Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Сызрань 22 апреля 2016 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего
судьи Кислянниковой Т.П.
при секретаре Гайдук А.Ю.
с участием адвоката Серова М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1239/2016 по иску Щербаковой В.И. к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконным и отмене Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от 14.04.2015г., признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У с т а н о в и л:
Щербакова В.И. обратилась в суд с иском о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и об обязании Администрации городского округа Сызрань Самарской области предоставить социальные выплаты на приобретение жилья ей и членам её семьи, как реабилитированному лицу, признанной пострадавшей от политических репрессий, нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование своих исковых требований истица указала, что она была реабилитирована - <дата> на основании ст. 1-1 Закона РФ от <дата> «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку ее мать ФИО1 была выслана в 1944 году из Крыма на спецпоселение в <адрес>/<адрес> и поставлена на учет спецпоселенцев как лицо болгарской национальности. До репрессии, ее родители - ФИО2, 1910 г.р. и ФИО1, 1908 г.р. проживали в <адрес> (Белогорского) района <адрес>. У нее имеется свидетельство о праве на льготы, установленные ст.16 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», выданное администрацией <адрес> Самарской области, где в настоящее время она и проживает.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата> № *** она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как гражданин имеющий право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий». <дата> она снята с учета, так как на момент применения репрессии не проживала в г. Сызрань. <дата> она обратилась в администрацию <адрес> Республики Крым с запросом о решении вопроса по принятию ее на учет с целью реализации права, предусмотренного статьей 13 Закона РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» в части переселения и получения жилья. <дата> получен ответ заместителя главы администрации о том, что в данный момент механизм отдельного квартирного учета репрессированных граждан ведется согласно Закону Республики Крым от <дата> № ***-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в <адрес>» и ей рекомендовано обратиться с заявлением по вопросу постановки на квартирный учет в соответствии с действующим законодательством РФ по месту регистрации. Повторно, <дата> в Комитет ЖКХ Администрации г.о. Сызрань был направлен запрос на получение перечня документов, необходимых для постановки на учет для реализации ее права, предусмотренного ст. 13 Закона РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» в части переселения и получения жилья. <дата> получен ответ об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, где указано, что лицам, утратившим жилое помещение в связи с репрессиями, гарантировано восстановление жилищных прав при их возвращении для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, она может воспользоваться своим правом в случае возвращения в тот населенный пункт, где она проживала до применения политических репрессий. Для получения жилья в <адрес>, она должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а механизм отдельного квартирного учета граждан ведется согласно Закону Республики Крым от <дата> № ***-ЗРКУ2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в <адрес>». Однако, вышеуказанный Закон направлен на правовое регулирование некоторых вопросов в области жилищных отношений в части обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, жилыми помещениями и механизм его исполнения в части обеспечения жильем граждан, подвергшихся политическим репрессиям не функционирует. Льготу она должна получить по месту фактического проживания, то есть на территории муниципального образования г.о. Сызрань.
<дата> от истицы поступило уточненное исковое заявление, в котором она просит признать незаконным и отменить Постановление Администрации городского округа Сызрань от <дата> № ***, и признать её и членов её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с прежней очередностью и с учетом ее продвижения с момента первоначальной постановки.
В судебном заседании истица Щербакова В.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, привела доводы, изложенные выше и в исковом заявлении, дополнила, что она проживает в Самарской области 23-ий год и считает, что имеет право на жилье. У неё имеется в собственности 1/4 доля трехкомнатной квартиры, по адресу регистрации и проживания <адрес>, другого жилья не имеет. Членом её семьи является сын - ФИО3, <дата> г.р., он состоял с ней на очереди в качестве члена ее семьи на предоставлении жилого помещения как нуждающийся. Просила признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законом " О реабилитации жертв политических репрессий ".
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Серов М.Ю. уточненные исковые требования поддержал, сослался на доводы, изложенные выше и в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.о. Сызрань по доверенности Рудаева Ю.М. исковые требования не признала и пояснила, что срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> истек, каких-либо оснований для восстановления срока и невозможности оспорить постановление в действующий срок истцом не представлено. Соответственно данное постановление вынесено в рамках действующего законодательства, уполномоченным органом. Оснований для признания истца нуждающейся в улучшении в жилищных условиях не имеется, в связи с тем, что ФЗ предусмотрено право граждан встать на очередь в том месте, где они проживали до применения к ним политических репрессий. В данном случает истец не проживала в г. Сызрань, поэтому оснований и права состоять на очереди на получение жилья в г.о. Сызрань у истца не имеется.
В судебном заседании представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань в лице Пигалкиной В.Я. возражала против заявленных требований, полагала, что истицей пропущен установленный 3-х месячный срок для обжалования Постановления Администрации г.о. Сызрань. Наличие у истца жилого помещения говорит о том, что она не в праве претендовать на признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий, принадлежащая истцу доля квартиры соответствует учетной норме. <адрес> жилого помещения истца составляет 61,7 кв.м. Имеется норматив в соответствии с которым предоставляются данной категории лиц жилые помещения. Учетная норма на одного жильца составляет 14 кв.м.
В судебном заседании представитель жилищного отдела Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрани в лице Добряковой Э.И. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, что постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Щербакова В.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как гражданин, имеющий право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий». Однако в связи с внесенными изменениями законодательство гарантирует восстановление жилищных прав реабилитированных лиц, утративших жилое помещение в связи с репрессиями, при их возвращении для проживания в те местности и в населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В связи с чем, Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** отменен п. 1.1 вышеуказанного постановления о принятии на учет в жилом помещении Щербаковой В.И. как гражданина, имеющего право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий», т.к. на момент применения репрессий не проживала в г. Сызрань. Кроме того, истец в установленный законом срок данное постановление Администрации г.о. Сызрань не обжаловала.
Проверив дело, заслушав объяснения сторон, представителей, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации от <дата> N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.
В силу ст. 1 вышеуказанного закона политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
В силу ст. 1.1. вышеуказанного закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
В силу ст. 13 вышеуказанного закона признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде его решений, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления им жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам Российской Федерации, нуждающимся в жилище; реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства (Определения от <дата> N 123-О, от <дата> N 80-О, от <дата> N 955-О-О, от <дата> N 1543-О-О, от <дата> N 306-О-О, от <дата> N 192-О-О, от <дата> N 1371-О и др.)
Отношения, связанные с учетом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в г. Сызрань регулируются Законом Самарской области от <дата> № ***-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», действие настоящего закона распространяется на граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» (п.2 ч. 2ст. 2)
Согласно п. 4 ст. 2 вышеуказанного Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в п.2-4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.
В силу п. 3.1 Постановления Правительства Самарской области от <дата> № *** (в ред. от <дата>) «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи предоставляют в уполномоченный орган в том числе справку о реабилитации для граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 2 Закона; (абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от <дата> N 140); документы, подтверждающие факт утраты жилого помещения в связи с репрессиями, а также факт проживания в данной местности и населенном пункте до применения репрессий (для реабилитированных лиц, членов семей реабилитированных лиц и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий); (абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от <дата> N 140); документы, подтверждающие родство с реабилитированным лицом, а также факт совместного с ним проживания до применения репрессий (для членов семей и других родственников реабилитированных лиц).
Судом установлено, что <дата> Щербакова В.И. обращалась в Администрацию г.о. Сызрань с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (л.д. 60).
Согласно п. 1.1 постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Щербакова В.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании Закона Самарской области от <дата> № ***-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» как гражданин, имеющий право на обеспечение жилым помещением в соответствии с законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» за № ***, состав семьи 1 человек. (л.д.10).
Пунктом 10 постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** п. 1.1 Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** о принятии на учет Щербаковой В.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Законом «О реабилитации жертв политических репрессий» отменен, т.к. на момент применения репрессий Щербакова В.И. не проживала в г. Сызрань. (л.д.13).
Судом установлено, что истицей пропущен установленный законом трехмесячный срок для оспаривания Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от 14.04.2015г. Доказательств уважительных причин пропуска срока для обращения в суд истицей не представлено.
Таким образом, заявленные истицей требования о признании незаконным и отмене Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> следует оставить без удовлетворения в связи с пропуском срока для обращения в суд.
Федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путем принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учет и обеспечение жилыми помещениями. При этом установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1, мать истца, в июле 1944 г. выслана в Молотовскую (Пермскую) область, где находилась на спецпоселении как лицо болгарской национальности до <дата> и впоследствии реабилитирована. До применения к ней репрессий проживала в <адрес> Республики Крым. На основании ст. 1-1 Закона России от <дата> «О реабилитации жертв политических репрессий» Щербакова В.И. (до брака ФИО10) реабилитирована.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истицы, представителей сторон, письменными материалами дела – сообщениями КЖКХ, копией Постановления Администрации г.о. Сызрань от 20.08.2013г., копией Постановления Администрации г.о. Сызрань от 14.04.2015г., справками о реабилитации (л.д.19,20), копией свидетельства о рождении (л.д. 23), копией заявления о принятии на учет от 27.03.2013г. (л.д.60).
Поскольку судом установлено, что до применения политических репрессий к ФИО1, последняя на территории г.о. Сызрань не проживала, оснований для признания истицы нуждающейся в жилом помещении, как гражданина, имеющего право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» на территории г.о. Сызрань не имеется.
При этом суд исходит из взаимосвязи положений ст. 13 с ч. ч. 1 и 2 ст. 16 Закона от <дата> № *** "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которых расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов РФ, на территории которых указанные лица, утратили жилые помещения в связи с репрессиями и на территории которых проживали до применения к ним репрессий и на территорию которых они вернулись.
Истица Щербакова В.И. <дата> обращалась в Сызранский городской суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании Администрацию г.о. Сызрань предоставить ей и членам ее семьи социальную выплату на приобретение жилья как реабилитированному лицу, признанному пострадавшей от политических репрессий и нуждающейся в жилом помещении. В ходе рассмотрения дела истица утонила свои исковые требования о восстановлении ее и членов ее семьи в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с прежней очередности и с учетом ее продвижения с момента первоначальной постановки и обязании Администрацию г.о. Сызрань предоставить ей и членам ее семьи социальную выплату на приобретение жилья как реабилитированному лицу, признанному пострадавшей от политических репрессий и нуждающейся в жилом помещении.
Решением Сызранского городского суда от 24.02.2016г исковые требования Щербаковой В.И. к Администрации г.о. Сызрань о восстановлении ее и членов ее семьи в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с прежней очередности и с учетом ее продвижения с момента первоначальной постановки и обязании Администрацию г.о. Сызрань предоставить ей и членам ее семьи социальную выплату на приобретение жилья как реабилитированному лицу, признанному пострадавшей от политических репрессий и нуждающейся в жилом помещении - оставлены без удовлетворения. Решение суда вступило в законную силу 28.03.2016г.
По сути заявленные истицей исковые требования идентичны ее требованиям, заявленным и рассмотренным су<адрес>.02.2016г.
Право Щербаковой В.И. на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 13 Закона РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» не нарушено, поскольку в случае возвращения в населенный пункт, где до применения политических репрессий проживала ее мать, она не лишена права на обращение с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Щербаковой В.И. к Администрации г.о. Сызрань о признании незаконным и отмене Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата>, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с прежней очередностью - оставить без удовлетворения.
Срок составления мотивированного решения – пять дней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Кислянникова Т.П.
Мотивированное решение составлено <дата>
Судья:_______________________Кислянникова Т.П.