Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1239/2016 ~ М-1029/2016 от 17.03.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Сызрань     22 апреля 2016 года

Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего

судьи Кислянниковой Т.П.

при секретаре Гайдук А.Ю.

с участием адвоката Серова М.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1239/2016 по иску Щербаковой В.И. к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконным и отмене Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от 14.04.2015г., признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У с т а н о в и л:

    Щербакова В.И. обратилась в суд с иском о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и об обязании Администрации городского округа Сызрань Самарской области предоставить социальные выплаты на приобретение жилья ей и членам её семьи, как реабилитированному лицу, признанной пострадавшей от политических репрессий, нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование своих исковых требований истица указала, что она была реабилитирована - <дата> на основании ст. 1-1 Закона РФ от <дата> «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку ее мать ФИО1 была выслана в 1944 году из Крыма на спецпоселение в <адрес>/<адрес> и поставлена на учет спецпоселенцев как лицо болгарской национальности. До репрессии, ее родители - ФИО2, 1910 г.р. и ФИО1, 1908 г.р. проживали в <адрес> (Белогорского) района <адрес>. У нее имеется свидетельство о праве на льготы, установленные ст.16 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», выданное администрацией <адрес> Самарской области, где в настоящее время она и проживает.

    Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата> № *** она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как гражданин имеющий право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий».     <дата> она снята с учета, так как на момент применения репрессии не проживала в г. Сызрань. <дата> она обратилась в администрацию <адрес> Республики Крым с запросом о решении вопроса по принятию ее на учет с целью реализации права, предусмотренного статьей 13 Закона РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» в части переселения и получения жилья. <дата> получен ответ заместителя главы администрации о том, что в данный момент механизм отдельного квартирного учета репрессированных граждан ведется согласно Закону Республики Крым от <дата> № ***-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в <адрес>» и ей рекомендовано обратиться с заявлением по вопросу постановки на квартирный учет в соответствии с действующим законодательством РФ по месту регистрации.     Повторно, <дата> в Комитет ЖКХ Администрации г.о. Сызрань был направлен запрос на получение перечня документов, необходимых для постановки на учет для реализации ее права, предусмотренного ст. 13 Закона РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» в части переселения и получения жилья.     <дата> получен ответ об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, где указано, что лицам, утратившим жилое помещение в связи с репрессиями, гарантировано восстановление жилищных прав при их возвращении для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, она может воспользоваться своим правом в случае возвращения в тот населенный пункт, где она проживала до применения политических репрессий.    Для получения жилья в <адрес>, она должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а механизм отдельного квартирного учета граждан ведется согласно Закону Республики Крым от <дата> № ***-ЗРКУ2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в <адрес>». Однако, вышеуказанный Закон направлен на правовое регулирование некоторых вопросов в области жилищных отношений в части обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, жилыми помещениями и механизм его исполнения в части обеспечения жильем граждан, подвергшихся политическим репрессиям не функционирует. Льготу она должна получить по месту фактического проживания, то есть на территории муниципального образования г.о. Сызрань.

    

<дата> от истицы поступило уточненное исковое заявление, в котором она просит признать незаконным и отменить Постановление Администрации городского округа Сызрань от <дата> № ***, и признать её и членов её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с прежней очередностью и с учетом ее продвижения с момента первоначальной постановки.

В судебном заседании истица Щербакова В.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, привела доводы, изложенные выше и в исковом заявлении, дополнила, что она проживает в Самарской области 23-ий год и считает, что имеет право на жилье. У неё имеется в собственности 1/4 доля трехкомнатной квартиры, по адресу регистрации и проживания <адрес>, другого жилья не имеет. Членом её семьи является сын - ФИО3, <дата> г.р., он состоял с ней на очереди в качестве члена ее семьи на предоставлении жилого помещения как нуждающийся. Просила признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законом " О реабилитации жертв политических репрессий ".

В судебном заседании представитель истицы по доверенности Серов М.Ю. уточненные исковые требования поддержал, сослался на доводы, изложенные выше и в исковом заявлении.

    В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.о. Сызрань по доверенности Рудаева Ю.М. исковые требования не признала и пояснила, что срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> истек, каких-либо оснований для восстановления срока и невозможности оспорить постановление в действующий срок истцом не представлено. Соответственно данное постановление вынесено в рамках действующего законодательства, уполномоченным органом. Оснований для признания истца нуждающейся в улучшении в жилищных условиях не имеется, в связи с тем, что ФЗ предусмотрено право граждан встать на очередь в том месте, где они проживали до применения к ним политических репрессий. В данном случает истец не проживала в г. Сызрань, поэтому оснований и права состоять на очереди на получение жилья в г.о. Сызрань у истца не имеется.

    В судебном заседании представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань в лице Пигалкиной В.Я. возражала против заявленных требований, полагала, что истицей пропущен установленный 3-х месячный срок для обжалования Постановления Администрации г.о. Сызрань. Наличие у истца жилого помещения говорит о том, что она не в праве претендовать на признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий, принадлежащая истцу доля квартиры соответствует учетной норме. <адрес> жилого помещения истца составляет 61,7 кв.м. Имеется норматив в соответствии с которым предоставляются данной категории лиц жилые помещения. Учетная норма на одного жильца составляет 14 кв.м.

    В судебном заседании представитель жилищного отдела Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрани в лице Добряковой Э.И. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, что постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Щербакова В.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как гражданин, имеющий право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий». Однако в связи с внесенными изменениями законодательство гарантирует восстановление жилищных прав реабилитированных лиц, утративших жилое помещение в связи с репрессиями, при их возвращении для проживания в те местности и в населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В связи с чем, Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** отменен п. 1.1 вышеуказанного постановления о принятии на учет в жилом помещении Щербаковой В.И. как гражданина, имеющего право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий», т.к. на момент применения репрессий не проживала в г. Сызрань. Кроме того, истец в установленный законом срок данное постановление Администрации г.о. Сызрань не обжаловала.

Проверив дело, заслушав объяснения сторон, представителей, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Закон Российской Федерации от <дата> N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.

В силу ст. 1 вышеуказанного закона политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В силу ст. 1.1. вышеуказанного закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

В силу ст. 13 вышеуказанного закона признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

     Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде его решений, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления им жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам Российской Федерации, нуждающимся в жилище; реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства (Определения от <дата> N 123-О, от <дата> N 80-О, от <дата> N 955-О-О, от <дата> N 1543-О-О, от <дата> N 306-О-О, от <дата> N 192-О-О, от <дата> N 1371-О и др.)

Отношения, связанные с учетом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в г. Сызрань регулируются Законом Самарской области от <дата> № ***-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», действие настоящего закона распространяется на граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» (п.2 ч. 2ст. 2)

Согласно п. 4 ст. 2 вышеуказанного Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в п.2-4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.

В силу п. 3.1 Постановления Правительства Самарской области от <дата> № *** (в ред. от <дата>) «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи предоставляют в уполномоченный орган в том числе справку о реабилитации для граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 2 Закона; (абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от <дата> N 140); документы, подтверждающие факт утраты жилого помещения в связи с репрессиями, а также факт проживания в данной местности и населенном пункте до применения репрессий (для реабилитированных лиц, членов семей реабилитированных лиц и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий); (абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от <дата> N 140); документы, подтверждающие родство с реабилитированным лицом, а также факт совместного с ним проживания до применения репрессий (для членов семей и других родственников реабилитированных лиц).

Судом установлено, что <дата> Щербакова В.И. обращалась в Администрацию г.о. Сызрань с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (л.д. 60).

Согласно п. 1.1 постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** Щербакова В.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании Закона Самарской области от <дата> № ***-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» как гражданин, имеющий право на обеспечение жилым помещением в соответствии с законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» за № ***, состав семьи 1 человек. (л.д.10).

     Пунктом 10 постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** п. 1.1 Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** о принятии на учет Щербаковой В.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Законом «О реабилитации жертв политических репрессий» отменен, т.к. на момент применения репрессий Щербакова В.И. не проживала в г. Сызрань. (л.д.13).

    Судом установлено, что истицей пропущен установленный законом трехмесячный срок для оспаривания Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от 14.04.2015г. Доказательств уважительных причин пропуска срока для обращения в суд истицей не представлено.

    Таким образом, заявленные истицей требования о признании незаконным и отмене Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> следует оставить без удовлетворения в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путем принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учет и обеспечение жилыми помещениями. При этом установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1, мать истца, в июле 1944 г. выслана в Молотовскую (Пермскую) область, где находилась на спецпоселении как лицо болгарской национальности до <дата> и впоследствии реабилитирована. До применения к ней репрессий проживала в <адрес> Республики Крым. На основании ст. 1-1 Закона России от <дата> «О реабилитации жертв политических репрессий» Щербакова В.И. (до брака ФИО10) реабилитирована.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истицы, представителей сторон, письменными материалами дела – сообщениями КЖКХ, копией Постановления Администрации г.о. Сызрань от 20.08.2013г., копией Постановления Администрации г.о. Сызрань от 14.04.2015г., справками о реабилитации (л.д.19,20), копией свидетельства о рождении (л.д. 23), копией заявления о принятии на учет от 27.03.2013г. (л.д.60).

Поскольку судом установлено, что до применения политических репрессий к ФИО1, последняя на территории г.о. Сызрань не проживала, оснований для признания истицы нуждающейся в жилом помещении, как гражданина, имеющего право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Законом РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» на территории г.о. Сызрань не имеется.

    При этом суд исходит из взаимосвязи положений ст. 13 с ч. ч. 1 и 2 ст. 16 Закона от <дата> № *** "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которых расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов РФ, на территории которых указанные лица, утратили жилые помещения в связи с репрессиями и на территории которых проживали до применения к ним репрессий и на территорию которых они вернулись.

Истица Щербакова В.И. <дата> обращалась в Сызранский городской суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании Администрацию г.о. Сызрань предоставить ей и членам ее семьи социальную выплату на приобретение жилья как реабилитированному лицу, признанному пострадавшей от политических репрессий и нуждающейся в жилом помещении. В ходе рассмотрения дела истица утонила свои исковые требования о восстановлении ее и членов ее семьи в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с прежней очередности и с учетом ее продвижения с момента первоначальной постановки и обязании Администрацию г.о. Сызрань предоставить ей и членам ее семьи социальную выплату на приобретение жилья как реабилитированному лицу, признанному пострадавшей от политических репрессий и нуждающейся в жилом помещении.

Решением Сызранского городского суда от 24.02.2016г исковые требования Щербаковой В.И. к Администрации г.о. Сызрань о восстановлении ее и членов ее семьи в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с прежней очередности и с учетом ее продвижения с момента первоначальной постановки и обязании Администрацию г.о. Сызрань предоставить ей и членам ее семьи социальную выплату на приобретение жилья как реабилитированному лицу, признанному пострадавшей от политических репрессий и нуждающейся в жилом помещении - оставлены без удовлетворения. Решение суда вступило в законную силу 28.03.2016г.

По сути заявленные истицей исковые требования идентичны ее требованиям, заявленным и рассмотренным су<адрес>.02.2016г.

Право Щербаковой В.И. на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 13 Закона РФ от <дата> № *** «О реабилитации жертв политических репрессий» не нарушено, поскольку в случае возвращения в населенный пункт, где до применения политических репрессий проживала ее мать, она не лишена права на обращение с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Щербаковой В.И. к Администрации г.о. Сызрань о признании незаконным и отмене Постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата>, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с прежней очередностью - оставить без удовлетворения.

Срок составления мотивированного решения – пять дней.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Кислянникова Т.П.

Мотивированное решение составлено <дата>

Судья:_______________________Кислянникова Т.П.

2-1239/2016 ~ М-1029/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Щербакова В.И.
Ответчики
Администрация г.о.Сызрань
Другие
КЖКХ Администрации г.о. Сызрань
Жилищный отдел КЖКХ Администрации г.о.Сызрань
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Кислянникова Т.П.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
17.03.2016Передача материалов судье
18.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2016Подготовка дела (собеседование)
31.03.2016Подготовка дела (собеседование)
31.03.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.04.2016Предварительное судебное заседание
22.04.2016Судебное заседание
27.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2016Дело оформлено
27.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее