Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-101/2017 ~ М-79/2017 от 03.02.2017

                                     Дело

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

09 марта 2017 года п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Спиридонова Е.А.,

при секретаре Васильчук Н.А.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика <адрес> ФИО5,

представителя органа опеки и попечительства <адрес> ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> о возложении обязанности на администрацию <адрес> предоставить ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого, общей площадью не менее 33 кв.м. отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в границах поселка <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

    Истец ФИО1 к <адрес> с указанными требованиями.

В обоснование требований указав, что она является лицом из числа детей сирот, так как ее мама умерла, сведения об отце в свидетельстве, о рождении записаны со слов матери. ДД.ММ.ГГГГ она закончила обучение в профессиональном образовательном учреждении Амурской области. Постановлением главы администрации Бурейского района от 20.09.2016 года №550 она принята на регистрационный учет в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно уведомление Министерства социальной защиты населения Амурской области №17-4931 от 26.10.2016 года она включена в список детей-сирот подлежащих обеспечению жилым помещением. 08 декабря она обратилась в Администрацию Бурейского района с заявлением о выделе ей жилого помещения согласно законодательства, но ей представлен отрицательный ответ.

На сегодняшний день ей так и не было предоставлено соответствующее жилое помещение как лицу, относящемуся к категории детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

Просила возложить обязанность на администрацию <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, не ниже установленной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим нормам в черте районного административного центра.

Истец ФИО1, в судебном заседании исковые требования поддержала и уточнила, в обоснование привела те же доводы, что и в иске. Просила возложить обязанность на администрацию <адрес> предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого, общей площадью не менее 33 кв.м. отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в границах поселка <адрес>.

Представитель ответчика <адрес> ФИО5, суду пояснил, что не имеет возражений относительно заявленных требований и оставляет принятие решения по делу на усмотрения суда, при этом просил учесть, что при исполнении государственных полномочий по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрация Бурейского района руководствуется действующим законодательством РФ: Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Законом Амурской области от 11.04.2005 №472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и, детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Объем денежных средств, предназначенных для обеспечения детей-сирот, а также лиц, относящихся к данной категории определяется Правительством Амурской области и на изменение данного объема денежных средств администрация Бурейского района повлиять не может.

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного Приложения — органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям - сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с текущим списком лиц из числа детей-сирот, который ведет министерство социальной защиты населения <адрес>, ФИО1 включена в данный список.

На данное время в списке состоят 29 человек. Из них в отношении четырех лиц имеется вступившее в силу судебное решение.

ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ДД.ММ.ГГГГ.

В 2016 году ФИО1 не была обеспечена жилым помещением, так как в бюджете <адрес> из бюджета <адрес> поступили финансовые средства на приобретение только двух жилых помещений. Финансовые средства поступили до даты включения ФИО1 в списки. На поступившие финансовые средства администрацией <адрес> были приобретены два жилых помещения для ФИО6 и ФИО7 во исполнение решения Бурейского районного суда.

В соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2017 году субвенции из федерального и областного бюджета бюджету <адрес> на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенным между министерством социальной защиты населения <адрес> и администрацией <адрес>, запланировано предоставление субвенции бюджету муниципального образования <адрес> из бюджета <адрес> в сумме 1085700 рублей 00 копеек. Размер субвенции, предоставляемой из федерального бюджета равен 0 рублей.

Таким; образом, с учетом общего числа лиц, включенных в списки очередников»: вышеуказанная сумма в данный момент не позволяет приобрести жилое помещение для ФИО1.

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного Приложения — органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям -сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с текущим списком лиц из числа детей-сирот, который ведет министерство социальной защиты населения <адрес>, ФИО1 включена в данный список.

На данное время в списке состоят 29 человек. Из них в отношении четырех лиц имеется вступившее в силу судебное решение.

ФИО1 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ДД.ММ.ГГГГ.

В 2016 году ФИО1 не была обеспечена жилым помещением, так как в бюджете <адрес> из бюджета <адрес> поступили финансовые средства на приобретение только двух жилых помещений. Финансовые средства поступили до даты включения ФИО1 С списки. На поступившие финансовые средства администрацией <адрес> были приобретены два жилых помещения для ФИО6 и ФИО7 С целью исполнения решения Бурейского районного суда.

В соответствии с Соглашением от 09 февраля 2017 года о предоставлении в 2017 году субвенции из федерального и областного бюджета бюджету Бурейского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенным между министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Бурейского района, запланировано предоставление субвенции бюджету муниципального образования Бурейского района из бюджета Амурской области в сумме 1085700 рублей 00 копеек. Размер субвенции, предоставляемой из федерального бюджета равен 0 рублей.

Таким образом, с учетом общего числа лиц, включенных в списки очередников»: вышеуказанная сумма в данный момент не позволяет приобрести жилое помещение для ФИО1

Кроме вышеуказанного администрация Бурейского района просит суд при вынесении решения по данному делу учесть следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным, бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых; средств.

Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

В соответствии с пунктом 16 Приложения №2 к постановлению Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»- министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой -лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

Представитель заинтересованного лица органа опеки и попечительства <адрес> ФИО8 суду пояснила, что согласно уведомления Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления - ДД.ММ.ГГГГ (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередность в общем списке - 31);

В связи с ограниченным объемом финансовых средств, выделенных на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечить ФИО1 жилым помещением возможно лишь в порядке очередности согласно даты постановки ФИО1 на регистрационный учет, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица <адрес> ФИО9 надлежащим образом извещенной о времени месте проведения судебного разбирательства, в письменном отзыве указавшей, что согласно пункту 2 статьи 263 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В целях реализации указанных положений принят Закон Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с пунктом 4 статьи 5 которого осуществление полномочий то обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления.

Кроме того, постановлением Правительства области от 08.04.2013 № 144 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Законом Амурской области от 20.12.2016 № 27-03 «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (в редакции Закона Амурской области от 30.01.2017 № 47-03) в Приложение № 35, предусматривающего распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2017 год, для Бурейского района предусмотрены субвенции в размере 1085,7 тыс. руб.

Законом Амурской области от 14.12.2015 № 619-03 «Об областном бюджете на 2016 год» (приложения № 24, № 30) (в редакции Закона Амурской области от 20.12.2016 № 26-03) предусматривалось для Бурейского района распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2016 год: согласно приложению № 30 в размере 3794,5 тыс.руб. и согласно приложению № 24 - 970,0 тыс.руб., итого - 970,0 тыс.руб. Итого 1940,0 тыс.рублей.

В соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления).

Исходя из вышеизложенного, следует, что <адрес>, как высший исполнительный орган государственной власти области, выполнило установленные законодательством требования.

Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Амурской области.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела представителей Министерства финансов Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области, Министерства социальной защиты населения, об отложении дела не ходатайствующих, отзывов относительно заявленных требований не представивших.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные ФИО1 требования законные, обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие действий граждан и юридических лиц.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности вследствие действий граждан и юридических лиц, вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Жилищное законодательство в силу п.«к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального, специализированного или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору специализированного найма жилья, определен федеральным законодательством.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года №258-0 осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определённых категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ).

В ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее -органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 № 472- 03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.    

Согласно ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в т.ч. по предоставлению за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления;

Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, мать ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти 1-ОТ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГС по <адрес> и <адрес> Управления ЗАГС <адрес>. Сведения об отце, в свидетельстве о рождении ФИО1, записаны со слов матери.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации <адрес> ФИО1 совместно с братом и сестрой были направлены в детское Государственное учреждение. На Администрацию Екатеринославского сельсовета возложена обязанность поставить ФИО1, на получение внеочередного жилья.

Согласно Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении опеки (попечительства) на возмездной основе», ФИО10, которая зарегистрирована и проживает в <адрес>, назначена опекуном над ФИО1.

На основании заявления ФИО1, она Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом на территории <адрес>, в связи с переездом к опекуну ФИО10 в приемную семью в <адрес>.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ФИО1, лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и принятии ее на регистрационный учет» ФИО1 признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно Уведомления Министра Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и списка указанной категории детей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.

Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории «дети-сироты» в муниципальном образовании свидетельствует о признании права за ФИО1 на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.

Письменным ответом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и пояснениями сторон в судебном заседании доказано, что на момент обращения с настоящим иском в суд ФИО1 по настоящее время не обеспечена жилой площадью и нуждается в жилом помещении, как необеспеченная со стороны государства отдельным благоустроенным жилым помещением в связи с имеющейся у нее льготой, как ребенок оставшийся без попечения родителей.

Паспортом гражданина РФ на имя ФИО1, свидетельством о рождении, справкой о рождении, свидетельством о профессии рабочего доказано, что истцу ФИО1 исполнилось 18 лет, она закончила образовательное учреждение.

Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, судом установлено, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ, Постановления Правительства Амурской области от 08.04.2013 года и № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

Что истец ФИО1, является лицом, оставшимся без попечения родителей, достиг 18-летнего возраста, окончила образовательное учреждение, постоянно проживает в п.Бурея Бурейского района, не имеет закрепленного жилого помещения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обладает правом как нуждающейся в жилом помещении, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в черте границ п.Новобурейский, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Амурской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование истца ФИО1 о предоставлении ей жилого помещения в границах <адрес> является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно письменного ответа главы Администрации Бурейского района на заявление ФИО1 о предоставлении жилого помещения и правовой позиции ответчика – Администрации Бурейского района, в судебном заседании органы местного самоуправления являются лишь «посредником» при предоставлении жилых помещений детям-сиротам. Администрацией Бурейского района в рамках, переданных полномочий, исходя из объемов поступающих средств из областного бюджета, приобретается соответствующее количество жилых помещений, которые впоследствии предоставляются детям-сиротам. Выделение помещений происходит исходя из имеющихся обстоятельств и списка детей – сирот, в котором ФИО1 занимает 29 очередь.

Однако суд не может согласиться с указанными доводами, поскольку формирование субъектом РФ – Администрацией Бурейского района списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Ни ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, а также отсутствие у органа местного самоуправления в жилищном фонде свободного жилья также не освобождает администрацию Бурейского района от исполнения обязанности по предоставлению жилья и не может служить основанием для ограничения прав лиц рассматриваемой категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления.

Согласно ч. 7. Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч.1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч.2). Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения (ч.3). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.2).

Согласно решению поселкового совета народных депутатов от 17.05.2016 года № 32/167 норма предоставления жилого помещения устанавливается в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч.2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 1 января 2013 года, детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения.

При таких обстоятельствах иск ФИО1 к <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение подлежит удовлетворению, на <адрес> следует возложить обязанность представить ФИО1 жилое помещение в границах поселка <адрес> по договору специализированного найма общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим условиям.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требований ФИО1 удовлетворить.

Возложить на администрацию <адрес> обязанность предоставить ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в границах поселка <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Амурский областной суд через Бурейский районный суд.

Председательствующий:

Судья Бурейского районного суда:                     Е.А. Спиридонов

2-101/2017 ~ М-79/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Серикова Татьяна Владимировна
Ответчики
администрация Бурейского района
Другие
министерство финансов Амурской области
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
bureiskiy--amr.sudrf.ru
03.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2017Передача материалов судье
03.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2017Судебное заседание
09.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее