РЕШЕНИЕ
а. Кошехабль 22 июня 2021 года
Судья Кошехабльского районного суда Республики Адыгея ФИО6,
с участием:
представителя должностного лица, в отношении которого
ведется производство по делу об административном
правонарушении ФИО1 ФИО2,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности генерального директора открытого акционерного общества «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-П от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО7 обратился в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея с жалобой на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-П от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ, которым подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4500 рублей.
При этом указал, что постановлением государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-П от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ он подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4500 рублей.
Считает, что постановление является незаконным и необоснованным, вынесено с нарушением норм административного законодательства по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Руководителю вменяется, что в нарушение Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля ОАО «Адыгеянеруд» за 2020 в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Управление не представлен, что подтверждается отсутствием указанной информации на сайте Программно- технологический комплекс «Госконтроль».
А так же предоставление недостоверной информации о состоянии окружающей среды в части количества накопленных и образованных отходов за 2020 в Декларации о плате за НВОС за 2020 год. И в форме статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2020 год.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
Руководитель ОАО «Адыгеянеруд» привлечен к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, как считает административный орган, за непредставление за 2020 год отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК и предоставление недостоверной информации о состоянии окружающей среды в части количества накопленных и образованных отходов за 2020 в Декларации о плате за НВОС за 2020 год. И в форме статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2020 год.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 16 данного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за указанные выше виды вредного воздействия на окружающую природную среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления (действовавшие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктами 1-3 указанного Порядка установлено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации перечисленные выше виды вредного воздействия, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, в уполномоченные органы, перечисленные в пункте 2 данного Порядка.
Признавая руководителя ОАО «Адыгеянеруд» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо сделало вывод о том, что, не представив расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанные выше период, общество допустило несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы.
Исходя из содержания расчета, форма и порядок заполнения и представления которого утверждены названным выше Приказом, он составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате деятельности соответствующего субъекта происходит такое воздействие на окружающую среду, которое является негативным.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем его непредставление не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вывод должностного лица о совершении обществом данного административного правонарушения является необоснованным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Изложенное не противоречит правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-АД14-288.
Кроме того, при рассмотрении настоящей жалобы необходимо отметить следующее.
Предоставлять полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а равно сведения о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды должны лица, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
Должностное лицо пришло к выводу о том, что общество оказывало негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов производства и потребления, которые образуются в процессе осуществления его деятельности, и является лицом, обязанным сообщать вышеуказанную информацию, однако, ее не сообщало.
Обязанность по предоставлению информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы возникает у физических и юридических лиц только в том случае, когда в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое признается негативным.
Видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году, общество не вело, размещение отходов не осуществляло, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ОАО «Адыгеянеруд» не осуществляла производственную деятельность.
Более того, отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК за 2020 год, ОАО «Адыгеянеруд» был направлен в Управление заказным письмом (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ и доставлено адресату ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом с официального сайта Почты России.
Согласна письма Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №-/11 613-ОГ «О предоставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», последним днем срока для предоставления Отчета является 25 марта до двадцати четырех часов.
Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок, Отчет, Приказ №).
Согласно пункту 1 Порядка Отчет представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
На основании изложенного просил отменить постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-П от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ.
Представитель должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просила их удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованное лицо государственный инспектор отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явилась, в своем письменном заявлении просила оставить постановление 08-01-55-П от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ без изменения.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО7 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явился.
Заслушав представителя должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 – ФИО2, с учетом письменного заявления заинтересованного лица – государственного инспектор отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, отказать в удовлетворении жалобы и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-П от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования составленному в ходе проверки в отношении ОАО «Адыгеянеруд» установлено, что выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе:
- приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления экологического контроля;
- часть 8 ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- пункты 2, 5, 6, 11 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- приказ Росстата от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №-П в отношении должностного лица – и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 выявлены следующие нарушения:
- приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления экологического контроля;
- часть 8 ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- пункты 2, 5, 6, 11 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- приказ Росстата от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 вынесено постановление №-П в отношении должностного лица – и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 по ст. 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4500 рублей.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Адыгеянеруд» в лице Председателя Совета директоров ФИО4 с одной стороны и ФИО1 с другой стороны заключен контракт, согласно которому ФИО7 принят на должность и.о. генерального директора ОАО «Адыгеянеруд».
ДД.ММ.ГГГГ приказом № генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» обязанности ответственного за природоохранную деятельность и обеспечение экологической безопасности на предприятии возложенным на главного инженера ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Адыгеянеруд» постановлено на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода №п.
ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 утверждена программа производственного экологического контроля ОАО «Адыгеянеруд» площадка № ДСУ.
Согласно представленным суду документам следует, что ОАО «Адыгеянеруд» не представлен в Управление в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля с выводами не согласны, отчет направлен заказным письмом в адрес Управления ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того решением центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-590/2021 и письма Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №-ОГ «О предоставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», последним днем срока для предоставления Отчета следует рассматривать 25 марта до двадцати четырех часов.
ОАО «Адыгеянерущд» осуществило в 2020 году деятельность по добыче полезных ископаемых с нарушением лицензионных соглашений №ТЭ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не осуществило добычу в объеме 300 т. куб.м. в год. С выводами не согласны, так как исполнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ объем добычи определен 120000 куб.м.
В части недостоверной информации в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. 2-ТП отходы, ПЭК также не согласны, так как некоторые материалы пригодные к использованию в деятельности общества, квалифицированы без основательно отходами. А часть отходов выявленных и указанных в акте проверки образованы уже в 2021 году.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом вышеизложенного суд считает, что в удовлетворении жалобы исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-П от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы исполняющего обязанности генерального директора открытого акционерного общества «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора №-П от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в порядке, предусмотренном ч.1 ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья /подпись/