Дело № 2-1201/2013г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
В составе председательствующего Юркиной С.И.
При секретаре Петровой А.И.
С участием представителя заявителя Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии» Коянкина В.Ф., представителя лица, действия которого оспариваются, Прокуратуры Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия старшего помощника прокурора Терентьевой Т.П.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Саранске
июля 2013 года
гражданское дело по заявлению Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии» об оспаривании действий Прокуратуры Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия по проведению проверки исполнения законодательства,
установил:
Мордовская республиканская общественная организация «Эрзянская община Мордовии» (сокращенное наименование - Эрзянская община Мордовии) обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Прокуратуры Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия по проведению проверки исполнения законодательства.
В обоснование указала, что 15.04.2013 года прокуратурой Пролетарского района г. Саранска на основании задания прокуратуры Республики Мордовия в связи с возникшей необходимостью проведена проверка Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии».
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Основания для проведения проверки, предусмотренного законом, не имелось.
На основании изложенного просит признать незаконной проверку Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии», проведенную прокуратурой Пролетарского района г. Саранска.
В судебном заседании представитель заявителя Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии» Коянкин В.Ф. поддержал заявление по основаниям, указным в нем.
В судебном заседании представитель лица, действия которого оспариваются, Прокуратуры Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия старший помощник прокурора Терентьева Т.П. просила отказать в удовлетворении заявления в связи с его необоснованностью, поскольку проверка исполнения Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии» законодательства о противодействии экстремизму проведена Прокуратурой Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия на основании задания Прокурора Республики Мордовия, данного 07.02.2013 года за № 27-3-2-2013/26, которое обязательно к исполнению нижестоящей прокуратурой Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия
Суд, исследовав доказательства, считает, что заявление Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд в соответствии с положениями части третей статьи 246 ГПК Российской Федерации не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.06.2013 года Мордовская республиканская общественная организация «Эрзянская община Мордовии» зарегистрирована в данном реестре под основным государственным регистрационным номером 1021300007080, дата регистрации 02.10.2000 года.
15.04.2013 года Прокуратурой Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия с участием специалиста Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия проведена проверка исполнения Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии» законодательства о противодействии экстремизму. Это подтверждается материалами дела и пояснениями лиц, участвующих в деле.
Действия Прокуратуры Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия по проведению данной проверки оспариваются Мордовской республиканской общественной организацией «Эрзянская община Мордовии».
Предоставленные Прокуратурой Пролетарского района г. Саранска материалы по проведенной проверки исполнения Эрзянской общиной Мордовии законодательства о противодействии экстремизму свидетельствуют, о том, что данная проверка проведена в пределах полномочий, рамках полученного задания, и в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".
Установлено, что Прокуратурой Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия проведена указанная проверка на основании задания Прокурора Республики Мордовия, данного 07.02.2013 года за № 27-3-2-2013/26 всем межрайонным прокурорам Республики Мордовии. Задание гласит: « О проведении проверки исполнения законов об оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности правоохранительными органами при выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с деятельностью экстремистских сообществ и организаций, а также исполнения законодательства о противодействии экстремизму общественными, религиозными объединениями и иными некоммерческими организациями».
Данное задание дано на основании пункта 6 плана работы Прокуратуры Республики Мордовия на первое полугодие 2013 года, утвержденного прокурором Республики Мордовия 30 декабря 2012 года. Указанное мероприятие включено в план работы Прокуратуры Республики Мордовия на основании пункта 6 плана работы на первое полугодие 2013 года Генеральной прокуратуры Российской Федерации. А на основании пункта 6 плана работы на первое полугодие 2013 года Прокуратуры Республики Мордовия оно включено в план работы на первое полугодие 2013 года Прокуратуры Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия.
В задании о проведении проверки указано, что проверке подлежит деятельность зарегистрированных в установленном порядке общественных, религиозных объединений и иных некоммерческих организаций. Кроме того, перечислен перечень работ, подлежащих выполнению в ходе проверки.
Часть 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Предметом прокурорского надзора в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" выступают общественные отношения, на регулирование которых направлена прокурорская деятельность, то есть общественные отношения, связанные с исполнением требований Конституции Российской Федерации и действующих на территории Российской Федерации законов.
При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Пунктами 1.1., 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. N 362 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности" приказано заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным, транспортным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:
«Считать надзор за исполнением указанного законодательства одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры.
По итогам полугодия и года не позднее 15 июля и 15 января направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности и проведенной в этой сфере органами прокуратуры работе».
Доводы заявителя о том, что полномочия прокурора, указанные в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", могут быть реализованы только в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, основан на неправильном толковании закона. Согласно Приказу Генеральной прокуратуры РФ от 19 ноября 2009 г. N 362 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности" прокуроры субъектов Российской Федерации обязаны систематически проводить проверки исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности на основе анализа состояния законности. При этом данные проверки носят плановый характер.
Поводом для проверки исполнения Эрзянской общины Мордовии законодательства о противодействии экстремизму послужило задание Прокурора Республики Мордовия, данное в рамках плановой проверки исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности общественными, религиозными объединениями на территории Республики Мордовия, которое в силу закона является обязательным для нижестоящего Прокурора Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия. Следовательно, Прокурор Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия имел полномочия на проведение проверки исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности общественными, религиозными объединениями на территории Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия.
Список общественных организаций, находящихся на территории Пролетарского района г. Саранска, в котором значится и Мордовская республиканская общественная организация «Эрзянская община Мордовии» по адресу: г. Саранск, ул. Победы, дом 5, квартира 34, предоставлен Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия по запросу прокуратуры.
12 апреля 2013 года за № 27-2-13 Прокурором Пролетарского района г. Саранска в адрес Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии» направлено извещение о проведении в организации в 10 часов 15.04.2013 года исполнение законодательства о противодействии экстремизму, и на основании статей 6 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предложено обеспечить участие в указанных проверочных мероприятиях уполномоченного представителя и подготовить к указанному сроку: протоколы руководящих органов, акты ревизий, акты проверок, сведения о приеме и исключении из членства организации, сведения о расходовании и поступлении денежных средств, выписки из лицевого счета, сведения о наличии нового имущества.
Перечисленные документы запрошены Прокурором Пролетарского района г. Саранска на основании полученного задания, в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".
Из совокупности названных норм законодательства и установленных судом обстоятельств следует, что проведение Прокуратурой Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия проверки исполнения Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии» законодательства о противодействии экстремизму, в том числе и истребование необходимых документов в рамках проводимой проверки, не может рассматриваться, как нарушающее права и законные интересы данной общественной организации. Поэтому заявление Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии» об оспаривании действий Прокуратуры Пролетарского района г. Саранска по проведению проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Мордовской республиканской общественной организации «Эрзянская община Мордовии» в удовлетворении заявления об оспаривании действий Прокуратуры Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия по проведению проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г. Саранска.
Председательствующий