Дело № 2-.../2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода
в составе председательствующего: судьи Кшнякиной Е.И.
при секретаре: Яцкевич Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малахова В.А. к администрации города Нижнего Новгорода, Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Малахов В.А. обратился в суд с иском к ответчикам о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, и возложении обязанности по его предоставлению.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области рассмотрев заявление вх.№ ... о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, местоположение: <адрес> отказало в предоставлении земельного участка в виду возможного наличия прав третьих лиц на испрашиваемом земельном участке и отсутствия проезда к заявленному участку.
Истец считает, что отказ не основан на норме закона, является безосновательным по следующим основаниям.
Испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на основании действующего законодательства.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,9, 11-21.1, 25-30 ч.2 ст.7 ФЗ сведений об объекте недвижимости. ( в ред.ФЗ от 21.12.2009г. № 334-Фз, от 23.07.2013г. № 250-ФЗ, от 22.12.2014г. № 447-ФЗ).
Ст.22 ФЗ № 221-ФЗ ( ред.от 03.07.2016г.) «О государственном кадастре недвижимости» установлен перечень необходимых для осуществления ГКУ земельных участков, в том числе утвержденная схема расположения земельного участка на ГКН, выполненная с учетом требований земельных и градостроительных норм.
При этом постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Таким образом, в случае запроса земельного участка, учтенного в едином государственном кадастре недвижимости для индивидуального жилищного строительства, уполномоченными на его формирование органами обеспечиваются наличие подъездных путей к нему, исключаются вкрапления и пересечения с соседними участками, что делает отказ министерства безосновательным.
Кроме того, орган кадастрового учета, осуществив необходимую проверку представленных для образования участка документов, вносит данные в кадастр по соответствующему земельному участку и присваивает ему статус «временного», тем самым дополнительно осуществляет проверку обеспечения формируемого участка подъездными путями и отсутствие прав третьих лиц.
Согласно ст.24 ФЗ № 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, что исключает наличие на нем прав третьих лиц.
В соответствии сл ст.39.16 ЗК РФ основание для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов « в связи с возможным наличием прав третьих лиц на испрашиваемом земельном участке» отсутствует, что указывает на незаконность принятого решения об отказе в приобретении участка в аренду для целей связанных с индивидуальным жилищным строительством.
Истец просит : признать отказ, выраженный в письме № ... от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным. Обязать Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области предоставить в аренду на 10 лет земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... по адресу : <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство в порядке ст.17 ФЗ № 181 от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» пп.14 п.2 ст.39.6 земельного кодекса РФ. ( л.д. ... ).
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, указав, что Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области незаконно и необоснованно отказало ему в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м по адресу : <адрес> ввиду возможного наличия прав третьих лиц на испрашиваемом земельном участке и отсутствия проезда к заявленному участку.
28.12.2016г. принят Закон Нижегородской области № 180-З «О внесении изменений в статью 2 закона Нижегородской области «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области и об отмене Закона Нижегородской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Нижегородской области «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области». Согласно п.2 ст.3 данный закон вступает в силу с 01.01.2017г.
В соответствии с п.5 ст.1 вышеуказанного закона, Правительство Нижегородской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по распоряжению и предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Нижний Новгород, за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам для целей размещения объектов индивидуального жилищного строительства.
С 01.01.2017г. министерство не является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками для целей размещения объектов индивидуального жилищного строительства.
Истец просит : признать отказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, выраженный в письме № ... от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отказе в предоставлении земельного участка» по рассмотрению заявления вх.№ ... о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м местоположением: <адрес>, - незаконным.
Обязать администрацию города Нижнего Новгорода предоставить в аренду на 10 лет земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... по адресу : <адрес> под индивидуальное жилищное строительство в порядке ст.17 ФЗ № 181 от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» пп.14 п.2 ст.39.6 земельного кодекса РФ. ( л.д. ...).
Истец Малахов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. ...), от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие по заявленным им требованиям. Считает, что суд вышел за рамки заявленных исковых требований, запрашивая через представителей сведения о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, так как в соответствии с письмом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. № ... при предоставлении земельного участка под ИЖС инвалидам министерство не требовало предоставление справки подтверждающей постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. О земельном участке с кадастровым номером ... узнал из публичной кадастровой карты. В администрацию города Нижнего Новгорода за предоставлением земельного участка не обращался, так как она в ДД.ММ.ГГГГ. не имела полномочий по распоряжению земельными участками (л.д. ...).
Представители истца - Хаханина И.А., Пахомова Н.И., действующие по доверенности ( л.д. ...), исковые требования поддержали в полном объеме, при этом Пахомова Н.И. пояснила, что Малахов В.А., являясь инвалидом, обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... по адресу : <адрес> имеет статус «временный», права третьих лиц на испрашиваемый земельный участок отсутствуют. Считает отказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, выраженный в письме № ... от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отказе в предоставлении земельного участка», незаконным.
Представитель Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д. ...), причина неявки неизвестна.
Администрация г. Нижнего Новгорода в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом (л.д. ...). Ранее от представителя Сунарчиной О.Т., действующей по доверенности (л.д. ...), поступил отзыв на иск, в котором она просила рассмотреть настоящее гражданское дело без участия представителя администрации г. Н. Новгорода в связи с занятостью в другом судебном заседании. Кроме того, в отзыве указала, что в связи с передачей полномочий по Закону Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-3 "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" министерство являлось уполномоченным органом по предоставлению оспариваемой услуги до 31.12.2016. Истец обратился в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ и получил отказ, формализованный в письме № ... в ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Закону Нижегородской области от 26.12.2016 №180-3 полномочия по распоряжению земельными участками» государственная собственность на которые не разграничены» под индивидуальное жилищное строительство перешли к администрации города Нижнего Новгорода с 01.01.2017. Таким образом, администрация города Нижнего Новгорода не участвовала в предоставлении данной услуги и необходимость участия администрации в данном деле в качестве второго ответчика, обусловлена правом заявителя на реальное исполнение судебного решения в части восстановления нарушенного права, подразумевающее, в том числе, возможность принудительного исполнения судебного решения (л.д. ...).
Выслушав представителей истца, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 14 той же статьи предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов» по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901"О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Из правовой позиции, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014 г., следует, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, подсобного и дачного хозяйства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.
Таким образом, право инвалида претендовать на меру социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства может быть реализовано им только в случае необходимости улучшения его жилищных условий.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
Исследование вопроса нуждаемости в улучшении жилищных условий, может быть осуществлено как органом местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении инвалиду земельного участка, так и судом в рамках дела такой категории.
Судом установлено, что Малахов В.А.проживает и зарегистрирован по адресу : <адрес>, является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно. ( л.д. ...).
Малахов В.А. для осуществления своего права, как инвалида, для получения в первоочередном порядке за плату без проведения торгов на основании Федерального закона от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обратился в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью ... +/- ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства ( л.д. ...).
Ответом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № ... от ДД.ММ.ГГГГ Малахову В.А. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что к заявленному земельному участку отсутствует организованный подъезд с земель общего пользования, земельный участок частично огражден забором на кирпичных опорах с металлическими секциями, правоустанавливающие документы на которые не представлены, возможно наличие прав третьих ли на испрашиваемом земельном участке (л.д. ...).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости : земельный участок площадью ... + /-... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес> имеет статус «временный», дата истечения срока действия временного характера ДД.ММ.ГГГГ., относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство. ( л.д. ... ).
Из акта № ... от ДД.ММ.ГГГГ. обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> следует, что земельный участок частично огражден забором на кирпичных опорах с металлическими секциями ; фактическое использование земельного участка : не используется. ( л.д. ... ).
Согласно градостроительному заключению о возможности либо невозможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью ... +/- ... кв.м. с кадастровым номером ..., на которое ссылается Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в своем ответе Малахову В.А.: по генеральному плану г. Н. Новгорода, утвержденному постановлением городской Думы г. Н. Новгорода от 17.03.2010г. № 22 Жи-3 - зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки; в соответствии со ст. 46.10 правил землепользования и застройки г. Н. Новгорода (решение Городской Думы г. Н. Новгорода от 24.09.2014г. № 129), Ж-2 - зона индивидуальной жилой застройки городского типа; сведения, указанные в подпунктах 8, 9, 10, 14, 16, 17, 18, 20, 21, 24, 25 ст. 29.16 ЗК РФ в департаменте отсутствуют; сведения о том, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте либо зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в департаменте отсутствуют. По генеральному плану г. Н. Новгорода, утвержденному постановлением Городской Думы г. Н. Новгорода от 17.03.2010 № 22 (с изменениями) земельный участок расположен в границах санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов (ОАО "А"), зона «А». При использовании земельного участка обеспечить беспрепятственный доступ владельцам инженерных коммуникаций для обслуживания и ремонта. В соответствии с п. 1 ст. 90 ФЗ от 22.07.2008 № 123 «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями) для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники. По данным банка градостроительной деятельности Нижегородской области к заявленному участку отсутствует организованный проезд с земель общего пользования. Заключение: предоставление заявленного земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство осуществлять в соответствии с действующим законодательством (л.д. ...).
Согласно действующему законодательству, необходимо установить наличие у Малахова В.А. права на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Нуждаемость в улучшении жилищных условий инвалида является обязательным условием предоставления социальной льготы в виде предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
При этом суд считает, что представленный в материалы дела ответ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. на запрос представителя истца о том, что федеральным законодательством не установлено требование о предоставлении заявителем, имеющим право на предоставление земельного участка в соответствии с Федеральным законом, документа, подтверждающего его нуждаемость в улучшении жилищных условий, на основании чего министерство не требовало при обращении заявителей указанной категории предоставления справки, подтверждающей постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является неправомерным по следующим основаниям.
Так, согласно действующему законодательству ( ч.ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), нуждаемость в улучшении жилищных условий инвалида является обязательным условием предоставления социальной льготы в виде предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Малахову В.А. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости Малахова В.А. в улучшении жилищных условий.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При разрешении спора истец, представители истца в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, не предоставили суду доказательства о том, что Малахов В.А. нуждается в улучшении жилищных условий, либо признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит на учете.
Более того, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. представитель истца Пахомова Н.И. дважды заявила о том, что Малахов В.А. не нуждается в приобретении жилья и строительстве дома на земельном участке. При этом истец и его представители отказались суду предоставить какую-либо информацию по этому вопросу, считая, что исследование вопроса нуждаемости в улучшении жилищных условий не относится к предмету данного спора.
Поскольку нуждаемость Малахова В.А., являющегося инвалидом второй группы, в улучшении жилищных условий, материалами дела не подтверждена, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Малахову В.А. отказать.
При этом доводы истца о том, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований, следует признать несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.196 ч.3 ГПК РФ суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Кроме того, наличие у инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.
Между тем, из материалов дела следует, что истец обращался в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области с заявлением за предоставлением конкретного участка, с указанием его кадастрового номера, тогда как Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на нормах которого истец основывает свое право, не предоставляет инвалиду возможности просить о предоставлении произвольного выбранного земельного участка.
В силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявление на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
В уточненном исковом заявлении Малахов В.А. просит обязать администрацию города Нижнего Новгорода предоставить в аренду на 10 лет земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... по адресу : <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство в порядке ст.17 ФЗ № 181 от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» пп.14 п.2 ст.39.6 земельного кодекса РФ. Вместе с тем истец не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, что не позволяет суду сделать вывод о наличии нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов данного лица со стороны администрации г.Нижнего Новгорода.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Малахову В.А. к администрации города Нижнего Новгорода, Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца через Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Судья: Е.И.Кшнякина