имущества, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) * 150,30 кв. м (площадь мест общего пользования) / 1254,10 кв. м (суммарная площадь помещений) * 48,90 кв. м (площадь <адрес>) * 26,05 руб./куб. м).
ООО «Архаринский заказчик» начислило ФИО1 за указанную коммунальную услугу 494,52 руб. Управляющая организация должна была начислить плату за холодное водоснабжение и плату за холодную воду, потребленную на содержание общего имущества в размере 494,43 руб. ((48,82+5,31)*7 + (52,1+5,66)*2).
За период с декабря 2017 года по февраль 2018 года за электрическую
энергию на СОИ потребителю начислялось 38,85 руб. в месяц, следовало начислять 106,09 руб. (553 кв. м (площадь мест общего пользования с учетом подвального помещения) * 2,00 кВтч/ кв. м (норматив потребления электрической энергии на СОИ, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №)/1254,10 кв.м *2,64 руб./кВтч).106,9 руб.*3 месяца = 318,27.
В марте 2018 года за электрическую энергию на СОИ распределен объем электрической энергии в размере 1212 кВтч. Данный объем не подтвержден документально, отсутствует журнал учета показаний общедомового прибора учета электрической энергии, акт ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии. Исходя из указанного объема, по <адрес> предъявлено к оплате 116,39 руб., следовало предъявить в пределах норматива в сумме 106,09 руб. Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о распределении сверхнормативного потребления коммунального ресурса содержание общего имущества отсутствует.
В мае 2018 года по <адрес> за электрическую энергию на СОИ начислено 44,39 руб., следовало начислить 44,31 руб. (462 кВтч /12 м * 48,90 кв. м * 2,46 руб./кВтч).
ООО «Архаринский заказчик», начислило ФИО1 за указанную услугу 207,61 руб., с учетом перерасчета (апрель 2018 г. - -69,72 руб.)
Управляющая организация должна была начислить плату за электрическую энергию, потребленную на СОИ, в размере 471,91 руб. (106,9*3 + 106,9 + 44,31).
За услугу водоотведение управляющей организацией произведено начисление за спорный период в соответствии с действующим законодательством РФ в размере 198,94 руб.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлен размер платы за услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договору социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным (или) размера платы, для жилищного фонда пгт. Архара.
Для многоквартирного дома, расположенного по адресу: пгт. Архара Гребенькова, <адрес>, установлена плата за жилищные услуги в размере 20,62 руб.: содержание и текущий ремонт общего имущества - 15,23 руб, управление МКД - 5,39 руб.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлен размер платы за услуги по содержанию общего имущества многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договору социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) размера платы, для жилищного фонда пгт. Архара. Постановление распространяет силу на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Для многоквартирного дома, расположенного по адресу: пгт. Архара, <адрес>, установлена плата за жилищные услуги в размере 20,62 руб.: содержание и текущий ремонт общего имущества - 16,79 руб.; управление МКД - 5,82 руб.
С учетом произведенных перерасчетов в декабре 2017 г. и январе 2018 г. за спорный период потребителю управляющей организацией начислена плата: содержание и текущий ремонт общего имущества- 6 716,91 руб.; управление МКД - 2 414,19 руб.
С января по август 2018 года управляющей организацией начислена потребителю плата за отопление в размере 19 737,34 руб., исходя из норматива и тарифа, утвержденных органом местного самоуправления, в связи с выводом общедомового прибора учета тепловой энергии из эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит действующему законодательству РФ.
Плата за отопление за декабрь 2017 года начислена управляющей организацией в сумме 6 129,21 руб., однако данная сумма не подтверждена документально. Также управляющей организацией в расчетах применен тариф на отопление, который начал действовать только с ДД.ММ.ГГГГ.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии (ОДПУ) в многоквартирном <адрес> пгт. Архара был принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ и выведен ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, корректировку (перерасчет) размера платы за отопления необходимо было произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (год работы ОДПУ).
Управляющей организацией в квартале, следующем за отчетным периодом, произведена корректировка, но применен объем тепловой энергии за 12 месяцев 2017 года. Управляющей организацией указаны ДД.ММ.ГГГГ, когда ОДПУ был выведен из эксплуатации, но не учтены ДД.ММ.ГГГГ - октябрь, ноябрь, декабрь.
В октябре, ноябре и декабре 2017 года управляющей организацией плата за отопление должна была начисляться по среднемесячному показателю, рассчитанному за период с октября 2016 г. по сентябрь 2017 г.
Исходя из платежного документа за ноябрь 2017 года, размер платы за отопление производился по среднемесячному объему, рассчитанному за предыдущий период (до октября 2016 года). Сведения о работе ОДПУ за 2015-2016 годы у инспекции отсутствуют.
Включение в плату за отопление суммы поверки ОДПУ является нарушением действующего законодательства РФ, в связи с чем данная сумма была исключена.
Начисление размера платы за декабрь 2017 года (6 129,21 руб.) произведено не верно, проверить указанный расчет не представляется возможным в связи с отсутствием информации о годовом объеме за период с октября 2016 г. по сентябрь 2017 г.
В связи с выходом общедомового прибора учета из строя расчет платы с октября по декабрь 2017 года должен был производиться по среднемесячному показателю. Для его расчета необходим журнал учета показаний за период работы общедомового прибора учета тепловой за период с октября 2016 г. по сентябрь 2017 г. В материалах дела данный документ отсутствует, имеется только два акта снятия показаний счетчика от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Всего за период с декабря 2017 года по август 2018 года (без учета платы за отопление за декабрь 2017 г.) по <адрес> следовало начислить в сумме 30 033,72 руб. (494,43 + 471,91 + 198,94 + 6 716,91 + 2 414,19+ 19 737,34).
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие оплату ФИО1 за указанные выше услуги и работы, считают, что требования управляющей организации в части взыскания задолженности обоснованными.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 261-ФЗ),
Статьей 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 указанной статьи).
Из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения о содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
В этой связи исполнитель коммунальных услуг ООО «Архаринский заказчик» в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Кроме того, согласно подпункту «к» пункта 11 Правил №, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных: особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, управляющая организация независимо от действий собственников помещений в многоквартирном доме как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении с возмещением понесенных расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
В инспекцию управляющей организацией представлено 3 акта (вывода) в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии:
- акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя ООО «Архаринский заказчик» по адресу: пгт. Архара, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (допускается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);
- акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя ООО «Архаринский заказчик» по адресу: пгт. Архара, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (не допускается);
- акт периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя ООО «Архаринский заказчик» по адресу: пгт. Архара, Гребенькова, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (узел учета принят по ДД.ММ.ГГГГ).
Техническая документация на ОДПУ тепловой энергии в инспекцию не была представлена.
Исходя из изложенного, основания для признания установки, ввода и эксплуатации ОДПУ тепловой энергии незаконными отсутствуют.
Однако, корректировка размера платы за отопление, произведенная управляющей организацией в декабре 2017 года, не соответствует действующему законодательству РФ, что указано выше.
Исходя из представленного расчета ГЖИ, представитель истца ФИО5 дополнительно пояснила, что при начислении платы за холодное водоснабжение специалистом ГЖИ необоснованно принята к расчету площадь всех жилых помещений в размере 1254,1 м2, по ее мнению, следовало принимать 1251,9 м2 - это фактическая площадь всех жилых помещений обозначенная организатором конкурса в конкурсной документации, размещенной на официальном сайте «торги.гов.ру», и предоставленная (площадь) распечаткой лицевых счетов многоквартирного <адрес> из программы начисления 1С. Отсюда следует что, ООО «Архаринский заказчик» с декабря 2017г. по июнь 2018 г. правильно производил начисление платы за холодную воду на СОИ в размере 5,32 руб. (0,0371куб.м *150,3кв.м/1251,9 кв.м*48,9 кв.м*24,41 руб./куб.м). А также за период с июля по август 2018 г. правильно начислять 5,67 руб. (0,0371куб.м *150,3кв.м/1251,9 кв.м*48,9 кв.м*26,05 руб./куб.м). Всего плата за водоснабжение составляет 494,52 рублей.
По расчетам ГЖИ начисленных сумм за электрическую энергию (471,91 руб.), содержание и текущий ремонт общего имущества (6716,91 руб), управление МКД (2414,19 руб.), ООО «Архаринский заказчик» полностью согласен.
По расчетам платы за отопление ООО «Архаринский заказчик» согласен с правильностью начисления платы за отопление за период с января по август 2018 г. в размере 19737,34 руб. В остальной части ООО «Архаринский заказчик» не согласен с пояснениями ГЖИ по следующим основаниям, поскольку плата за отопление в текущем году начисляется исходя из среднемесячного потребления тепла на 1 кв. м. площади помещений в доме за прошлый год. Вместе с тем, в доме есть счетчик, который учитывает тепло потребленное в текущем году. Поэтому исполнитель 1 раз в год обязан производить корректировку платы за отопление по показаниям прибора учета за текущий год. Корректировка представляет собой сопоставление платы, начисленной в текущем году по среднемесячному потреблению за прошлый год и платы, которая должна быть начислена исходя из потребления тепла по счетчику за текущий год.
Корректировка может представлять из себя как единовременное доначисление платы, если по счетчику в этом году дом потребил тепла больше, чем по счетчику в прошлом году (ведь среднемесячное потребление за прошлый год тоже рассчитывалось по показаниям счетчика) или единовременную экономию, если в этом году потребление тепла домом по счетчику было ниже, чем в прошлом.
До ДД.ММ.ГГГГ корректировка платы за отопление производилась ООО «Архаринский заказчик» в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №, после 01.07.2016г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Управляющая организация производила коррекцию платы за отопление ежегодно в декабре. После предостережения ГЖИ <адрес> от 19.02.2018г. № корректировка платы за отопление производится с 1 квартала за отчетным годом.
Считает, что ООО «Архаринский заказчик» произвел корректировку платы за отопление в соответствии с формулой 3(2) правил № от 29.06.2019г., ошибочно применили тариф на тепловую энергию, который начал действовать с ДД.ММ.ГГГГ, следовало применить 1826,79 рублей, вместо 1902 рублей. Расчет платы за отопление в декабре 2017 года должен быть таким по формуле из постановления №: размер платы за коммунальную услугу но отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), один раз в год корректируется исполнителем по формуле 3(2).
Корректировка будет равна 5 368,33 рубля ((540108,76*48,9/1251,9) - 15728,66). Уменьшилась в связи с применением тарифа, действующего до 01.01.2018г. (1826,79 руб./Гкал).
Считает, что пояснения ГЖИ о неверном начислении платы за отопление за декабрь 2017 года не могут быть приняты, поскольку не указывают, какие законы РФ нарушены при начислении платы за отопление, заключение, что не учтены ДД.ММ.ГГГГ безосновательны, так как по постановлению № Правил расчетный год равен календарному. Правильность начисления ими платы за отопление в декабре 2017 года подтверждается вынесенным решением АС в том числе: постановление АС УО от 20.12.2016г. № Ф09-10157/16 и по делу № А71-2879/2016 указывает: при отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год (в период отсутствия прибора в связи с демонтажем и не допуском к учету теплоснабжающей организацией с 01.10.2017г. по 31.12.2017г.) общество правомерно провело корректировку платы за отопление с учетом объема потребления тепловой энергии на отопление МКД, предъявленного РСО и объема тепловой энергии, оплаченного потребителями гражданами МКД. Предъявленный объем РСО подтверждается предоставленными суду и ГЖИ <адрес> счетами фактурами за период с 01.10.2017г. по 31.12.2017г.; объемы тепловой энергии, оплаченные потребителями это начисленные суммы за отопление по квитанциям ФИО1 за 2017года, которые предоставлены суду и ГЖИ. Всего за период с декабря 2017г. по август 2018 г. по <адрес> следовало начислить 35 207,56 рублей (494,52 + 277,33 + 198,94 + 6716,91 + 2414,19 + 19737,34 + 5368,33).
Представитель третьего лица ООО «Архаринская теплоснабжающая организация» ФИО4 в судебном заседании пояснила, что ООО «АТК» обеспечивает поставку тепловой энергии ООО «Архаринский заказчик» в соответствии с договором. ООО «Архаринский заказчик» в данном случае выступает в качестве потребителя тепловой
энергии. По отношению к гражданам, проживающим в жилом фонде ООО «Архаринский заказчик» является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим тепловую энергию, а граждане - непосредственными потребителями коммунальных услуг (тепловой энергии).
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией. Приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
В соответствии с п. 4 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Таким образом, из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что для организации коммерческого учета тепловой энергии обязательна установка приборов учета потребления тепловой энергии.
С целью проверки соответствия приборов учета требованиям законодательства проводится их проверка специализированными организациями.
В рамках проверки готовности систем теплоснабжения жилого фонда теплоснабжающая компания ежегодно проводит проверку, в том числе приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности потребителя, о чем составляется акт, который подписывается представителями ТСО и потребителя тепловой энергии.
ООО «АТК» является поставщиком тепловой энергии, а OОO «Архаринский заказчик» - потребителем тепловой энергии. В свою очередь ООО «Архаринский заказчик» является Исполнителем коммунальных услуг в отношении населения, проживающего в жилом фонде.
Объемы потребления тепловой энергий определяются на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - расчетным путем в соответствии с формулой 2 приложения № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг).
Порядок эксплуатации приборов учета (ввод, вывод из эксплуатации) регламентируется Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утвержденными, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Пунктом 15 Правил установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
Пунктом 23 Правил установлено, что сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета (в том числе с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией.
Пунктом 31 Правил установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Согласно п. 62 Правил, ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
При выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета. Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя, а при их отсутствии - с даты сдачи последнего отчета о теплопотреблении (пункт 86).
При выявлении каких-либо нарушений в функционировании узла учета потребитель обязан в течение суток известить об этом обслуживающую организацию и теплоснабжающую организацию и составить акт, подписанный представителями потребителя и обслуживающей организации. Потребитель передает этот акт в теплоснабжающую организацию вместе с отчетом о теплопотреблении за соответствующий период в сроки, определенные договором (пункт 89).
Не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а именно: а)наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации; б)срок действия поверки; в) работоспособность каждого канала измерений; г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров; д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных (пункт 91).
В соответствии с п. 92 Правил результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.
Согласно актам допуска в эксплуатацию узла учета <адрес>, узел учета не принят к эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ, акт подписан комиссией в составе представителей теплоснабжающей компании и потребителя. Вывод данной комиссии подтвержден специализированной организацией.
Повторный ввод в эксплуатацию прибора учета, после ремонта осуществлен с ДД.ММ.ГГГГ, акт также составлен комиссионно, с участием представителя теплоснабжающей компании и потребителя.
С учетом того, что прибор учета работал не весь календарный год, и начисление платы теплоснабжающей компанией производилось в соответствии с показаниями прибора учета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а за последующие периоды - в соответствии в нормативами, то перерасчет платы за отопление ООО «Архаринский заказчик» должно произвести только за период, когда начисление платы за тепловую энергию производилось на основании показаний приборов учета.
Таким образом, оформление факта вывода прибора учета, установленного в жилом <адрес>, повторного ввода данного прибора учета в эксплуатацию были произведены и оформлены в соответствии с действующим законодательством.
Проведение перерасчета платы за тепло за период начисления платы за тепловую энергию проведен ОOO «Архаринский заказчик» также в, соответствии с действующим законодательством.
Третье лицо - представитель Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представив письменный отзыв, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Архаринский заказчик» обратился в ФБУ «Амурский ЦСМ» для проведения работы по поверке средств измерений заказчика, по результатам которой были признаны непригодными к применению и выданы извещения о непригодности заказчику на следующие средства измерений: преобразователи расхода электромагнитные с заводскими номерами: 9030102, 9030104; 9030105. Комплект термопреобразователей сопротивления КТСП-Р с заводским номером – 333608. Тепловычислители № с заводскими номерами – 9030068, 9030077.
Судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
ООО «Архаринский заказчик» является управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления по отбору управляющей организацией для выполнения функций по управлению домами, содержанию, ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры по адресу: <адрес>.
Из выписки лицевого счёта № следует, что начисление ЖКУ производится на двоих проживающих.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно п.5 ч.3 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание имущества собственников помещений в многоквартирном доме осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Poссийской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом требований законодательства, корректировки расчетов государственной жилищной инспекции, принимая во внимание, что обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг исполнялась ФИО1 ненадлежащим образом, суд считает требования ООО «Архаринский заказчик» обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, исходя из анализа следующего:
Плата за холодное водоснабжение и плата за холодную воду (СОИ).
Как следует из материалов дела, многоквартирный <адрес> пгт. Архара не оснащен коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды, расчет размера платы за холодную воду, потребляемую в целях содержания общего имущества, производится в пределах норматива потребления холодной воды, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Горячее водоснабжение в доме отсутствует.
За период с декабря 2017 года по июнь 2018 года за холодную воду на СОИ потребителю начислялось - 5,32 руб., согласно результатам проведенной проверки Государственной жилищной инспекции <адрес> следовало начислять - 5,31 руб. (0,0371 (норматив потребления холодной воды на содержание общего имущества, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) * 150,30 кв. м (площадь мест общего пользования) / 1254,10 кв. м (суммарная площадь помещений) * 48,90 кв. м (площадь <адрес>) * 24,41 руб./куб.м).
Суд признает доводы ответчика в части расчет платы в связи с применением не подтвержденной суммарной площади помещений равной 1251,9 кв. Как установлено судом, расчет платы произведен не верно, в связи с применением не подтвержденной суммарной площади помещений равной 1251,9 кв., которая согласно официальным открытым данным Управления государственной регистрации, кадастра и картографии РФ составляет 1254,10 кв.м., данная же площадь содержится в первоначальном развернутом расчете обосновании задолженности, представленной ООО «Архаринский заказчик( л.д. 55 том.1), а также данная площадь применена к расчету Государственной жилищной инспекции <адрес>, согласно расчета которого следует, что за период с июля по август 2018 года за холодную воду на содержание общего имущества потребителю начислялось 5,67 руб., следовало начислять - 5,66 руб. (0,0371 (норматив потребления холодной воды на содержание общего имущества, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) * 150,30 кв. м (площадь мест общего пользования) / 1254,10 кв. м (суммарная площадь помещений) * 48,90 кв. м (площадь <адрес>) * 26,05 руб./куб. м).
Таким образом, учитывая что требования истца в части суммарной площади помещений равной 1251,9 кв., ничем не подтверждены, судом принята к расчету площадь равная 1254,10 кв.м.
Так, за период с июля по август 2018 года за холодную воду на содержание общего имущества потребителю начислялось 5,67 руб., следовало начислять - 5,66 руб. (0,0371 (норматив потребления холодной воды на содержание общего имущества, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) * 150,30 кв. м (площадь мест общего пользования) / 1254,10 кв. м (суммарная площадь помещений) * 48,90 кв. м (площадь <адрес>) * 26,05 руб./куб. м).
ООО «Архаринским заказчиком» начислено ФИО1 за указанную коммунальную услугу 494 рубля 52 копейки, необходимо было начислить плату за холодное водоснабжение и плату за холодную воду, потребленную на содержание общего имущества в размере 494 рублей 43 копеек ((48,82+5,31)*7 + (52,1+5,66)*2).
Плата за электрическую энергию, потребленную на СОИ.
За период с декабря 2017 года по февраль 2018 года за электрическую энергию на СОИ потребителю начислялось 38,85 руб. в месяц, следовало начислять 106,09 руб. (553 кв. м (площадь мест общего пользования с учетом подвального помещения) * 2,00 кВтч/ кв. м (норматив потребления электрической энергии на СОИ, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №)/1254,10 кв.м *2,64 руб./кВтч); 106,9 руб.*3 месяца = 318,27.
В марте 2018 года за электрическую энергию на СОИ распределен объем электрической энергии в размере 1212 кВтч., к оплате предъявлено - 116 рулей 39 копеек, следовало предъявить в пределах норматива в сумме 106 рублей 09 копеек.
В мае 2018 года по <адрес> за электрическую энергию на СОИ начислено 44,39 руб., следовало начислить – 44 рубля 31 копейку (462 кВтч /12 м * 48,90 кв. м * 2,46 руб./кВтч).
ООО «Архаринский заказчик» начислило ФИО1 за указанную услугу 207,61 руб., с учетом перерасчета (апрель 2018 г. - 69,72 руб.).
Управляющая организация должна была начислить плату за электрическую энергию, потребленную на СОИ, в размере 471,91 руб. (106,9*3 + 106,9 + 44,31).
Плата за водоотведение.
Из материалов дела следует, что за услугу водоотведение управляющей организацией произведено начисление за спорный период в соответствии с действующим законодательством РФ в размере 198 рулей 94 копейки.
Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлен размер платы за услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договору социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным (или) размера платы, для жилищного фонда пгт. Архара.
Для многоквартирного дома, расположенного по адресу: пгт. Архара Гребенькова, <адрес>, установлена плата за жилищные услуги в размере 20,62 руб.: содержание и текущий ремонт общего имущества - 15,23 руб, управление МКД - 5,39 руб.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлен размер платы за услуги по содержанию общего имущества многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договору социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) размера платы, для жилищного фонда пгт. Архара. Постановление распространяет силу на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Для многоквартирного дома, расположенного по адресу: пгт. Архара, <адрес>, установлена плата за жилищные услуги в размере 20,62 руб.: содержание и текущий ремонт общего имущества - 16,79 руб.; управление МКД - 5,82 руб.
С учетом произведенных перерасчетов в декабре 2017 г. и январе 2018 г. потребителю управляющей организацией начислена плата: содержание и текущий ремонт общего имущества - 6 716,91 руб.; управление МКД - 2 414,19 руб.
Плата за отопление.
С января по август 2018 года управляющей организацией начислена потребителю плата за отопление в размере 19 737,34 руб., исходя из норматива и тарифа, утвержденных органом местного самоуправления, в связи с выводом общедомового прибора учета тепловой энергии из эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит действующему законодательству РФ.
Плата за отопление за декабрь 2017 года начислена управляющей организацией в сумме 6 129,21 руб., управляющей организацией в расчетах применен тариф на отопление, который начал действовать только с ДД.ММ.ГГГГ.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии (ОДПУ) в многоквартирном <адрес> пгт. Архара был принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ и выведен ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, корректировку (перерасчет) размера платы за отопления необходимо было произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (год работы ОДПУ).
Управляющей организацией в квартале, следующем за отчетным периодом, произведена корректировка, но применен объем тепловой энергии за 12 месяцев 2017 года. Управляющей организацией указаны ДД.ММ.ГГГГ, когда ОДПУ был выведен из эксплуатации, но не учтены ДД.ММ.ГГГГ - октябрь, ноябрь, декабрь.
В октябре, ноябре и декабре 2017 года управляющей организацией плата за отопление должна была начисляться по среднемесячному показателю, рассчитанному за период с октября 2016 г. по сентябрь 2017 г.
Исходя из платежного документа за ноябрь 2017 года, размер платы за отопление производился по среднемесячному объему, рассчитанному за предыдущий период (до октября 2016 года), иных сведений, а именно, сведений о работе ОДПУ за 2015-2016 годы не имеется.
Начисление размера платы за декабрь 2017 года (6 129,21 руб.) произведено не верно, проверить указанный расчет не представляется возможным в связи с отсутствием информации о годовом объеме за период с октября 2016 г. по сентябрь 2017 г. В связи с выходом общедомового прибора учета из строя расчет платы с октября по декабрь 2017 года должен был производиться по среднемесячному показателю, документ для расчета отсутствует.
Всего за период с декабря 2017 года по август 2018 года (без учета платы за отопление за декабрь 2017 г.) по <адрес> следует начислить - 30 033,72 руб. (494,43 + 471,91 + 198,94 + 6 716,91 + 2 414,19+ 19 737,34).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно произведенным расчетам задолженности по <адрес> в <адрес>, задолженность с декабря 2017 года (включительно) по август 2018 года включительно составляет 32 383 рубля 10 копеек на двоих проживающих.
Согласно предупреждению об имеющейся задолженности от ДД.ММ.ГГГГ ответчик предупреждался о необходимости её погашения, однако, до настоящего времени задолженность ФИО1 не погашена.
Судом установлено, что ответчиком ФИО1 в счет погашения задолженности внесена сумма в размере 2 600 рублей, таким образом, остаток задолженности составляет 29 648 рублей 69 копеек.
На основании изложенного, проверив расчет задолженности, представленный истцом и Государственной жилищной инспекции <адрес>, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца, доказательств полной оплаты задолженности ответчиком не представлено, поэтому требования истца подлежат удовлетворению в части взыскания с ответчика задолженности в размере 29 648 рублей 69 копеек.
В соответствии со ст.155 п.14 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 38, п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", по смыслу части 14 статьи 155 ЖК РФ, собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен. Пеня, установленная частью 14 статьи 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Вследствие несвоевременной оплаты ответчику начислена неустойка (пеня) за каждый день просрочки выполнения основного обязательства, которая, согласно представленному расчёту составляет 7758 рублей 06 копеек. Данная сумма также подлежит взысканию с ответчика.
В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины на основании ст. 98 ГПК РФ, подлежат взысканию с ФИО1 в сумме 1322 рублей 20 копейки, а всего подлежит взысканию с ФИО1 в пользу ООО «Архаринский заказчик» 38728 рублей 95 коп.
В части заявленных встречных исковых требований ФИО1 к ООО «Архаринский заказчик», суд приходит к следующему.
ФИО1 в подготовительной части судебного заседания подал встречные исковые требования к ООО «Архаринский заказчик» о признании незаконными установку, ввод в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии и вывод из эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Архара, <адрес>
В дальнейшем отказался от своих требований в части признания незаконными установку, ввод и эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Архара, <адрес>, просит признать незаконным вывод из эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Архара, <адрес>.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Учитывая, что заявленное ходатайство соответствует требованиям статьи 39 ГПК РФ, суд считает возможным принять отказ от иска в части требований о признании незаконным ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а производство по делу в указанной части прекратить на основании абз. 4 ст. 220 ГПК РФ, последствия принятого решения в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истцу разъяснены.
В части заявленных требований, а именно признании вывода из эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, незаконным, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
Из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения о содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг ООО «Архаринский заказчик» в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Кроме того, согласно подпункту «к» пункта 11 Правил №, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных: особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, управляющая организация независимо от действий собственников помещений в многоквартирном доме как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении с возмещением понесенных расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
В судебном заседании установлено, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме <адрес> установлен при проведении капитального ремонта по требованиям Ф3 № за счет средств федерального, областного бюджетов и 5%-х взносов граждан этого дома.
Порядок эксплуатации приборов учета (ввод, вывод из эксплуатации) регламентируется Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утвержденными, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
С целью проверки соответствия приборов учета требованиям законодательства проводится их проверка специализированными организациями.
Согласно информации Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>» является федеральным государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти - Федеральному агенству по техническому регулированию и метрологии (Рсстандарт) и осуществляющим полномочия в сфере технического регулирования и метрологии, включая стандартизацию, обеспечение единства измерений, оценку соответствия лабораторий, лабораторные испытания продукции на территории <адрес> в пределах компетенции, определенной Уставом центра.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Архаринский заказчик» обратился в ФБУ «Амурский ЦСМ» для проведения работы по поверке средств измерений заказчика, по результатам которой были признаны непригодными к применению и выданы извещения о непригодности заказчику на следующие средства измерений: преобразователи расхода электромагнитные с заводскими номерами: 9030102, 9030104; 9030105. Комплект термопреобразователей сопротивления КТСП-Р с заводским номером – 333608. Тепловычислители № с заводскими номерами – 9030068, 9030077.
На основании проведенной поверки средств измерений заказчика - ООО «Архаринский заказчик», приборы учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Архара, <адрес> были выведены из эксплуатации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным вывода из эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Архара, <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ООО «Архаринский заказчик» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за жильё и коммунальные услуги, неустойки, государственной пошлины, удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Архаринский заказчик»: 29 648 рублей 69 копеек в счет погашения задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги, неустойку (пеню) в размере 7758 рублей 06 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1322 рублей 20 копейки, а всего взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Архаринский заказчик» 38728 (тридцать восемь тысяч семьсот двадцать восемь) рублей 95 коп.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 к ООО «Архаринский заказчик» о признании незаконным вывода из эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Архара, <адрес>, отказать.
В части исковых требований ФИО1 о признании незаконной установку и ввод в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, производство по делу прекратить, в связи с отказом от исковых требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Н.С. Дьячкова
Решение в окончательной форме изготовлено 05.11.2019года